Налогообложение выплат по еврооблигациям в текущих реалиях: казнить нельзя помиловать?
28.03.2023 г.
На протяжении последних десятилетий многие российские компании привлекали долговое финансирование с иностранных рынков капитала. В этих целях в соответствии с законодательством иностранных государств учреждались компании специального назначения (далее — «Эмитенты»). Деятельность Эмитентов была ограничена размещением долговых ценных бумаг среди инвесторов (далее — «Еврооблигации»). Впоследствии, за счет привлеченных средств Эмитенты выдавали российским организациям займы (далее — «Займы»). Условия выдачи Займов (срок, объем, валюта, процентная ставка и т. д.) были аналогичны условиям выпуска Еврооблигаций.
До изменения геополитической ситуации в мире в 2022 году российские заемщики осуществляли платежи по Займам в пользу Эмитентов, а Эмитенты, в свою очередь, использовали полученные денежные средства для осуществления платежей по уплате процентов и по погашению номинальной стоимости Еврооблигаций. При этом в силу положений пп. 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — «НК РФ») российские заемщики освобождались от обязанностей налогового агента по удержанию налога у источника с данных платежей при выполнении ряда условий.
В силу введенных международных ограничений осуществление платежей по Займам в иностранной валюте в пользу Эмитентов для российских заемщиков стало невозможно. Соответственно, у Эмитентов также отсутствуют средства, необходимые для осуществления платежей по Еврооблигациям в пользу держателей Еврооблигаций (далее – «Держатели»).
Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 (далее – «Указ № 95») был установлен временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации недружественные действия, который также распространяется на платежи по Еврооблигациям. Исходя из положений Указа № 95, решения Совета директоров Банка России от 23 декабря 2012 года и Указа Президента РФ от 8 августа 2022 года № 529, российские заемщики могут осуществлять выплаты в счет исполнения своих обязательств по Займам перед Эмитентами посредством осуществления платежей в счет выплаты процентного дохода и сумм полного (частичного) погашения Еврооблигаций непосредственно в адрес Держателей. Соответствующие платежи могут осуществляться различными способами:
- через центральный депозитарий РФ – напрямую Держателям, которые являются его депонентами, а также через другие российские депозитарии – Держателям-депонентам таких депозитариев;
- на счета типа «Д» в кредитных организациях;
- напрямую на банковские счета Держателей.
Несмотря на принятие Указа № 95 в положения НК РФ каких-либо изменений не вносилось (в том числе, в положения, касающиеся применения освобождения от обязанностей налогового агента, которое исторически применялось).
Министерство финансов России в ряде своих разъяснений высказало мнение, что данное освобождение не может быть применено в случае осуществления платежей согласно требованиям Указа № 95, так как платежи не осуществляются в пользу Эмитента.
Вместе с тем, даже если теоретически допустить, что российские заемщики вправе и далее полагаться на данное освобождение, возможность его применения может осложняться следующими факторами:
- Эмитент может быть не в состоянии получить сертификат налогового резидентства у иностранных налоговых органов в отношении 2023 года и в последующих периодах;
- торги Еврооблигациями на иностранных биржах могут быть (при)остановлены и (или) листинг Еврооблигаций может быть отменен;
- депозитарно-клиринговые системы Euroclear / Clearstream, которые осуществляли централизованное хранение, учет прав на Еврооблигации, а также осуществление расчетов с Еврооблигациями, прекратили оказывать услуги по проведению расчетов с Еврооблигациями в 2022 году.
В отсутствие возможности полагаться на освобождение, предусмотренное пп. 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ, российские налоговые последствия будут зависеть от квалификации платежей в счет уплаты процентов и в счет погашения номинальной стоимости Еврооблигаций для целей налога у источника выплаты и для целей НДФЛ. В частности, ключевым будет являться вопрос признания соответствующих платежей в качестве доходов из российских источников для целей налога на доходы иностранных организацией и НДФЛ или доходов из источников за пределами Российской Федерации.
Ввиду отсутствия в НК РФ специальных положений в отношении налогообложения соответствующих платежей, нельзя полностью исключить риск того, что данные платежи могут рассматриваться налоговыми органами как доходы из источников в Российской Федерации, подлежащие обложению налогом у источника выплаты и НДФЛ в России. При таких обстоятельствах, в зависимости от структуры выплат, обязанности налогового агента могут потенциально возникать для российского заемщика, депозитария, вовлеченного в перечисление платежей и (или) иных лиц. При этом применение льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, а также специальных порядков по расчету налоговой базы может быть затруднительно.
В связи с изложенным выше, российским заемщикам, депозитариям и брокерам, которые вовлечены в перечисление платежей в счет выплаты процентов и в счет погашения номинальной стоимости Еврооблигаций, может быть необходимо проанализировать следующие вопросы:
- необходимость удержания налога у источника выплаты и НДФЛ при осуществлении платежей в счет исполнения обязательств по Еврооблигациям;
- применимость специальных освобождений от исполнения функций налогового агента;
- квалификация соответствующих платежей для целей налога у источника и НДФЛ в качестве доходов от источников в России;
- в случае признания соответствующих платежей доходами из источников в Российской Федерации, определение лица, которое должно признаваться налоговым агентом, обязанным рассчитать и удержать налог, а также порядка расчета налоговой базы и возможности применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения;
- возникновение у российских заемщиков обязанности увеличить суммы платежей на сумму удержанных налогов, при их возникновении (т.н. gross-up), в случае возникновения обязанности по удержанию налогов.
Анализ может различаться в зависимости от структуры выпуска еврооблигаций, порядка осуществления платежей в счет исполнения обязательств по Еврооблигациям и иных факторов.
Компания Б1 будет рада оказать содействие в анализе налоговых последствий и рисков, выработке рекомендаций для их минимизации, а также в формировании технической позиции для целей налогообложения. Компания Б1 также готова оказать содействие в доработке документации, на основании которой осуществляются соответствующие платежи, для минимизации возникающих налоговых рисков.
Авторы:
- Ирина Быховская, партнер Б1, руководитель департамента налогов, права и сопровождения бизнеса
- Мария Егорова, ассоциированный партнер Б1, департамент права и налогообложения, оказание услуг институтам финансового сектора
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеАвтоматический обмен финансовой информацией (CRS/Глава 20.1 НК) с нами надолго: изменения в требованиях к отчетности формата 5.06
ФНС России продолжает расширять объем правил CRS («Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией», «Глава 20.1 НК РФ), включая требования в отношении электронного формата отчетности. До 31 мая 2023 года организации финансового рынка обязаны предоставить обработанные сведения в электронном виде за 2022 отчетный период в соответствии c установленным ФНС России новым форматом отчетности версии 5.06 и опубликованной XSD-схемой.
23.03.2023
Изменение перечня иностранных стран, с которыми ФНС России осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами
Опубликован Приказ, которым утверждается перечь стран, с налоговыми органами которых ФНС автоматически обменивается страновыми отчетами на ежегодной основе.
14.07.2022
Результаты экспертной оценки реализации автоматического обмена финансовой информацией в России 2022
9 ноября 2022 года ОЭСР опубликовала очередной Отчет по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2022 в различных юрисдикциях.
19.01.2023
ФНС России утвердила порядок интеграции с АИС «Налог-3» для участников налогового мониторинга
Утвержден Приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации». Новый Приказ продлевает до 1 января 2024 года срок подготовки участников налогового мониторинга к подключению своих информационных систем к АИС «Налог-3», установленный предыдущим приказом, а также уточняет саму процедуру подключения.
16.03.2023