Срок начала применения корпоративного налога на прибыль (1 июня 2023) в Объединенных Арабских Эмиратах неумолимо приближается. Федеральный закон № 47 от 2022 года о налогообложении корпораций и предприятий («Закон о корпоративном налоге») был подписан 3 октября 2022 года, однако до сих пор остается много вопросов практического применения данного закона к разным типам компаний. Сразу после выпуска Закона были опубликованы официальные вопросы и ответы по данному закону.
Местные регуляторы постоянно выпускают новые нормативные акты, касающиеся тех или иных аспектов налога на прибыль, в т. ч. было введено ряд налоговых льгот. Так, недавно появилась норма для компаний с выручкой до 3 млн. дирхамов в год, освобождающая такие компании от налога до конца 2026 года.
Одним из знаковых документов стало Пояснительное руководство по данному закону (Explanatory Guide On Federal Decree-Law No. 47 of 2022), которое было опубликовано на прошлой неделе. Пояснительное руководство было подготовлено Министерством финансов и содержит разъяснение значения и предполагаемого действия каждой статьи Закона о корпоративном налоге. Руководство, как написано в Преамбуле, может быть использовано при толковании Закона. Оно следует структуре самого Закона о корпоративном налоге и состоит из 20 глав и 70 статей, охватывающих, в частности, сферу применения корпоративного налога, пояснение отдельных положений закона, а также вопросов администрирования.
Пояснительное руководство необходимо читать в контексте самого Закона о корпоративном налоге и различных решений Кабинета министров, Министерства и Федерального налогового органа по внедрению некоторых положений Закона о корпоративном налоге. Само Руководство может периодически обновляться и дорабатываться, но это не закон, а только его толкование.
Корпоративный налог может взиматься с резидентов и нерезидентов. Резиденты подлежат налогообложению в отношении всех доходов (с учетом льгот), полученных как в ОАЭ, так и за их пределами. Нерезиденты облагаются налогом только в части дохода, полученного от источников в ОАЭ, дохода от своего постоянного представительства в ОАЭ, и иных доходов, полученных при наличии какой-то связи с Эмиратами.
Резидентами признаются юридические лица, зарегистрированные в ОАЭ, в том числе резиденты «свободных зон», а также иностранные юридические лица, если их местом эффективного управления и контроля признается ОАЭ.
Основная интрига остается в применении льгот для компаний из свободных зон. Руководство не адресует данный вопрос. Сам Закон устанавливает льготный режим налогообложения для «квалифицированных» резидентов «фризон» при соблюдении определенных условий:
- Компания поддерживает надлежащий уровень присутствия (substance) в ОАЭ
- Компания получает «квалифицированный доход», соответствующий требованиям, которые еще предстоит конкретизировать Кабинету министров ОАЭ
- Удовлетворяет требованиям к трансфертному ценообразованию
- Соответствует другим условиям, которые будут установлены решением регулятора
Для квалифицированных резидентов «фризон» установлены следующие ставки:
- 0% на квалифицированный доход;
- 9% на налогооблагаемый доход, который не является квалифицируемым доходом (с первого дирхама, а не с 375 тыс дирхамов, как у обычных компаний).
В качестве альтернативы, резидент «фризоны» может выбрать налогообложение всех доходов по стандартной ставке 9%, т. е. фактически отказаться от льгот.
Руководство написано таким образом, что можно понять, что льготы могут быть применимы также к филиалам обычных эмиратских компаний (mainland companies), открытым в свободных зонах. Из Закона это не следует (по Закону под льготное налогообложение попадают компании из фри-зон, а также филиалы иностранных компаний во фри-зонах).
Стандартная ставка налога установлена на уровне 9% (первые 375 тыс дирхамов облагаются по ставке 0%). Пока не взимается налог у источника выплаты, но он может быть введен позднее.
В некоторых случаях даже физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность в ОАЭ, могут признаваться плательщиками налога. При этом, физические лица будут облагаться налогом исключительно в отношении доходов от такой предпринимательской деятельности, а иные их доходы (как-то, заработная плата, доходы от инвестиций, в т. ч. в недвижимость и т. п.) налогом не должны облагаться. Налогом облагаются доходы, если они превысят 1 млн. дирхамов в календарном году.
Существует ряд лиц, освобожденных от налогообложения, в т. ч.:
- Компании, занимающееся эксплуатацией природных ресурсов ОАЭ
- Государственные компании и компании, в которых участвует государство
- Квалифицированные инвестиционные фонды и т. п.
Налогооблагаемый доход
Бухгалтерский доход, отраженный в финансовой отчетности компании, будет являться основой для определения налогооблагаемого дохода с учетом корректировок, которые включают, в частности:
- Дивидендный доход и другие виды распределения прибыли от лица-резидента
- Доход от дивидендов и прирост капитала в рамках освобождения от участия
- Доход, полученный нерезидентом от эксплуатации или сдачи в аренду воздушных и морских судов при международных перевозках
- Прибыль или убытки от реорганизации или внутригрупповой передачи активов и/или обязательств при соблюдении определенных условий
- Чистые процентные расходы будут ограничены 30% от EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации)
- Представительские расходы будут вычтены в размере до 50% от понесенной суммы
Доходы налогоплательщиков подлежат уменьшению на обоснованные расходы, ожидаются дополнительные пояснения относительно невычитаемых расходов.
Все налогоплательщики, включая компании из «фризон», должны зарегистрироваться в налоговых органах и получить регистрационный номер.
Налоговый период составляет 12 месяцев, за который компания готовит отчётность, т. е. зависит от финансового года налогоплательщика.
Подача декларации и уплата налога должна быть осуществлена в течение 9 месяцев с окончания налогового периода или в иную дату по указанию налогового органа.
Повышается значимость правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в ОАЭ. Сделки со связанными сторонами должны осуществляться в соответствии с принципом «вытянутой руки». Формулировки, используемые в налоговом законодательстве для определения принципа «вытянутой руки» и других аспектов, связанных с ТЦО, в целом аналогичны стандартам ОЭСР. Однако определения связанных сторон и связанных с ними лиц являются широкими по сравнению с международными стандартами.
Материнская организация группы может подать заявление в налоговый орган о создании налоговой группы со своими дочерними компаниями в ОАЭ при соблюдении определенных условий. Материнским компаниям налоговых групп необходимо подать только одну налоговую декларацию.
Убытки также могут быть перенесены между организациями, не входящими в налоговую группу, где существуют отношения собственности на 75%, при соблюдении других условий.
За развитием налоговой реформы в ОАЭ нужно следить с учетом международной налоговой реформы (BEPS 2.0, особенно Pillar 2).
В этой ситуации компаниям и физлицам, имеющим дочерние компании в ОАЭ целесообразно оценить влияние нового налога в ОАЭ. Специалисты Компании Б1 будут рады помочь проанализировать последствия для компаний и физических лиц, а также оказать содействие в постановке на учет в налоговых органах.
Авторы:
Алексей Кузнецов, партнер Б1, группа по оказанию налоговых услуг финансовым учреждениям
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все«Успеть в последний вагон»: директиве ЕС по Pillar II BEPS 2.0 быть, итоги года по Pillar I
12 декабря ЕС объявил о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно.
14.12.2022
Автоматический обмен финансовой информацией (CRS/Глава 20.1 НК) с нами надолго: изменения в требованиях к отчетности формата 5.06
ФНС России продолжает расширять объем правил CRS («Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией», «Глава 20.1 НК РФ), включая требования в отношении электронного формата отчетности. До 31 мая 2023 года организации финансового рынка обязаны предоставить обработанные сведения в электронном виде за 2022 отчетный период в соответствии c установленным ФНС России новым форматом отчетности версии 5.06 и опубликованной XSD-схемой.
23.03.2023
Результаты экспертной оценки реализации автоматического обмена финансовой информацией в России 2022
9 ноября 2022 года ОЭСР опубликовала очередной Отчет по экспертной оценке автоматического обмена финансовой информацией 2022 в различных юрисдикциях.
19.01.2023
Россия внесена в «черный список» ЕС
Россию сегодня внесли в список стран, не сотрудничающих со странами ЕС по налоговым вопросам.
14.02.2023