
Tax Messenger
Готовь сани летом: среднесрочные тренды в налогообложении высокотехнологичных компаний с учетом поправок, анонсированных весной 2024 года
04.06.2024 г.
3 июня 2024 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, содержащий контуры масштабной налоговой реформы.
Группа компаний Б1 уже освещала его ключевые тезисы, а теперь обращает внимание на тенденции и вопросы, которые усматриваются из его положений, а также иных значимых для высокотехнологичной сферы изменений.
Длительная работа регуляторов над параметрами изменений нулевой ставки по налогу на прибыль для аккредитованных ИТ-компаний на текущий момент привела к повышению ставки по налогу на прибыль для аккредитованных ИТ-компаний до 5% на период 2025 – 2027 гг.
Для сохранения темпов импортозамещения в сфере технологий анонсированы меры для обоснованного снижения налогооблагаемой прибыли:
- Для всех плательщиков налога на прибыль применимо повышение коэффициентов учета расходов с 1,5 до 2, понесенных при:
- создании основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящихся к сфере ИИ, либо в перечень российского высокотехнологичного оборудования;
- создании НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере ИИ, и приобретение лицензий на такое программное обеспечение;
- осуществлению видов НИОКР, указанных в перечне, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988в (помимо ИТ, это наработки в рамках Индустрии 4.0., которые реализовываются в профильных компаниях российских промышленных групп, исследования в сфере транспорта, биохимии, экологии и т.д.). Впрочем, нельзя не отметить, что на фоне жарких споров, является ли деятельность НИОКР, действенность повышения коэффициента сама по себе, не очевидна. Для этого может быть целесообразно в диалоге с бизнесом выработать более точные ориентиры.
В дополнение к инвестиционному налоговому вычету, призванному действовать на региональном уровне, что в значительной степени снижало эффективность его применения, анонсирована возможность применения федерального инвестиционного налогового вычета для уменьшения налоговой обязанности на сумму не более 50 процентов капитализированных расходов (создание, модернизация и т.д.) основных средств и НМА.
К каким именно активам и как будет применяться этот инструмент, будет отдельно определено Правительством России. Но если говорить о трендах, в законопроекте сразу анонсированы исключения из действия этого механизма в виде:
- кредитных организаций и подакцизной деятельности в отношении товаров народного потребления;
- компаний-участников СЗПК, в отношении которых предусмотрены иные льготные механизмы;
- иностранных организаций, признаваемых российскими налоговыми резидентами.
Начиная с 2025 года, ожидаемо актуализируются вопросы проверки:
- корректности применения налоговых ИТ-льгот вслед за истечением в марте 2025 года так называемого «моратория» на проведение выездных налоговых проверок аккредитованных ИТ-компаний. Он, отметим, отнюдь не мешает налоговым органам проводить предпроверочный анализ корректности применения ИТ-льгот и запрашивать подтверждающие документы, что мы наблюдаем по ряду наших клиентов на практике;
- момента признания доходов и расходов, что повышает актуальность, например, таких вопросов, как подход к признанию выручки по длящимся договорам, единовременное списание расходов или их капитализации в амортизируемой стоимости основных средств и НМА;
- использования убытков прошлых лет в налоговой базе с учетом ограничений 2022 – 2024 года;
- обоснованности применения анонсированного повышенного коэффициента амортизации 2;
- общей обоснованности расходов, осуществляемых в 2025 и последующих годах.
Также обращает на себя внимание анонсирование принятия порядка выдачи подтверждения, что услуги / работы относятся к разработке программно-аппаратного комплекса (ПАК), чтобы активировать этот вид льготируемой ИТ-деятельности.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос анонсированной амнистии при дроблении бизнеса. В предлагаемом определении дробления бизнеса указано, что таковым является занижение налогов в результате применения специальных налоговых режимов формально независимыми лицами, осуществляющими единую деятельность под единым контролем.
Поскольку налоговые льготы для аккредитованных ИТ-компаний или компаний в сфере радиоэлектроники не являются специальным налоговым режимом, то это определение к ним формально не применимо.
Мы ожидаем, что в контексте амнистии станут более определенными критерии самостоятельного хозяйствующего субъекта, действительно ведущего льготируемую деятельность без искажений хозяйственных операций и компании, применяющие налоговые ИТ льготы, должны будут им соответствовать.
Кроме того, полезно вспомнить несколько инициатив, направленных на совершенствование условий коммерциализации наработок ИТ-компаний с одновременным ограничением льгот для структур с иностранным участием:
Во-первых, проект «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1729», регулирующее правила ИТ-аккредитации[1] (далее – «Проект постановления»). Он прошел оценку регулирующего воздействия и готовится к рассмотрению Правительством России, то есть может быть принят одновременно с большим налоговым законопроектом.
Для целей этого обзора в нем можно выделить две основные идеи:
- Рассчитывать 30% пропорцию доходов от ИТ-деятельности не от всех доходов ИТ-компании, а от выручки. Это назревшее решение, так как текущая редакция ограничивает некоторые ИТ-компании в получении внереализационных доходов. Например, в нередкой ситуации, когда компания, специально созданная для разработки капиталоемкого отечественного ПО, инвестируя средства в разработку продукта, который еще масштабно не коммерциализируется, сталкивается с риском невыполнения условий аккредитации по 30% доле ИТ-дохода в случае размещения свободных денежных средств на депозите, что является общепринятой рыночной практикой, отказ от которой лишь ухудшает ее финансовое положение, что не соответствует ни ее собственным, ни публичным интересам.
- Самой громкой инициативой, отраженной в Проекте постановления, оказалось введение дополнительного критерия для ИТ-аккредитации, что более 50% прямого или косвенного владения (управления, контроля) долями или акциями организации принадлежит российским юридическим и/или физическим лицам. Бизнес-сообщество обращало внимание в рамках общественного обсуждения Проекта на кажущуюся избыточной категоричность этой нормы, не учитывающую, например, ситуации, когда таким иностранным акционером-инвестором будут лица из дружественных юрисдикций или компании, не завершившие редомициляцию в Россию или дружественные юрисдикции, а также соответствие деятельности таких компаний с иностранным участием публичным интересам.
Примечательно, что у этого документа есть дублер – другой проект Постановления Правительства по той же теме, в котором технические правки те же, что и в первом, а указанные сутевые – отсутствуют. Какая версия в итоге будет принята одна из неявных, но значимых интриг развития регулирования ИТ-сферы.
В-третьих, Законопроект № 577665-8[2]. В нем помимо прочего предлагается исключить из «группы лиц» для целей применения ИТ-льгот иностранные организации и граждан, лиц без гражданства. В этом случае разработанные такими лицами ПО, лицензируемое либо используемое для оказания определенных услуг их материнской, дочерней или сестринской российской аккредитованной ИТ-компанией, с долей участия одного лица более 50 процентов, не будет считаться ИТ-доходом для целей ИТ-льгот. Как в случае с ограничениями для получения ИТ-аккредитации в текущей редакции этого законопроекта норма не содержит исключений, которые позволили бы придать ей более сбалансированный характер.
Таким образом, налогообложение технологического сектора экономики активно развивается на разных уровнях – от элементов налогообложения до подзаконного регулирования ключевых деталей.
Их важно системно учитывать в контексте правоприменительной практики, в том числе непубличной, складывающейся в текущем взаимодействии бизнеса с налоговыми органами, а также более глобальными трендами.
Чем поможет Б1
Специализированная команда Б1 готова помочь сориентироваться в нюансах, применимых к вашей ситуации, и выработать обоснованную налоговую позицию. В частности:
- мы можем провести диагностику влияния ожидаемых изменений в законодательстве на деятельность организации / группы и помочь подготовиться к ним;
- оценить применимость налоговых льгот и помочь в их использовании в соответствии с законодательством и правоприменительной практикой;
- помочь во взаимодействии с налоговыми органами и иными регуляторами для разъяснения норм законодательства.
Мы продолжаем следить за ожидаемыми изменениями, затрагивающими налогообложение высокотехнологичных компаний.
Авторы
.jpg)
Вадим Ильин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Наталья Хобракова
Партнер Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Геннадий Тимоничев
Директор Б1
Департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Показать ссылки
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Налоговая реформа – обзор ключевых предложений Минфина
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Команда Б1 подготовила краткий обзор ключевых предложений Минфина.
30.05.2024

Новые правила обложения НДС товаров, реализуемых через электронные торговые площадки иностранными поставщиками из ЕАЭС
26 марта 2024 в Госдуме был принят в первом чтении законопроект № 564179-8, предусматривающий ряд изменений в НК РФ касательно введения нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками – резидентами ЕАЭС через электронные торговые площадки.
27.03.2024
.jpg)
Утверждение перечня стран, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами
11 января 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 1 декабря 2023 № ЕД-7-17/915@, устанавливающий перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами. Приказ вступает в силу с 22 января 2024. Утвержденный Перечень включает 21 государство и 1 территорию.
18.01.2024

Приостановка отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения с «недружественными» странами
8 августа 2023 года Президент подписал Указ № 585 о приостановке действия отдельных статей соглашений об избежании двойного налогообложения с «недружественными» странами. Указ был издан в соответствии с положениями пункта 4 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
09.08.2023