Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Утверждение перечня стран, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами

18.01.2024 г.

Поделиться

11 января 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 1 декабря 2023 № ЕД-7-17/915@ (далее – «Приказ»), устанавливающий перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).

Приказ вступает в силу с 22 января 2024.

Утвержденный Перечень включает 21 государство и 1 территорию, которые должны осуществлять автоматический обмен Страновыми отчетами, но при этом допускают систематическое неисполнение обязательств по такому обмену. В частности, в Перечень включены следующие государства (территории): Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Япония, а также Бермуды.

Последствия для налогоплательщиков

С момента вступления Приказа в силу у ФНС России появляются законодательные основания запрашивать Страновой отчет напрямую у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК») в рамках механизма «Вторичной подачи» в связи с отсутствием возможности у ФНС России получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями таких МГК, в рамках автоматического обмена от налоговых органов стран, включенных в Перечень.

На сегодняшний день отсутствуют дополнительные разъяснения касательно отчетных периодов, в отношении которых будет применяться Перечень. В частности, остается открытым вопрос о том, может ли Перечень быть применен ретроспективно, в связи с чем, существует риск, что ФНС России может запросить Страновые отчеты у российских участников иностранных МГК, в том числе, в отношении прошедших отчетных периодов, по которым Страновые отчеты не были получены в рамках автоматического обмена с соответствующими странами из Перечня.

Кроме того, сохраняется неясность в отношении размера штрафов, применяемых в отношении Страновых отчетов, которые могут быть запрошены ФНС России после 1 января 2024 за предыдущие отчетные периоды. В частности, существует риск, что с учетом вступивших в силу с 1 января 2024 изменений в НК РФ непредставление Странового отчета в рамках «Вторичной подачи» за прошедший отчетный период может повлечь за собой наложение штрафа в размере 1 000 000 рублей.

Подробнее о последствиях утверждения Перечня и открытых вопросах в отношении его применения читайте в нашем предыдущем обзоре

Напоминаем, что в случае получения запроса от ФНС России, налогоплательщику необходимо подготовить и подать Страновой отчет в течение трех месяцев со дня получения такого запроса в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@.

В связи с этим, мы рекомендуем российским участникам иностранных МГК:

  • внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли материнские компании МГК, участниками которых являются российские налогоплательщики, резидентами иностранных государств (территорий), включенных в Перечень;
  • заранее связаться с материнскими компаниями иностранных МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК и представленный в налоговые органы стран, включенных в Перечень;
  • собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК, и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи» в российские налоговые органы;
  • заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.

Как Б1 может помочь?

  • Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций
  • Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует
  • Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует
  • Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с налоговыми органами

АВТОРЫ

  • Мария Фролова, партнер, практика налоговых и юридических услуг
  • Руслан Раджабов, партнер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Руслан Гаспарян, директор, практика налоговых и юридических услуг
  • Дарья Еронтьева, младший менеджер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Анна Ашуркова, консультант, практика налоговых и юридических услуг
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все