Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Налог на сверхприбыль – почти определен

26.07.2023 г.

Поделиться

21 июля 2023 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального закона «О налоге на сверхприбыль» и «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй НК РФ» (далее – Законопроекты). 

В настоящем обзоре мы представляем основные положения налога на сверхприбыль, который вводится указанными Законопроектами. 

Налогоплательщики налога на сверхприбыль:

  • российские организации;
  • постоянные представительства иностранных организаций;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Не признаются плательщиками налога сверхприбыль:

  • российские организации, созданные после 1 января 2021 (кроме реорганизаций);
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства начиная с 1 января 2021;
  • организации, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на 31 декабря 2022;
  • участники консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) (если в состав входили организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья / угля или переработку нефтяного сырья; при соблюдении некоторых условий);
  • организации, осуществлявшие следующие виды деятельности (при соблюдении некоторых условий):
    • добычу углеводородного сырья;
    • добычу угля;
    • операции по переработке нефтяного сырья;
    • производство и экспорт сжиженного газа.
  • организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) непрерывно в периоде 2018-2022 гг.;
  • российские организации с долей участия не менее 75% в дочерних компаниях, осуществлявших в 2022 г. добычу углеводородного сырья или операции по переработке нефтяного сырья (при соблюдении некоторых условий);
  • организации, у которых за 2018-2019 гг. отсутствовали доходы от реализации;
  • кредитные / некредитные финансовые организации, в отношении которых на 
    1 января 2023 осуществлялись меры по предупреждению банкротства;
  • застройщики, использующие счета эскроу, которые в 2021-2022 гг. не выплачивали дивиденды.

Налоговая база

Объектом налогообложения признается сверхприбыль, которая определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021-2022 гг. над аналогичным показателем за 2018-2019 гг. 

Прибыль определяется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль (с учетом исключений ниже).

Налоговая база равна нулю, если:

  • средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 гг. меньше аналогичного показателя за 2018-2019 гг.

 

  • средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 гг. не превышает 1 млрд. рублей (кроме КГН)

 

Налоговая база ограничивается ½ прибыли за 2022 год, если:

  • отношение средней арифметической величины прибыли за 2021-2022 гг. к аналогичному показателю за 2018-2019 гг. оказалось ниже отношения средней арифметической величины показателей балансовой стоимости активов на конец 2021-2022 гг. к аналогичному показателю за 2018-2019 гг.

 

Исключения из налоговой базы

Из прибыли для целей исчисления налоговой базы исключается: 

  • прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК);
  • прибыль участников федеральных специальных инвестиционных контрактов (СПИК), зачисляемая в федеральный бюджет;
  • прибыль участников соглашений о защите и поощрении капитала (СЗПК), связанная с реализацией инвестиционного проекта;
  • полученные дивиденды;
  • некоторые доходы международных холдинговых компаний (МХК);
  • отдельные долговые обязательства;
  • доходы от выбытия долей / акций дочерних компаний;
  • прибыль ЦБ от деятельности, связанной с выполнениями функций согласно ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)».

Учет убытков прошлых лет

Налоговая база определяется с учетом убытков прошлых лет.

Уточненные декларации и доначисления по результатам налоговых проверок

Уточненные декларации по налогу на прибыль и доначисления по проверке налога на прибыль принимаются во внимание для целей исчисления налоговой базы. 

Реорганизация

Для компаний, созданных в результате реорганизации в 2018-2022 гг., устанавливаются особенности для исчисления налоговой базы. 

Исчисление налога 

  • Ставка налога на сверхприбыль устанавливается в размере 10% и подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Компания может перечислить обеспечительный платеж по налогу в период с 
    1 октября по 30 ноября 2023 года. Сумма обеспечительного платежа со дня наступления срока уплаты налога признается суммой налога. 
  • Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на налоговый вычет. Размер налогового вычета определяется как сумма перечисленного обеспечительного платежа. Размер такого вычета не может превышать половину суммы исчисленного налога. В случае возврата (полностью или частично) обеспечительного платежа на основании заявления – вычет признается равным нулю. 
  • Налог и обеспечительный платеж не учитываются в составе расходов по налогу на прибыль

Уплата налога и сроки

  • с 1 октября 2023 по 30 ноября 2023 – перечисление обеспечительного платежа (не является обязательным);
  • до 25 января 2024 – подача налоговой декларации по налогу на сверхприбыль (если сумма налога равна нулю – обязанности представлять декларацию не возникает). На текущий момент форма декларации не опубликована. 
  • до 28 января 2024 – уплата налога.

Некоторые вопросы, которые остались неясными

  • Достижение эффективной ставки 5%. Скорректированный механизм обеспечительного платежа и налогового вычета все еще оставляет возможность для трактовок в части применения эффективной ставки налога в размере 5% – т.е. возможности зачета обеспечительного платежа с применением коэффициента 2.
  • Возврат обеспечительного платежа. При частичном / полном возврате обеспечительного платежа налоговый вычет становится равен нулю (т.е. при частичном возврате излишне уплаченной суммы обеспечительного платежа достижение налогового вычета может стать невозможным).
  • Сроки вступления в силу. Положение о возможности уплаты обеспечительного платежа должно вступить в силу по истечении одного месяца с даты публикации Законопроектов. Тем не менее, на момент уплаты Закон «О налоге на сверхприбыль», регулирующий механику уплаты обеспечительного платежа, его возврата и т.д. не будет действовать (вступает в силу с 1 января 2024). 
  • Зачет налога и ЕНС. Остаются вопросы по механизму уплаты и возврата налога, а также возможности использования положительного сальдо единого налогового счета (ЕНС) для целей зачета.  

Чем Б1 может помочь? 

Компания Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке вопросов, касающихся исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, в частности: 

  • определить, возникает ли у компании обязанность по уплате налога на сверхприбыль;
  • подготовить расчет для целей определения базы по налогу с учетом исключений и особенностей вводимого механизма;
  • получить адресное разъяснение уполномоченных органов по практическим вопросам применения нового законодательства;
  • оценить возможность уплаты обеспечительного платежа с учетом потенциальных рисков и преимуществ;
  • оказать содействие в подготовке декларации по налогу на сверхприбыль;
  • проанализировать зоны потенциальной налоговой эффективности и возможности в части уточнения исторического периода для целей налога на прибыль.

 

Авторы:

  • Наталья Хобракова, партнер Б1
  • Маргарита Толстая, старший менеджер Б1

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все