21 июля 2023 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального закона «О налоге на сверхприбыль» и «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй НК РФ» (далее – Законопроекты).
В настоящем обзоре мы представляем основные положения налога на сверхприбыль, который вводится указанными Законопроектами.
Налогоплательщики налога на сверхприбыль:
- российские организации;
- постоянные представительства иностранных организаций;
- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Не признаются плательщиками налога сверхприбыль:
- российские организации, созданные после 1 января 2021 (кроме реорганизаций);
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства начиная с 1 января 2021;
- организации, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на 31 декабря 2022;
- участники консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) (если в состав входили организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья / угля или переработку нефтяного сырья; при соблюдении некоторых условий);
- организации, осуществлявшие следующие виды деятельности (при соблюдении некоторых условий):
- добычу углеводородного сырья;
- добычу угля;
- операции по переработке нефтяного сырья;
- производство и экспорт сжиженного газа.
- организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) непрерывно в периоде 2018-2022 гг.;
- российские организации с долей участия не менее 75% в дочерних компаниях, осуществлявших в 2022 г. добычу углеводородного сырья или операции по переработке нефтяного сырья (при соблюдении некоторых условий);
- организации, у которых за 2018-2019 гг. отсутствовали доходы от реализации;
- кредитные / некредитные финансовые организации, в отношении которых на
1 января 2023 осуществлялись меры по предупреждению банкротства; - застройщики, использующие счета эскроу, которые в 2021-2022 гг. не выплачивали дивиденды.
Налоговая база
Объектом налогообложения признается сверхприбыль, которая определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021-2022 гг. над аналогичным показателем за 2018-2019 гг.
Прибыль определяется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль (с учетом исключений ниже).
Налоговая база равна нулю, если:
- средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 гг. меньше аналогичного показателя за 2018-2019 гг.
- средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 гг. не превышает 1 млрд. рублей (кроме КГН)
Налоговая база ограничивается ½ прибыли за 2022 год, если:
- отношение средней арифметической величины прибыли за 2021-2022 гг. к аналогичному показателю за 2018-2019 гг. оказалось ниже отношения средней арифметической величины показателей балансовой стоимости активов на конец 2021-2022 гг. к аналогичному показателю за 2018-2019 гг.
Исключения из налоговой базы
Из прибыли для целей исчисления налоговой базы исключается:
- прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК);
- прибыль участников федеральных специальных инвестиционных контрактов (СПИК), зачисляемая в федеральный бюджет;
- прибыль участников соглашений о защите и поощрении капитала (СЗПК), связанная с реализацией инвестиционного проекта;
- полученные дивиденды;
- некоторые доходы международных холдинговых компаний (МХК);
- отдельные долговые обязательства;
- доходы от выбытия долей / акций дочерних компаний;
- прибыль ЦБ от деятельности, связанной с выполнениями функций согласно ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)».
Учет убытков прошлых лет
Налоговая база определяется с учетом убытков прошлых лет.
Уточненные декларации и доначисления по результатам налоговых проверок
Уточненные декларации по налогу на прибыль и доначисления по проверке налога на прибыль принимаются во внимание для целей исчисления налоговой базы.
Реорганизация
Для компаний, созданных в результате реорганизации в 2018-2022 гг., устанавливаются особенности для исчисления налоговой базы.
Исчисление налога
- Ставка налога на сверхприбыль устанавливается в размере 10% и подлежит зачислению в федеральный бюджет.
- Компания может перечислить обеспечительный платеж по налогу в период с
1 октября по 30 ноября 2023 года. Сумма обеспечительного платежа со дня наступления срока уплаты налога признается суммой налога. - Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на налоговый вычет. Размер налогового вычета определяется как сумма перечисленного обеспечительного платежа. Размер такого вычета не может превышать половину суммы исчисленного налога. В случае возврата (полностью или частично) обеспечительного платежа на основании заявления – вычет признается равным нулю.
- Налог и обеспечительный платеж не учитываются в составе расходов по налогу на прибыль.
Уплата налога и сроки
- с 1 октября 2023 по 30 ноября 2023 – перечисление обеспечительного платежа (не является обязательным);
- до 25 января 2024 – подача налоговой декларации по налогу на сверхприбыль (если сумма налога равна нулю – обязанности представлять декларацию не возникает). На текущий момент форма декларации не опубликована.
- до 28 января 2024 – уплата налога.
Некоторые вопросы, которые остались неясными
- Достижение эффективной ставки 5%. Скорректированный механизм обеспечительного платежа и налогового вычета все еще оставляет возможность для трактовок в части применения эффективной ставки налога в размере 5% – т.е. возможности зачета обеспечительного платежа с применением коэффициента 2.
- Возврат обеспечительного платежа. При частичном / полном возврате обеспечительного платежа налоговый вычет становится равен нулю (т.е. при частичном возврате излишне уплаченной суммы обеспечительного платежа достижение налогового вычета может стать невозможным).
- Сроки вступления в силу. Положение о возможности уплаты обеспечительного платежа должно вступить в силу по истечении одного месяца с даты публикации Законопроектов. Тем не менее, на момент уплаты Закон «О налоге на сверхприбыль», регулирующий механику уплаты обеспечительного платежа, его возврата и т.д. не будет действовать (вступает в силу с 1 января 2024).
- Зачет налога и ЕНС. Остаются вопросы по механизму уплаты и возврата налога, а также возможности использования положительного сальдо единого налогового счета (ЕНС) для целей зачета.
Чем Б1 может помочь?
Компания Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке вопросов, касающихся исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, в частности:
- определить, возникает ли у компании обязанность по уплате налога на сверхприбыль;
- подготовить расчет для целей определения базы по налогу с учетом исключений и особенностей вводимого механизма;
- получить адресное разъяснение уполномоченных органов по практическим вопросам применения нового законодательства;
- оценить возможность уплаты обеспечительного платежа с учетом потенциальных рисков и преимуществ;
- оказать содействие в подготовке декларации по налогу на сверхприбыль;
- проанализировать зоны потенциальной налоговой эффективности и возможности в части уточнения исторического периода для целей налога на прибыль.
Авторы:
- Наталья Хобракова, партнер Б1
- Маргарита Толстая, старший менеджер Б1
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все«Успеть в последний вагон»: директиве ЕС по Pillar II BEPS 2.0 быть, итоги года по Pillar I
12 декабря ЕС объявил о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно.
14.12.2022
CRS (автоматический обмен) в действии: все намного серьезнее или административная ответственность в деле
Обмен со странами-участницами в рамках режима международного обмена финансовой информацией — CRS (Common Reporting Standard, автоматический обмен финансовой информацией) продолжается. Как требования по CRS, так и контроль за их выполнением со стороны налоговых органов продолжают совершенствоваться.
11.07.2023
Автоматический обмен финансовой информацией (CRS/Глава 20.1 НК) с нами надолго: изменения в требованиях к отчетности формата 5.06
ФНС России продолжает расширять объем правил CRS («Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией», «Глава 20.1 НК РФ), включая требования в отношении электронного формата отчетности. До 31 мая 2023 года организации финансового рынка обязаны предоставить обработанные сведения в электронном виде за 2022 отчетный период в соответствии c установленным ФНС России новым форматом отчетности версии 5.06 и опубликованной XSD-схемой.
23.03.2023
Изменение перечня иностранных стран, с которыми ФНС России осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами
Опубликован Приказ, которым утверждается перечь стран, с налоговыми органами которых ФНС автоматически обменивается страновыми отчетами на ежегодной основе.
14.07.2022
Изменения порядка уплаты НДС налоговым агентом и формы налоговой декларации по НДС
С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в отношении порядка уплаты НДС налоговым агентом.
09.02.2023
Не только доначислить, но и взыскать
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция по смещению акцента в работе налоговых органов на повышение собираемости доначисленных по результатам проверок налогов и сборов.
14.07.2023
ФНС России утвердила порядок интеграции с АИС «Налог-3» для участников налогового мониторинга
Утвержден Приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации». Новый Приказ продлевает до 1 января 2024 года срок подготовки участников налогового мониторинга к подключению своих информационных систем к АИС «Налог-3», установленный предыдущим приказом, а также уточняет саму процедуру подключения.
16.03.2023