Tax Messenger
ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами
16.11.2023 г.
13 ноября 2023 года на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект»), который устанавливает перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами (далее – «Перечень»).
Согласно действующему Приказу ФНС России от 20 декабря 2022 № ЕД-7−17/1226@ (далее – «Приказ»), вступившему в силу 7 февраля 2023, ФНС России осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами с налоговыми органами 67 государств и 8 территорий.
Подобный Проект был опубликован впервые и включает 21 государство и 1 территорию, которые должны осуществлять автоматический обмен Страновыми отчетами, но допускают систематическое неисполнение обязательств по такому обмену. В частности, в Перечень включены следующие государства (территории): Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Япония, а также Бермуды.
Утверждение Перечня будет означать, что у российских участников иностранных международных групп компаний (далее – «МГК»), материнские компании которых находятся в странах, включенных в Перечень, могут возникнуть дополнительные обязательства перед ФНС России.
Последствия для налогоплательщиков
Согласно ст. 105.16-3 Налогового Кодекса РФ (далее – «НК РФ») российские участники иностранных МГК вправе не представлять Страновой отчет в ФНС России при соблюдении определенных условий, в том числе в случае, если иностранные материнские компании таких иностранных МГК являются резидентами государств (территорий), с которыми РФ осуществляет автоматический обмен Страновыми отчетами. В таком случае ФНС России может получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями иностранных МГК в юрисдикциях их присутствия, в рамках автоматического обмена с налоговыми органами соответствующих юрисдикций.
Однако, в случае, если материнские компании иностранных МГК являются резидентами государств, которые включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, то согласно п. 7 ст. 105.16-3 НК РФ у ФНС России появляются законодательные основания запрашивать Страновой отчет напрямую у российских участников иностранных МГК в рамках механизма «Вторичной подачи», в связи с отсутствием возможности получения Страновых отчетов в рамках автоматического обмена.
Для исполнения такого требования налогоплательщикам потребуется осуществить своевременную подготовку и подачу Странового отчета (не позднее трех месяцев со дня получения запроса) в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 6 марта 2018 № ММВ-7−17/123@. За непредставление или представление Странового отчета, содержащего недостоверные сведения, предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей, который, с учетом планируемых изменений[1] в НК РФ, с 1 января 2024 будет увеличен до 1 000 000 рублей.
Дополнительно отмечаем, что на сегодняшний день отсутствуют разъяснения касательно отчетных периодов, в отношении которых будет применяться Перечень со дня вступления его в силу. В частности, существует неясность в отношении того, может ли Перечень быть применен ретроспективно. В связи с этим, существует риск, что ФНС России будет запрашивать Страновые отчеты у российских участников иностранных МГК, в том числе в отношении прошедших отчетных периодов, по которым Страновые отчеты не были получены в рамках автоматического обмена с соответствующими странами.
Кроме того, существует неясность в отношении размера штрафов, применяемых в отношении Страновых отчетов, которые могут быть запрошены ФНС России после 1 января 2024 за предыдущие отчетные периоды. В частности, существует риск, что к прошедшим отчетным периодам также могут применяться штрафы в размере 1 000 000 рублей.
Следует также отметить, что в опубликованный Перечень не вошли страны, которые были исключены из Приказа в силу того, что ранее приостановили автоматический обмен Страновыми отчетами с Россией, например, Великобритания, Швейцария и Острова Кайман. Обращаем внимание, что ФНС России может также направлять запросы о предоставлении Страновых отчетов российским участникам МГК, материнские компании которых находятся в таких странах, на основании того, что такие страны не являются участниками международных договоров РФ по международному автоматическому обмену Страновыми отчетами (абз. 3 пп. 2 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ).
Непредставление Странового отчета по требованию или отражение недостоверных сведений может привлечь дополнительное детальное внимание со стороны ФНС России в отношении внутригрупповых сделок, которые совершаются российскими участниками с иностранными участниками МГК, и потенциально привести к назначению со стороны ФНС России проверок по ТЦО или общих налоговых проверок, а также создать репутацию «недобросовестного» налогоплательщика.
Выводы – новые обязательства
В случае принятия Проекта в текущем виде у российских участников иностранных МГК появятся дополнительные обязательства по представлению Страновых отчетов в связи с тем, что у ФНС России появятся законодательные основания запрашивать Страновые отчеты в отношении:
- Будущих отчетных периодов; а также
- Прошедших отчетных периодов в случае, если ранее такие отчеты не были получены ФНС России от государств, включенных в Перечень, в рамках автоматического обмена.
В частности, ФНС России может запросить Страновые отчеты в случае, если они не были получены в рамках автоматического обмена, за:
- 2021 год – автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2023 года; и
- 2022 год – автоматический обмен должен будет произойти не позднее 31 марта 2024 года.
Кроме того, непредставление Странового отчета по запросу или представление недостоверных сведений, как отмечено выше, повлечет за собой более высокую ответственность для российских участников иностранных МГК с учетом планируемых изменений в НК РФ.
В связи с этим, мы рекомендуем российским участникам иностранных МГК:
-
Внимательно проанализировать положения Проекта на предмет того, являются ли материнские компании МГК, участниками которых они являются, резидентами иностранных государств (территорий), включенных в Перечень;
-
Заранее связаться с материнскими компаниями иностранных МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК;
-
Собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма «Вторичной подачи» в российские налоговые органы;
-
Заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.
Как Б1 может помочь?
- Подготовка и подача Уведомлений об участии в МГК в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также содействие в подготовке и подаче Уведомлений об участии в МГК в соответствии с требованиями иностранных юрисдикций;
- Подготовка Страновых отчетов в формате XML в соответствии с российскими требованиями, а также требованиями иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
- Подача сформированного Странового отчета в формате XML от имени налогоплательщика в ФНС России, а также содействие в подаче в налоговые органы иностранных юрисдикций, автоматический обмен с которыми отсутствует;
- Методологическая поддержка по различным вопросам, связанным с подготовкой Страновой отчетности, включая поддержку в рамках взаимодействия с налоговыми органами.
АВТОРЫ
- Мария Фролова, партнер, практика налоговых и юридических услуг
- Руслан Раджабов, партнер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
- Руслан Гаспарян, директор, практика налоговых и юридических услуг
- Дарья Еронтьева, младший менеджер, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
- Анна Ашуркова, консультант, практика налоговых и юридических услуг
Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?
8 ноября 2023 года был опубликован ко второму чтению законопроект, вносящий, помимо прочего, существенные изменения в порядок налогообложения доходов, получаемых иностранными организациями из источников в Российской Федерации. Ключевые изменения, которые могут быть внесены в положения НК РФ, освещены в статье.
10.11.2023
Обзор масштабных изменений по ТЦО
Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Команда Б1 подготовила обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен.
20.11.2023
Руководство по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в ОАЭ. Финансовые сделки
23 октября 2023 налоговые органы ОАЭ на своем официальном сайте опубликовали Руководство по ТЦО. В данном информационном бюллетене представлен обзор опубликованных рекомендаций в отношении внутригрупповых финансовых сделок, которые необходимо принимать во внимание международным группам компаний при принятии решения о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок с компаниями в ОАЭ.
31.10.2023
Кипр – новые правила упрощенной документации ТЦО и применения «Безопасных гаваней»
6 июля 2023 года налоговые органы Кипра выпустили 1 циркуляр, который вводит право о готовить упрощенную документацию по ТЦО по конкретной категории внутригрупповых сделок. 7 июля 2023 налоговые органы Кипра выпустили 2 циркуляр, разъясняющий подход к анализу внутригрупповых сделок зеркального финансирования.
26.10.2023
Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Республике Таджикистан: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан. В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
29.09.2023
Уточненное Уведомление о контролируемых сделках – когда не приводит к открытию проверки ТЦО?
14 июля 2023 года было опубликовано Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 41-П по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ПАО «Вымпел-Коммуникации».
09.08.2023
Обзор правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных странах
В информационном бюллетене представлены ключевые выводы обзора правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных для России странах, которые необходимо принимать во внимание российским международным группам компаний при принятии решений о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок для целей соблюдения локального законодательства в области ТЦО.
05.05.2023