
Tax Messenger
Кипр – новые правила упрощенной документации ТЦО и применения «Безопасных гаваней»
26.10.2023 г.
Циркуляр от 6 июля 2023
Общие положения в отношении упрощенной документации
6 июля 2023 налоговые органы Кипра выпустили 1 циркуляр (далее – «1 Циркуляр»), который предоставляет возможность готовить упрощенную документацию по трансфертному ценообразованию (далее – «Документация ТЦО») по конкретной категории внутригрупповых сделок, при выполнении следующих условий:
- совокупный объем конкретной категории сделок не превышает порог в 750 000 евро (примерно 54 млн рублей[1]) или не превышал бы такой порог с учетом принципа «вытянутой руки» в соответствующем налоговом периоде; и
- если налогоплательщик не совершал потенциально сопоставимые сделки соответствующей категории с независимыми лицами, на основании данных о которых мог бы быть применен Внутренний Метод сопоставимых рыночных цен (далее – «Внутренний МСРЦ»), как предусмотрено пунктами 3.27 и 3.28 Руководства ОЭСР по ТЦО[2].
В случае если хотя бы одно из указанных выше условий не будет выполняться, налогоплательщик будет обязан подготовить Локальный файл ТЦО в соответствии со статьей 33 (9)(а) Закона о подоходном налоге № 118(I) / 2022 (Закон).
Список категорий сделок, для которых допускается готовить упрощенную Документацию ТЦО, ограничен следующими видами сделок:
- Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет долгового финансирования (Подкатегория А)
- Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет собственного капитала (Подкатегория Б)
- Привлечение финансирования от взаимозависимых лиц для осуществления предпринимательской деятельности (Подкатегория В)
- Оказание услуг с низкой добавленной стоимостью (Подкатегория Г).
Положения 1 Циркуляра распространяются ретроспективно на периоды с 1 января 2022.
Требования к упрощенной Документации ТЦО
Если налогоплательщик готовит упрощенную Документацию ТЦО, то он должен уведомить об этом налоговые органы в электронном виде, заполнив соответствующий раздел годовой декларации по корпоративному налогу на доходы или в сводной информационной таблице.
Упрощенную Документацию ТЦО необходимо предоставить в течении 60 дней после получения официального запроса от налоговых органов.
Упрощенная Документация ТЦО, независимо от категории сделки, должна содержать, в частности, следующую информацию:
- Краткое описание функционального анализа (выполняемые функции, используемые активы и принимаемые риски)
- Характеристика сторон сделки, основанная на результатах функционального анализа.
В дополнение, упрощенная Документация по ТЦО должна содержать иную информацию, которая зависит от категории сделки (как описано далее).
Сделки по предоставлению и привлечению финансирования (Подкатегории А-В)
Документация ТЦО по сделкам Подкатегории А-В должна содержать следующую информацию:
- подробное описание сделок, для которых готовится упрощенная Документация ТЦО, включая даты договоров, суммы и остатки по займам на конец налогового года, даты погашения, наличия гарантий, процентные ставки, подробную информацию об изменении условий;
- подтверждение принадлежности сделки к конкретной Подкатегории (A-В);
- финансовый анализ, отчеты и пояснения по применению упрощенного подхода для целей определения налогооблагаемого дохода налогоплательщика.
Сделки по предоставлению или приобретению услуг с низкой добавленной стоимостью (Подкатегория Г)
Документация ТЦО по сделкам Подкатегории Г должна содержать следующую информацию:
- описание услуг;
- идентификация получателей услуг;
- причины, обосновывающие возможность отнесения каждой услуги к категории услуг с низкой добавленной стоимостью;
- описание методологии распределения затрат по анализируемой сделке;
- описание формирования центра затрат, ключей распределения расходов и применения показателя рентабельности;
- расчеты, связанные с применением выбранных показателей рентабельности; и
- финансовый анализ, отчеты и пояснения по применению упрощенного подхода для целей определения налогооблагаемого дохода налогоплательщика.
Применение «Безопасных гаваней»
Циркуляр предусматривает возможность применения «Безопасных гаваней» для сделок Подкатегорий A-Г, соответствие которым означает, что налогоплательщик соблюдает принцип «вытянутой руки» и что проведение отдельного полноценного исследования рыночных цен в соответствии с Руководством ОЭСР по ТЦО не требуется.
При этом, применение «Безопасных гаваней» в рамках подготовки упрощенной документации ТЦО возможно только в случае, если выполняются два основных условия:
- совокупный объем конкретной категории сделок не превышает порог в 750 000 евро (примерно 54 млн рублей) и
- отсутствуют потенциально сопоставимые сделки, совершенные с независимыми лицами, на основании данных о которых мог бы быть применен Внутренний МСРЦ.
Циркуляр устанавливает следующие особенности применения «Безопасных гаваней»:
Подкатегория А. Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет долгового финансирования
-
Предоставление процентных и беспроцентных (если они должны были быть процентными) займов или авансов взаимозависимым лицам, финансируемым за счет:
- Публичных долговых обязательств
- Займов, предоставленных взаимозависимыми лицами
- Беспроцентных акционерных займов
- Авансов и
- Банковских кредитов.
-
Минимальная доходность 2,5% до налогов по контролируемой сделке.
-
Минимальная доходность 2,50% применяется к стоимости предоставленных займов, финансируемых финансовыми инструментами, на основании средней величины капитала полученного займа в течение рассматриваемого налогового года, включая начисленные, но не уплаченные проценты.
Подкатегория Б. Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет собственного капитала
-
Предоставление процентных и беспроцентных (если они должны были быть процентными) займов или авансов взаимозависимым лицам, финансируемым за счет:
- Собственного капитала
- Акционерного капитала
- Нераспределённой прибыли и
- Безвозмездных взносов.
-
Минимальная доходность по 10-летним государственным облигациям, страны в которой свою деятельность осуществляет заемщик, увеличенная на 3,5% до налогов на 31 декабря года предшествующего анализируемому налоговому периоду.
-
Минимальная доходность 3,5% применяется к стоимости предоставленных займов, финансируемых финансовыми инструментами, на основании средней величины капитала полученного займа в течение рассматриваемого налогового года, включая начисленные, но не уплаченные проценты
Если компания предоставляет займы взаимозависимым лицам из разных юрисдикций, то каждый заем необходимо проанализировать отдельно
Если доходность по 10-летним государственным облигациям отрицательная, то минимальная доходность в таком случае определяется равной 3,50%
Если доходность по 10-летним государственным облигациям варьируется из года в год, то минимальная доходность корректируется в отношение каждого налогового периода
Подкатегория В. Привлечение финансирования от взаимозависимых лиц для осуществления предпринимательской деятельности
-
Привлечение процентных и беспроцентных (если они должны были быть процентными) займов, облигаций или авансов от взаимозависимых лиц, если такие займы и долговые обязательства используются для бизнес целей.
-
Стоимость заимствования не должна превышать доходность по 10-летним государственным облигациям Республики Кипр, увеличенную на 1,5% до налогов на 31 декабря года, предшествующего анализируемому налоговому периоду.
-
Максимальная доходность применяется к средней сумме полученного займа (включая начисленные, но не уплаченные проценты), при условии, если заем используется в соответствие с положениями 5(1) и 5(2) Закона[3].
Если доходность по 10-летним государственным облигациям отрицательная, то максимальная доходность в таком случае определяется равной 1,5%.
Если доходность по 10-летним государственным облигациям варьируется из года в год, то максимальная доходность корректируется в отношение каждого налогового периода.
Максимальная доходность применяется только в тех случаях, когда рассматриваемые процентные расходы признаются вычитаемыми для целей налога на прибыль в соответствии с положениями Закона.
Подкатегория Г. Оказание услуг с низкой добавленной стоимостью
-
Примеры сделок, попадающих в данную категорию приведены в пункте 7.49 Руководства ОЭСР по ТЦО.
-
Вознаграждение не должно превышать надбавку в размере 5% к понесенным затратам стороны сделки, оказывающей услуги.
-
Требования к применению 5% наценки на затраты для услуг с низкой добавленной стоимостью полностью соответствуют требованиям Главы VII Руководства ОЭСР по ТЦО и соответствующему «Упрощенному подходу».
Таким образом, критичным, в первую очередь, является подтверждение невозможности использовать Внутренний МСРЦ и права на применение «Безопасных гаваней».
«Безопасные гавани» могут периодически изменяться в зависимости от рыночных условий или других факторов.
Циркуляр от 7 июля 2023
7 июля 2023 налоговые органы Кипра выпустили 2 циркуляр (далее – «2 Циркуляр»), разъясняющий подход к анализу внутригрупповых сделок зеркального финансирования[4], который подлежит применению с 1 января 2023.
2 Циркуляр основывается на положениях Руководства ОЭСР по ТЦО, которые предусматривают, что:
«Наличие рынков кредитных операций и частота совершения таких сделок между независимыми заемщиками и кредиторами в сочетании с широкой доступностью информации и анализа рынка о таких сделках, существенно упрощают использование Метода сопоставимых рыночных цен (далее – «МСРЦ») для финансовых сделок.»
Таким образом, для анализа сделок зеркального финансирования, в качестве наиболее подходящего и приоритетного метода необходимо использовать МСРЦ на основании данных о рыночных процентных ставках.
Во 2 Циркуляре отмечается, что МСРЦ применим для налогоплательщиков, если они:
- совершают сделки зеркального финансирования, которые характеризируются в качестве заемного финансирования на основании 1 Главы Руководства ОЭСР по ТЦО; и
- признаются финансовыми организациями, выполняющими соответствующие функции, включая функцию контроля рисков, и имеющие финансовую возможность принимать соответствующие риски.
2 Циркуляр отсылает к подробной информации, содержащейся в разделе C.1.2.1 главы X Руководства ОЭСР по ТЦО.
Во 2 Циркуляре также говорится, что использование любого другого метода ТЦО налогоплательщиками, попадающими под указанные выше критерии, допускается только в исключительных случаях и использование этих методов должно быть предварительно одобрено Налоговыми органами Кипра в рамках процедуры получения налогового соглашения (Рулинг).
В таких случаях для получения Рулинга налогоплательщиком должна быть предоставлена следующая дополнительная информация:
- причины, по которым МСРЦ не может быть использован в качестве наиболее подходящего метода ТЦО, включая результаты проведения исследований рыночных процентных ставок, которые демонстрируют отсутствие достаточного количества потенциально сопоставимых сделок;
- подробный анализ, подтверждающий, что предлагаемый альтернативный метод ТЦО соответствует принципу «вытянутой руки» в соответствии с Руководством ОЭСР по ТЦО;
- пыводы, которые обосновывают, что применение альтернативного метода ТЦО является более подходящим по сравнению с МСРЦ.
Чем Б1 может помочь?
В свете уточнения правил ТЦО на Кипре Группа компаний Б1 готова оказать оперативное содействие в:
- анализе текущих сделок с участием компаний на Кипре, диагностике и оценке ТЦО рисков;
- разработке политик и моделей ТЦО с участием компаний на Кипре и их внедрении;
- оценке необходимости подготовки Локального файла ТЦО;
- оценке возможности подготовки упрощенной Документации ТЦО;
- подготовке шаблонов Локальных файлов и Документаций ТЦО;
- проведении исследований рыночных цен / рентабельности в отношении контролируемых сделок;
- консультировании и планировании в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний на Кипре.
Авторы:
- Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора
- Ольга Лапицкая, менеджер, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Крехнов Никита, старший консультант, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
Показать ссылки
-
[1] Средний курс ЦБ РФ Российского рубля к евро за 2022 - 72,15 рублей за 1 евро
-
[2] Руководство Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для международных компаний и налоговых администраций в редакции 2022
-
[3] https://www.mof.gov.cy/mof/TAX/taxdep.nsf/All/9A3883E6EFDFCF8AC22581F7003C15EC?OpenDocument
-
[4] Back-to-back financing - предоставление заемного финансирования, за счет средств, полученных от третьего лица
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть все
Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Таджикистане
1 января 2022 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан, который содержит требования в отношении трансфертного ценообразования. Мы представляем краткий обзор основных положений Правил ТЦО, которые в целом соответствуют основным международным принципам, предусмотренным Рекомендациями ОЭСР.
23.03.2023

Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан. Правила ТЦО ввели определение понятию «Контролируемые сделки», а также регламентируют подготовку Документации ТЦО и подачу Уведомления о контролируемых сделках, процесс заключения соглашений о ценообразовании, порядок проведения налогового контроля ТЦО и другое.
23.03.2023

Обзор правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных странах
В информационном бюллетене представлены ключевые выводы обзора правил ТЦО по финансовым сделкам в дружественных для России странах, которые необходимо принимать во внимание российским международным группам компаний при принятии решений о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок для целей соблюдения локального законодательства в области ТЦО.
05.05.2023

Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
Информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях.
12.07.2022

Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – «НК РУз» или «Правила ТЦО»). В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
10.04.2023