Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Кипр – новые правила упрощенной документации ТЦО и применения «Безопасных гаваней»

26.10.2023 г.

Поделиться

Циркуляр от 6 июля 2023

Общие положения в отношении упрощенной документации

6 июля 2023 налоговые органы Кипра выпустили 1 циркуляр (далее – «1 Циркуляр»), который предоставляет возможность готовить упрощенную документацию по трансфертному ценообразованию (далее – «Документация ТЦО») по конкретной категории внутригрупповых сделок, при выполнении следующих условий: 

  • совокупный объем конкретной категории сделок не превышает порог в 750 000 евро (примерно 54 млн рублей[1]) или не превышал бы такой порог с учетом принципа «вытянутой руки» в соответствующем налоговом периоде; и
  • если налогоплательщик не совершал потенциально сопоставимые сделки соответствующей категории с независимыми лицами, на основании данных о которых мог бы быть применен Внутренний Метод сопоставимых рыночных цен (далее – «Внутренний МСРЦ»), как предусмотрено пунктами 3.27 и 3.28 Руководства ОЭСР по ТЦО[2].

В случае если хотя бы одно из указанных выше условий не будет выполняться, налогоплательщик будет обязан подготовить Локальный файл ТЦО в соответствии со статьей 33 (9)(а) Закона о подоходном налоге № 118(I) / 2022 (Закон). 

Список категорий сделок, для которых допускается готовить упрощенную Документацию ТЦО, ограничен следующими видами сделок:

  1. Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет долгового финансирования (Подкатегория А)
  2. Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет собственного капитала (Подкатегория Б)
  3. Привлечение финансирования от взаимозависимых лиц для осуществления предпринимательской деятельности (Подкатегория В)
  4. Оказание услуг с низкой добавленной стоимостью (Подкатегория Г).

Положения 1 Циркуляра распространяются ретроспективно на периоды с 1 января 2022.


Требования к упрощенной Документации ТЦО

Если налогоплательщик готовит упрощенную Документацию ТЦО, то он должен уведомить об этом налоговые органы в электронном виде, заполнив соответствующий раздел годовой декларации по корпоративному налогу на доходы или в сводной информационной таблице.

Упрощенную Документацию ТЦО необходимо предоставить в течении 60 дней после получения официального запроса от налоговых органов. 

Упрощенная Документация ТЦО, независимо от категории сделки, должна содержать, в частности, следующую информацию:

  1. Краткое описание функционального анализа (выполняемые функции, используемые активы и принимаемые риски)
  2. Характеристика сторон сделки, основанная на результатах функционального анализа.

В дополнение, упрощенная Документация по ТЦО должна содержать иную информацию, которая зависит от категории сделки (как описано далее). 

Сделки по предоставлению и привлечению финансирования (Подкатегории А-В)

Документация ТЦО по сделкам Подкатегории А-В должна содержать следующую информацию:

  • подробное описание сделок, для которых готовится упрощенная Документация ТЦО, включая даты договоров, суммы и остатки по займам на конец налогового года, даты погашения, наличия гарантий, процентные ставки, подробную информацию об изменении условий;
  • подтверждение принадлежности сделки к конкретной Подкатегории (A-В);
  • финансовый анализ, отчеты и пояснения по применению упрощенного подхода для целей определения налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Сделки по предоставлению или приобретению услуг с низкой добавленной стоимостью (Подкатегория Г)

Документация ТЦО по сделкам Подкатегории Г должна содержать следующую информацию:

  • описание услуг;
  • идентификация получателей услуг;
  • причины, обосновывающие возможность отнесения каждой услуги к категории услуг с низкой добавленной стоимостью;
  • описание методологии распределения затрат по анализируемой сделке;
  • описание формирования центра затрат, ключей распределения расходов и применения показателя рентабельности;
  • расчеты, связанные с применением выбранных показателей рентабельности; и
  • финансовый анализ, отчеты и пояснения по применению упрощенного подхода для целей определения налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Применение «Безопасных гаваней»

Циркуляр предусматривает возможность применения «Безопасных гаваней» для сделок Подкатегорий A-Г, соответствие которым означает, что налогоплательщик соблюдает принцип «вытянутой руки» и что проведение отдельного полноценного исследования рыночных цен в соответствии с Руководством ОЭСР по ТЦО не требуется. 

При этом, применение «Безопасных гаваней» в рамках подготовки упрощенной документации ТЦО возможно только в случае, если выполняются два основных условия: 

  • совокупный объем конкретной категории сделок не превышает порог в 750 000 евро (примерно 54 млн рублей) и 
  • отсутствуют потенциально сопоставимые сделки, совершенные с независимыми лицами, на основании данных о которых мог бы быть применен Внутренний МСРЦ.

Циркуляр устанавливает следующие особенности применения «Безопасных гаваней»:

Подкатегория А. Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет долгового финансирования

  • Предоставление процентных и беспроцентных (если они должны были быть процентными) займов или авансов взаимозависимым лицам, финансируемым за счет:

    • Публичных долговых обязательств
    • Займов, предоставленных взаимозависимыми лицами 
    • Беспроцентных акционерных займов
    • Авансов и 
    • Банковских кредитов.
  • Минимальная доходность 2,5% до налогов по контролируемой сделке.

  • Минимальная доходность 2,50% применяется к стоимости предоставленных займов, финансируемых финансовыми инструментами, на основании средней величины капитала полученного займа в течение рассматриваемого налогового года, включая начисленные, но не уплаченные проценты.

Подкатегория Б. Предоставление финансирования взаимозависимым лицам за счет собственного капитала

  • Предоставление процентных и беспроцентных (если они должны были быть процентными) займов или авансов взаимозависимым лицам, финансируемым за счет:

    • Собственного капитала
    • Акционерного капитала
    • Нераспределённой прибыли и
    • Безвозмездных взносов.
  • Минимальная доходность по 10-летним государственным облигациям, страны в которой свою деятельность осуществляет заемщик, увеличенная на 3,5% до налогов на 31 декабря года предшествующего анализируемому налоговому периоду.

  • Минимальная доходность 3,5% применяется к стоимости предоставленных займов, финансируемых финансовыми инструментами, на основании средней величины капитала полученного займа в течение рассматриваемого налогового года, включая начисленные, но не уплаченные проценты

    Если компания предоставляет займы взаимозависимым лицам из разных юрисдикций, то каждый заем необходимо проанализировать отдельно

    Если доходность по 10-летним государственным облигациям отрицательная, то минимальная доходность в таком случае определяется равной 3,50%

    Если доходность по 10-летним государственным облигациям варьируется из года в год, то минимальная доходность корректируется в отношение каждого налогового периода

Подкатегория В. Привлечение финансирования от взаимозависимых лиц для осуществления предпринимательской деятельности

  • Привлечение процентных и беспроцентных (если они должны были быть процентными) займов, облигаций или авансов от взаимозависимых лиц, если такие займы и долговые обязательства используются для бизнес целей.

  • Стоимость заимствования не должна превышать доходность по 10-летним государственным облигациям Республики Кипр, увеличенную на 1,5% до налогов на 31 декабря года, предшествующего анализируемому налоговому периоду.

  • Максимальная доходность применяется к средней сумме полученного займа (включая начисленные, но не уплаченные проценты), при условии, если заем используется в соответствие с положениями 5(1) и 5(2) Закона[3].

    Если доходность по 10-летним государственным облигациям отрицательная, то максимальная доходность в таком случае определяется равной 1,5%.

    Если доходность по 10-летним государственным облигациям варьируется из года в год, то максимальная доходность корректируется в отношение каждого налогового периода.

    Максимальная доходность применяется только в тех случаях, когда рассматриваемые процентные расходы признаются вычитаемыми для целей налога на прибыль в соответствии с положениями Закона.

Подкатегория Г. Оказание услуг с низкой добавленной стоимостью

  • Примеры сделок, попадающих в данную категорию приведены в пункте 7.49 Руководства ОЭСР по ТЦО.

  • Вознаграждение не должно превышать надбавку в размере 5% к понесенным затратам стороны сделки, оказывающей услуги.

  • Требования к применению 5% наценки на затраты для услуг с низкой добавленной стоимостью полностью соответствуют требованиям Главы VII Руководства ОЭСР по ТЦО и соответствующему «Упрощенному подходу».

Таким образом, критичным, в первую очередь, является подтверждение невозможности использовать Внутренний МСРЦ и права на применение «Безопасных гаваней». 

«Безопасные гавани» могут периодически изменяться в зависимости от рыночных условий или других факторов.

Циркуляр от 7 июля 2023

7 июля 2023 налоговые органы Кипра выпустили 2 циркуляр (далее – «2 Циркуляр»), разъясняющий подход к анализу внутригрупповых сделок зеркального финансирования[4], который подлежит применению с 1 января 2023.

2 Циркуляр основывается на положениях Руководства ОЭСР по ТЦО, которые предусматривают, что: 

«Наличие рынков кредитных операций и частота совершения таких сделок между независимыми заемщиками и кредиторами в сочетании с широкой доступностью информации и анализа рынка о таких сделках, существенно упрощают использование Метода сопоставимых рыночных цен (далее – «МСРЦ») для финансовых сделок.»

Таким образом, для анализа сделок зеркального финансирования, в качестве наиболее подходящего и приоритетного метода необходимо использовать МСРЦ на основании данных о рыночных процентных ставках.

Во 2 Циркуляре отмечается, что МСРЦ применим для налогоплательщиков, если они:

  • совершают сделки зеркального финансирования, которые характеризируются в качестве заемного финансирования на основании 1 Главы Руководства ОЭСР по ТЦО; и
  • признаются финансовыми организациями, выполняющими соответствующие функции, включая функцию контроля рисков, и имеющие финансовую возможность принимать соответствующие риски. 

2 Циркуляр отсылает к подробной информации, содержащейся в разделе C.1.2.1 главы X Руководства ОЭСР по ТЦО.

Во 2 Циркуляре также говорится, что использование любого другого метода ТЦО налогоплательщиками, попадающими под указанные выше критерии, допускается только в исключительных случаях и использование этих методов должно быть предварительно одобрено Налоговыми органами Кипра в рамках процедуры получения налогового соглашения (Рулинг). 

В таких случаях для получения Рулинга налогоплательщиком должна быть предоставлена следующая дополнительная информация:

  • причины, по которым МСРЦ не может быть использован в качестве наиболее подходящего метода ТЦО, включая результаты проведения исследований рыночных процентных ставок, которые демонстрируют отсутствие достаточного количества потенциально сопоставимых сделок;
  • подробный анализ, подтверждающий, что предлагаемый альтернативный метод ТЦО соответствует принципу «вытянутой руки» в соответствии с Руководством ОЭСР по ТЦО;
  • пыводы, которые обосновывают, что применение альтернативного метода ТЦО является более подходящим по сравнению с МСРЦ.

Чем Б1 может помочь?

В свете уточнения правил ТЦО на Кипре Группа компаний Б1 готова оказать оперативное содействие в:

  • анализе текущих сделок с участием компаний на Кипре, диагностике и оценке ТЦО рисков;
  • разработке политик и моделей ТЦО с участием компаний на Кипре и их внедрении;
  • оценке необходимости подготовки Локального файла ТЦО;
  • оценке возможности подготовки упрощенной Документации ТЦО;
  • подготовке шаблонов Локальных файлов и Документаций ТЦО;
  • проведении исследований рыночных цен / рентабельности в отношении контролируемых сделок;
  • консультировании и планировании в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний на Кипре.

 

Авторы:

  • Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования финансовых сделок и институтов финансового сектора
  • Ольга Лапицкая, менеджер, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Крехнов Никита, старший консультант, группа услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все