Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
12.07.2022 г.
В информационном бюллетене представлена информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях и наши рекомендации по дальнейшим действиям.
Внутригрупповые финансовые сделки в условиях волатильности мировых рынков и экономических ограничений
Во втором квартале 2022 года мировая экономика столкнулась с новыми вызовами, потребовавшими незамедлительного принятия решений от российских международных групп компаний (МГК) по воссозданию глобальных цепочек поставок и создания стоимости в различных секторах экономики. Более того, изменения потребовали проведение реструктуризации юридических и организационных структур МГК в связи с расширением операций на новых рынках стран Азии, Африки, Южной Америки и в арабских странах.
Существенным условием, оказавшим влияние на характер трансформационных процессов, стали также недружественные меры экономического характера, введенные рядом недружественных государств, а также меры по обеспечению финансовой стабильности РФ[1], сформировавшие новый правовой контекст регулирования и совершения трансграничных финансовых сделок и операций.
В условиях трансформации и выхода на новые рынки дружественных стран возрастает потребность в привлечении финансирования как от независимых, так и от взаимозависимых лиц для целей обеспечения непрерывности деятельности.
В связи с этим, при планировании и совершении новых внутригрупповых финансовых сделок между участниками МГК, которые осуществляют свою деятельность в разных странах мира, необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности, а также соблюдать правила ТЦО во всех странах, в которых участники МГК осуществляют деятельность.
В условиях волатильности товарных и финансовых рынков контроль за трансфертным ценообразованием со стороны налоговых органов приобретает особую значимость, так как налоговые органы всех стран хотят обеспечить контроль за налогооблагаемой базой, которая формируется в их странах на основании цен по внутригрупповым финансовым сделкам.
Поэтому для целей соблюдения законодательства ТЦО в России и иностранных юрисдикциях крайне важно учитывать глобальные экономические тенденции и требования локального законодательства ТЦО в отношении внутригрупповых финансовых сделок, таких как кредиты и займы, гарантии и поручительства и иных. При этом учет таких требований необходим как в отношении контролируемых сделок, совершенных в предшествующих налоговых периодах, так и в отношении планируемых к совершению сделок.
Источники ценовой информации и базы данных
К объективным сложностям обеспечения соответствия цен и условий внутригрупповых финансовых сделок требованиям законодательства ТЦО, стоит отнести ограничение доступа российских налогоплательщиков к базам данных информационных-ценовых агентств Bloomberg и Refinitiv — основных провайдеров ценовой информации по финансовым сделкам в России и за рубежом, а также приостановку деятельности международных рейтинговых агентств в России, которые предоставляли доступ к калькуляторам определения кредитных рейтингов взаимозависимых контрагентов.
Особую значимость для налогоплательщиков приобрел вопрос получения доступа к альтернативным источникам информации и базам данных, на основании которых для целей ТЦО может быть определен рыночный уровень цен и вознаграждений по контролируемым финансовым сделкам для целей налогообложения.
Так 29 апреля 2022 года Совет директоров Банка России принял Решение[2] (далее — «Решение»), что при определении цен (стоимости) финансовых инструментов, кредитные и некредитные финансовые организации могут наряду с использованием сведений информационных агентств Bloomberg и Refinitiv использовать сведения, предоставленные:
- НКО АО НРД
- АО «Итерфакс» (одним из проектов «Интерфакс» в партнерстве с НРД является платформа RU Data)
- ООО «Сбондс.ру», а
- При отсутствии необходимых вышеперечисленных сведений — сведения, предоставленные иными организациями, на основании мотивированного решения соответствующей кредитной или некредитной финансовой организации.
Несмотря на то, что Решение содержит рекомендации для финансовых организаций, представленные источники информации могут быть также использованы и нефинансовыми организациями, совершающими внутригрупповые финансовые сделки, если содержат соответствующую информацию по сопоставимым финансовым сделкам.
В рамках ответа на обращение Саморегулируемой организации — Национальная финансовая ассоциация (СРО НФА)[3], Банк России подтвердил возможность также руководствоваться вышеуказанным Решением для целей соблюдения требований налогового законодательства, а именно, при определении расчетных цен (стоимостей) не обращающихся на организованных торгах ценных бумаг (ПФИ) на основании положений нормативных актов для целей Главы 25 НК РФ.
В Решении Банк России также определяет, что на основании мотивированного решения компании могут быть использованы и иные источники информации, в качестве таковых, на наш взгляд, могут, например, быть рассмотрены следующие:
- СРО НФА
- Отдельные брокеры (котировки участников рынка — контрибьютеров).
В настоящее время базы данных локальных поставщиков финансовой информации наполняются сведениями о внебиржевых финансовых сделках, совершаемых российскими компаниями на российском рынке, в связи с чем, объем информации, применимой для целей определения рыночного уровня цен, также увеличивается.
Помимо этого, в связи с приостановкой деятельности международных рейтинговых агентств в России и последовавшими ограничениями доступа к информационным продуктам таких компаний для российских налогоплательщиков особой актуальностью в настоящее время обладает вопрос идентификации альтернативных источников и методов расчета кредитных рейтингов взаимозависимых лиц — участников МГК.
Так, компании АКРА и Эксперт РА присваивают кредитные рейтинги различным категориям эмитентов и эмиссий (банки и другие финансовые институты, организации корпоративного сектора), а также разрабатывает специальные решения в сфере кредитного анализа для определения кредитных рейтингов, которые могут использоваться для целей проведения анализа рыночного уровня цен по контролируемым финансовым сделкам.
Налогоплательщики также могут использовать обновленные методологии ТЦО для обоснования рыночного характера цен по внутрироссийским внутригрупповым финансовым сделкам, которые не признаются контролируемыми для целей ТЦО в случае проведения налоговыми органами проверок на предмет получения необоснованной налоговой выгоды (ННВ) на основании применения положений ст. 54.1 НК РФ.
Помимо этого, методологии ТЦО могут быть использованы налогоплательщиками в рамках споров экономического характера, не относящихся к налогообложению, для целей обоснования соответствия рыночному уровню процентных ставок и вознаграждений по внутригрупповым финансовым сделкам, например, предоставление акционерных займов и субординированных кредитов в рамках различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Что делать?
Мы рекомендуем следующие направления для проработки в отношении внутригрупповых финансовых сделок в актуальных экономических реалиях для обеспечения соблюдения требований законодательства по ТЦО в России и во всех юрисдикциях присутствия МГК:
- Проанализировать все внутригрупповые финансовые сделки, совершенные между всеми компаниями-участниками МГК, осуществляющими свою деятельность в разных странах мира, как в предшествующие периоды, так и планируемые к совершению внутригрупповые финансовые сделки.
- Проанализировать альтернативные источники информации на наличие сопоставимых финансовых сделок, а также обеспечить доступ к наиболее оптимальным источникам ценовой информации и решениям по определению кредитных рейтингов взаимозависимых контрагентов.
- Внести соответствующие изменения в методологии ТЦО в части определения кредитных рейтингов и определения рыночных цен по внутригрупповым финансовым сделкам.
- Провести пробные тестирования обновленных методологий ТЦО с целью подтверждения их практической применимости и работоспособности.
- Провести исследования рыночного уровня цен в отношении внутригрупповых финансовых сделок, совершенных в предыдущие периоды, осуществить подготовку локальных файлов и/или отчетов по результатам исследований рыночного уровня цен во всех странах присутствия компаний-участников МГК, а также обеспечить соответствие рыночному уровню ценовых условий внутригрупповых финансовых сделок, которые будут совершены в будущем.
- Обратить особое внимание на финансовые сделки, совершенные в предыдущие периоды, но в отношении которых не были проведены исследования рыночного уровня цен, поскольку определение соответствия вознаграждения рыночным условиям для таких сделок в предыдущие периоды должно было осуществляться в первую очередь на основании сведений Bloomberg и Eikon Refinitiv, доступ к которым в настоящее время ограничен у российских МГК.
- Провести анализ фактических обстоятельств неконтролирумых внутригрупповых финансовых сделок и идентифицировать обстоятельства, интерпретация которых налоговыми органами создает риски в части анализа получения сторонами сделки ННВ. На основании проведенного анализа подготовить решение по снижению выявленных рисков, а именно подготовить документацию по ТЦО и/или защитный файл с описанием фактических обстоятельств совершения сделок и подтверждением того, что ценообразование по данным сделкам соответствует рыночному уровню.
- Рассмотреть возможность реструктуризации внутригрупповых финансовых сделок в случае, если обслуживание обязательств по таким сделкам стало невозможным или труднореализуемым в связи с введенными ограничениями.
Авторы:
- Юрий Михайлов, директор Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
- Дарья Мустафина, консультант Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
Показать ссылки
-
[1] Меры по обеспечению финансовой стабильности РФ:
-
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 430-р;
-
[3] Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;
-
[4] Указ Президента РФ от 1 марта 2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»;
-
[5] Указ Президента РФ от 5 марта 2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»;
-
[6] Указ Президента РФ от 4 мая 2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами».
-
[7] Решение Совета директоров Банка России об использовании сведений информационных агентств в целях исполнения требований нормативных актов Банка России и нормативных правовых актов ФСФР России от 29 апреля 2022 года
-
[8] Ответ Банка России на запрос СРО НФА «Об изменении нормативных документов Банка России по определению расчетных цен по сделкам с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами», опубликован 5 апреля 2022 года
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСостояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
24 июля на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
10.09.2024
Правомерность учета расходов на создание объектов незавершенного строительства при их ликвидации. Обзор дела ПАО «НК Лукойл»
Суды трёх инстанций встали на сторону налогового органа, признав неправомерным учет в расходах затрат на незавершенное строительство при ликвидации таких объектов. 28 августа 2024 г. Судебная коллегия ВC РФ передала дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
02.09.2024
Индивидуальное разрешение на вывоз товаров в свете введённых Россией ответных мер, ограничивающих экспорт
В настоящее время многие участники ВЭД сталкиваются с необходимостью вывоза товаров за пределы ЕАЭС по различным причинам: ремонт оборудования, реализация иностранным контрагентам и другие. При этом на протяжении более двух лет Постановлением Правительства № 311 установлен запрет на вывоз большой номенклатуры товаров до 31 декабря 2025 года.
30.08.2024