Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы

12.07.2022 г.

Поделиться

В информационном бюллетене представлена информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях и наши рекомендации по дальнейшим действиям.

Внутригрупповые финансовые сделки в условиях волатильности мировых рынков и  экономических ограничений

Во втором квартале 2022 года мировая экономика столкнулась с новыми вызовами, потребовавшими незамедлительного принятия решений от российских международных групп компаний (МГК) по воссозданию глобальных цепочек поставок и создания стоимости в различных секторах экономики. Более того, изменения потребовали проведение реструктуризации юридических и организационных структур МГК в связи с расширением операций на новых рынках стран Азии, Африки, Южной Америки и в арабских странах.

Существенным условием, оказавшим влияние на характер трансформационных процессов, стали также недружественные меры экономического характера, введенные рядом недружественных государств, а также меры по обеспечению финансовой стабильности РФ[1], сформировавшие новый правовой контекст регулирования и совершения трансграничных финансовых сделок и операций.

В условиях трансформации и выхода на новые рынки дружественных стран возрастает потребность в привлечении финансирования как от независимых, так и от взаимозависимых лиц для целей обеспечения непрерывности деятельности.

В связи с этим, при планировании и совершении новых внутригрупповых финансовых сделок между участниками МГК, которые осуществляют свою деятельность в разных странах мира, необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности, а также соблюдать правила ТЦО во всех странах, в которых участники МГК осуществляют деятельность.

В условиях волатильности товарных и финансовых рынков контроль за трансфертным ценообразованием со стороны налоговых органов приобретает особую значимость, так как налоговые органы всех стран хотят обеспечить контроль за налогооблагаемой базой, которая формируется в их странах на основании цен по внутригрупповым финансовым сделкам.

Поэтому для целей соблюдения законодательства ТЦО в России и иностранных юрисдикциях крайне важно учитывать глобальные экономические тенденции и требования локального законодательства ТЦО в отношении внутригрупповых финансовых сделок, таких как кредиты и займы, гарантии и поручительства и иных. При этом учет таких требований необходим как в отношении контролируемых сделок, совершенных в предшествующих налоговых периодах, так и в отношении планируемых к совершению сделок.

Источники ценовой информации и базы данных

К объективным сложностям обеспечения соответствия цен и условий внутригрупповых финансовых сделок требованиям законодательства ТЦО, стоит отнести ограничение доступа российских налогоплательщиков к базам данных информационных-ценовых агентств Bloomberg и Refinitiv — основных провайдеров ценовой информации по финансовым сделкам в России и за рубежом, а также приостановку деятельности международных рейтинговых агентств в России, которые предоставляли доступ к калькуляторам определения кредитных рейтингов взаимозависимых контрагентов.

Особую значимость для налогоплательщиков приобрел вопрос получения доступа к альтернативным источникам информации и базам данных, на основании которых для целей ТЦО может быть определен рыночный уровень цен и вознаграждений по контролируемым финансовым сделкам для целей налогообложения.

Так 29 апреля 2022 года Совет директоров Банка России принял Решение[2] (далее — «Решение»), что при определении цен (стоимости) финансовых инструментов, кредитные и некредитные финансовые организации могут наряду с использованием сведений информационных агентств Bloomberg и Refinitiv использовать сведения, предоставленные:

  • НКО АО НРД
  • АО «Итерфакс» (одним из проектов «Интерфакс» в партнерстве с НРД является платформа RU Data)
  • ООО «Сбондс.ру», а
  • При отсутствии необходимых вышеперечисленных сведений — сведения, предоставленные иными организациями, на основании мотивированного решения соответствующей кредитной или некредитной финансовой организации.

 

Несмотря на то, что Решение содержит рекомендации для финансовых организаций, представленные источники информации могут быть также использованы и нефинансовыми организациями, совершающими внутригрупповые финансовые сделки, если содержат соответствующую информацию по сопоставимым финансовым сделкам.

В рамках ответа на обращение Саморегулируемой организации — Национальная финансовая ассоциация (СРО НФА)[3], Банк России подтвердил возможность также руководствоваться вышеуказанным Решением для целей соблюдения требований налогового законодательства, а именно, при определении расчетных цен (стоимостей) не обращающихся на организованных торгах ценных бумаг (ПФИ) на основании положений нормативных актов для целей Главы 25 НК РФ.

В Решении Банк России также определяет, что на основании мотивированного решения компании могут быть использованы и иные источники информации, в качестве таковых, на наш взгляд, могут, например, быть рассмотрены следующие:

  • СРО НФА
  • Отдельные брокеры (котировки участников рынка — контрибьютеров).


В настоящее время базы данных локальных поставщиков финансовой информации наполняются сведениями о внебиржевых финансовых сделках, совершаемых российскими компаниями на российском рынке, в связи с чем, объем информации, применимой для целей определения рыночного уровня цен, также увеличивается.

Помимо этого, в связи с приостановкой деятельности международных рейтинговых агентств в России и последовавшими ограничениями доступа к информационным продуктам таких компаний для российских налогоплательщиков особой актуальностью в настоящее время обладает вопрос идентификации альтернативных источников и методов расчета кредитных рейтингов взаимозависимых лиц — участников МГК.

Так, компании АКРА и Эксперт РА присваивают кредитные рейтинги различным категориям эмитентов и эмиссий (банки и другие финансовые институты, организации корпоративного сектора), а также разрабатывает специальные решения в сфере кредитного анализа для определения кредитных рейтингов, которые могут использоваться для целей проведения анализа рыночного уровня цен по контролируемым финансовым сделкам.

Налогоплательщики также могут использовать обновленные методологии ТЦО для обоснования рыночного характера цен по внутрироссийским внутригрупповым финансовым сделкам, которые не признаются контролируемыми для целей ТЦО в случае проведения налоговыми органами проверок на предмет получения необоснованной налоговой выгоды (ННВ) на основании применения положений ст. 54.1 НК РФ.

Помимо этого, методологии ТЦО могут быть использованы налогоплательщиками в рамках споров экономического характера, не относящихся к налогообложению, для целей обоснования соответствия рыночному уровню процентных ставок и вознаграждений по внутригрупповым финансовым сделкам, например, предоставление акционерных займов и субординированных кредитов в рамках различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП).

Что делать?

Мы рекомендуем следующие направления для проработки в отношении внутригрупповых финансовых сделок в актуальных экономических реалиях для обеспечения соблюдения требований законодательства по ТЦО в России и во всех юрисдикциях присутствия МГК:
 

  • Проанализировать все внутригрупповые финансовые сделки, совершенные между всеми компаниями-участниками МГК, осуществляющими свою деятельность в разных странах мира, как в предшествующие периоды, так и планируемые к совершению внутригрупповые финансовые сделки.
  • Проанализировать альтернативные источники информации на наличие сопоставимых финансовых сделок, а также обеспечить доступ к наиболее оптимальным источникам ценовой информации и решениям по определению кредитных рейтингов взаимозависимых контрагентов.
  • Внести соответствующие изменения в методологии ТЦО в части определения кредитных рейтингов и определения рыночных цен по внутригрупповым финансовым сделкам.
  • Провести пробные тестирования обновленных методологий ТЦО с целью подтверждения их практической применимости и работоспособности.
  • Провести исследования рыночного уровня цен в отношении внутригрупповых финансовых сделок, совершенных в предыдущие периоды, осуществить подготовку локальных файлов и/или отчетов по результатам исследований рыночного уровня цен во всех странах присутствия компаний-участников МГК, а также обеспечить соответствие рыночному уровню ценовых условий внутригрупповых финансовых сделок, которые будут совершены в будущем.
  • Обратить особое внимание на финансовые сделки, совершенные в предыдущие периоды, но в отношении которых не были проведены исследования рыночного уровня цен, поскольку определение соответствия вознаграждения рыночным условиям для таких сделок в предыдущие периоды должно было осуществляться в первую очередь на основании сведений Bloomberg и Eikon Refinitiv, доступ к которым в настоящее время ограничен у российских МГК.
  • Провести анализ фактических обстоятельств неконтролирумых внутригрупповых финансовых сделок и идентифицировать обстоятельства, интерпретация которых налоговыми органами создает риски в части анализа получения сторонами сделки ННВ. На основании проведенного анализа подготовить решение по снижению выявленных рисков, а именно подготовить документацию по ТЦО и/или защитный файл с описанием фактических обстоятельств совершения сделок и подтверждением того, что ценообразование по данным сделкам соответствует рыночному уровню.
  • Рассмотреть возможность реструктуризации внутригрупповых финансовых сделок в случае, если обслуживание обязательств по таким сделкам стало невозможным или труднореализуемым в связи с введенными ограничениями.

 

Авторы:

  • Юрий Михайлов, директор Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
  • Дарья Мустафина, консультант Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все
Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Наследники обратились с заявлением о возврате переплаты, возникшей у умершего лица – индивидуального предпринимателя. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении требований. Верховный Суд напомнил судам, что налоговое законодательство не запрещает наследование переплаты.

21.11.2023

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Команда Б1 подготовила обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен.

20.11.2023

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

13 ноября 2023 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России, который устанавливает перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами.

16.11.2023

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

Механизм обязательной маркировки товаров существует с 2016 года. В публикации рассмотрим, в отношении каких категорий товаров планируется введение обязательной маркировки и проведение экспериментов, зачем вообще нужна маркировка и как она работает, как инструмент цифровой маркировки применяется таможенными органами.

14.11.2023

Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?

Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?

8 ноября 2023 года был опубликован ко второму чтению законопроект, вносящий, помимо прочего, существенные изменения в порядок налогообложения доходов, получаемых иностранными организациями из источников в Российской Федерации. Ключевые изменения, которые могут быть внесены в положения НК РФ, освещены в статье.

10.11.2023

Корпоративный налог в ОАЭ – новые правила для компаний в свободных зонах

Корпоративный налог в ОАЭ – новые правила для компаний в свободных зонах

В конце октября 2023 в ОАЭ вышли новые нормативные акты, отменяющие Постановление Кабинета министров № 55 и Постановление Министерства финансов № 139, разъясняющие условия применения льготного режима налогообложения для квалифицированных резидентов свободных зон. Новые постановления действуют с 1 июня 2023 и в существенной части повторяют нормы отмененных постановлений. В бюллетене мы сфокусируемся на новых положениях.

09.11.2023