Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
10.04.2023 г.
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – «НК РУз» или «Правила ТЦО»). Обзор общих положений правил ТЦО представлен в публикации Б1 «Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане».
В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
Обращаем Ваше внимание, что наши комментарии основаны исключительно на нашей интерпретации положений Правил ТЦО, информации, которая доступна нам непосредственно после вступление в силу Правил ТЦО, и нашем опыте и знаниях относительно международных принципов ТЦО.
Финансовые сделки и компании финансового сектора
Законодательство Республики Узбекистан в области ТЦО применяется к различным типам финансовых сделок и сделок, которые совершают компании финансового сектора, в связи с чем, у налогоплательщиков возникает необходимость по соблюдению Правил ТЦО. Более подробный обзор в разрезе различных типов финансовых сделок и суб-секторов финансового рынка представлен ниже.
Кредиты, займы, гарантии, кэш-пулинг
НК РУз не содержит положений, определяющих методологию проведения анализа соответствия цен сделок кредитов, займов, гарантий, кэш-пулинга и других рыночному уровню для целей налогообложения. В связи с этим, можно полагать, что для целей анализа соответствия цен рыночному уровню, применяемых в таких сделках, будет применим Метод сопоставимых рыночных цен (далее – «МСРЦ»), что соответствует общемировой практике в сфере ТЦО[1].
При проведении сравнительных исследований рыночного уровня цен, применяемых в данных сделках, и идентификации сопоставимых сделок, налогоплательщикам необходимо руководствоваться общими правилами сопоставимости условий сделок, предусмотренных статьей 184 НК РУз. При этом дополнительно необходимо учитывать такие критерии, как:
- Кредитные истории и платежеспособность сторон
- Сроки сделок
- Валюта и
- Иные условия, оказывающие влияние на величину процентной ставки[2].
Одним из ключевых параметров, оказывающих влияние на размер процентной ставки или вознаграждения сторон финансовых сделок, является кредитный рейтинг, который, в свою очередь, отражает кредитную историю и платежеспособность заемщиков кредитов и займов / принципалов банковских гарантий. Для целей определения индивидуальных кредитных рейтингов взаимосвязанных заемщиков могут применяться различные инструменты и методы, например:
- Информация о кредитном рейтинге заемщика, присвоенном рейтинговыми агентствами (например, S&P, Moody’s, Fitch, Ahbor-Reyting, SNS RATINGS, Эксперт РА, АКРА, иными);
- Методологии международных рейтинговых агентств;
- Аналитические инструменты в базах данных информационно-ценовых агентств и на платформах международных рейтинговых агентств, например: Калькулятор PVTCO, разработанный Refinitiv Eikon и предназначенный для расчета кредитного рейтинга компании на основе ее финансовых показателей, Moody’s RiskCalc компании Moody’s Analytics, позволяющий определить индикативный обособленный кредитный рейтинг заемщика на основании его финансовых показателей, отрасли деятельности, страны, технологические решения компании S&P на базе платформы S&P CAPITAL IQ (например, CreditPro, CreditModel, PD Model), позволяющие оценить кредитный рейтинг заемщика при помощи количественных методов оценки кредитоспособности;
- Внутренние методологии определения кредитного рейтинга международных групп компаний и банковских групп.
Для получения информации, необходимой для выявления сопоставимых сделок и определения интервалов рыночных процентных ставок и вознаграждений, налогоплательщики могут использовать базы данных международных информационно-ценовых агентств, например, Refinitiv Eikon и Bloomberg, а также региональные базы данных, например, Cbonds. Допуская, что для целей анализа сделок кредитов и займов, гарантий и кэш-пулинга будет применим МСРЦ, то необходимо идентифицировать как минимум одну сопоставимую сделку в таких базах данных при условии доступности всей необходимой информации о такой сопоставимой сделке.
В то же время, при определении соответствия трансфертных цен в финансовых сделках рыночному уровню налогоплательщикам необходимо также принимать во внимание положения Особенной части НК РУз[3], в частности, регламентирующих учет процентных доходов и расходов, а именно:
- Доходы по займам без обязательства выплаты процентного дохода и займам с условием выплаты процентов, ставка которых ниже ставки рефинансирования, определяются исходя из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Республики Узбекистан на дату получения займа[4].
Обращаем внимание, что в настоящий момент положения НК РУз не содержат уточнений в части валюты долгового обязательства, к которому может быть применена ставка рефинансирования при исчислении процентных доходов для целей налогообложения.
- Расходы по процентам определяются с соблюдением правил тонкой капитализации, согласно которому размер контролируемой задолженности не должен превышать собственный капитал более чем в 3 раза, а для банков и лизинговых компаний более чем в 13 раз[5]. Проценты в части, превышающей предельные значения, не подлежат вычету[6].
На основании представленной информации может быть сформирован следующий порядок анализа процентных ставок для целей ТЦО в финансовых сделках:
- Определение интервалов рыночных процентных ставок на основании метода ТЦО;
- Сопоставление результатов сравнительного исследования с требованиями положений Особой части НК РУз в части процентных
- Доходов на предмет соответствия ставке рефинансирования и, при необходимости, осуществление корректировки процентных доходов.
- Расходов на предмет соблюдения правила тонкой капитализации и осуществление корректировки процентных расходов.
Сделки с ценными бумагами и с отсрочкой исполнения (СОИ), производными финансовыми инструментами (ПФИ)
Сделки с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не подлежат обязательному отражению в Документации по ТЦО. По таким сделкам налогоплательщик вправе представить указанную документацию в добровольном порядке[7].
Как было отмечено выше, НК РУз предусматривает, что в случае если Особенной частью НК РУз установлены иные правила определения цены сделки, то применяются правила Особенной части НК РУз. В частности, на основании таких правил необходимо проводить анализ цен, примененных в контролируемых сделках с необращающимися ценными бумагами (например, акции, облигации, векселя и иные) и ПФИ (например, внебиржевые опционы, свопы, форварды и иные)[8].
Так, в сделках с необращающимися ценными бумагами и ПФИ, согласно статье 327 и 328 НК РУз, цена сделки признается рыночной и принимается для целей налогообложения, если она отличается не более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной цены ценной бумаги и расчетной стоимости ПФИ.
Порядок определения расчетных цен и стоимостей необращающихся ценных бумаг и ПФИ, в свою очередь, устанавливается уполномоченным органом по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
На практике, как правило, определение расчетных цен и стоимостей ПФИ возможно с применением типовых моделей расчета, реализованных международными информационно-ценовыми агентствами Refinitiv Eikon или Bloomberg.
Также на практике определение расчетных цен ценных бумаг возможно в одном из следующих порядков, например, как цен:
- Рассчитанных исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги, например, как композитная цена на покупку необращающейся ценной бумаги (Refinitiv Eikon Composite bid) или как средняя цена закрытия (Bloomberg generic Mid/last);
- Ценных бумаг, рассчитанных по правилам, предусмотренным национальным законодательством, например, при помощи формул определения расчетной цены облигации или векселя;
- Как оценочные стоимости ценных бумаг, определенных независимым оценщиком.
Для анализа СОИ (например, валютные конверсионные сделки TOD, TOM и Spot, валютные свопы), напротив, могут применяться общие методы ТЦО, например МСРЦ, поскольку, согласно нашему пониманию, к таким сделкам не применяются положения Особой части НК РУз[9].
Для установления соответствия цен, примененных в СОИ, рыночному уровню, могут применяться данные валютной биржи Республики Узбекистан, находящиеся в открытом доступе или, при их отсутствии, возможно применение котировок участников внебиржевого рынка. Например, к таким данным могут быть отнесены сведения о курсах биржевых сделок для различных валютных пар в режимах TOD или TOM или о валютных свопах.
Банковский сектор
Для участников банковского сектора, как правило, характерно совершение типов сделок, описанных выше, а также таких сделок, как межбанковские кредиты и депозиты, РЕПО и другие.
Для целей анализа на предмет соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночному уровню в случае, если они совершаются при участии налогоплательщиков – компаний банковского сектора, как правило, применяются стандартные Правила ТЦО, а также положения Особой части НК РУз для сделок с ПФИ и ценными бумагами. На практике при анализе контролируемых сделок ПФИ и СОИ банки могут столкнуться с необходимостью проведения анализа рыночного уровня цен по сделкам, количество которых может превышать сотни тысяч и, в данном случае, необходимо применять роботизированные решения по определению интервалов рыночных цен, чтобы сократить время на ручной анализ каждой отдельной сделки.
Для сложных и комплексных контролируемых сделок (например, слияния и поглощения, брокерские сделки на рынках акционерного и заемного капитала, торговля финансовыми инструментами), которые предполагают высокоинтегрированное участие и взаимодействие двух и более взаимозависимых лиц банковских групп при оказании услуг и реализации банковских продуктов в пользу независимых клиентов на территории Узбекистана (например, слияния и поглощения, брокерские услуги, сделки на рынках акционерного и долгового капитала, торговля финансовыми инструментами) наиболее подходящим может быть применение Метода распределения прибыли. В отношении таких контролируемых сделок широко распространена практика заключения банками соглашений о ценообразования с налоговыми органами.
Страховой рынок
Правила ТЦО не содержат особых положений в отношении контролируемых сделок страхования и перестрахования. В связи с этим, для анализа таких сделок могут применяться стандартные методы ТЦО или их комбинация.
В частности, к сделкам страхования и перестрахования могут применяться общие положения Правил ТЦО, например, с использованием МСРЦ, а также Метода сопоставимой рентабельности. Например, для определения соответствия комиссии цедента рыночному уровню в сделках перестрахования может быть определена рентабельность затрат цедента и далее сравниваться с интервалом рыночной рентабельности затрат компаний, которые выполняют сопоставимые функции.
Инвестиционные фонды
Контролируемые сделки, которые совершают инвестиционные фонды, также должны соответствовать требованиям НК РУз.
На практике основные внутригрупповые сделки инвестиционных фондов, как правило, осуществляются в рамках двух ключевых направлений, в частности:
- Оказания услуг инвестиционного консультирования. Для подтверждения соответствия вознаграждения в таких сделках рыночному уровню характерно применение Метода сопоставимой рентабельности; и
- Управления активами, за которое выплачивается вознаграждение в виде комиссии за управление активами (managementfee) и процента от полученной прибыли (performancefee). МСРЦ может применяться для подтверждения соответствия указанных комиссий рыночному уровню.
Прочие услуги
При совершении иных внутригрупповых сделок налогоплательщиками, оперирующими на финансовых рынках (например, услуги бэк-офиса, IT-поддержка, предоставление прав использования НМА, иные), также необходимо соблюдение Правил ТЦО. Применимый метод ТЦО, а также необходимые шаги для определения рыночного вознаграждения в таких сделках должны устанавливаться в индивидуальном порядке.
Постоянные учреждения (представительства)
Правилами ТЦО также предусмотрено проведение проверок ТЦО в отношении иностранных юридических лиц, деятельность которых на территории Республики Узбекистан приводит к образованию постоянного учреждения (представительства).
В соответствии с законодательством, налогооблагаемый доход постоянного учреждения (представительства) определяется как доход, который оно могло бы получить, если бы было обособленным и отдельным лицом, занятым такой же или идентичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало независимо от нерезидента, постоянным учреждением которого оно является.
Наиболее часто оказание услуг в пользу независимых клиентов через филиалы и представительства осуществляется международными банковскими или страховыми группами.
На данный момент положения НК РУз не раскрывают порядок отнесения прибыли в пользу постоянных учреждений, в связи с чем, по нашему мнению возможно можно руководствоваться принципами ТЦО, которые предусмотрены международной практикой[10].
Чем Б1 может помочь?
Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении внутригрупповых финансовых сделок и сделок финансовых организаций:
- Анализ текущих сделок с участием компаний в Узбекистане, диагностика и оценка ТЦО рисков;
- Разработка внутреннего регламента взаимодействия структурных подразделений в процессе применения методики определения рыночного уровня процентных ставок и вознаграждений, разработка методики определения рыночного уровня процентных ставок и вознаграждений, а также методики определения кредитных рейтингов;
- Разработка моделей ТЦО с участием компаний из Узбекистана и порядок их имплементации;
- Подготовка шаблонов Документаций ТЦО;
- Подготовка Уведомлений о контролируемых сделках;
- Проведение исследований рыночного уровня процентных ставок / вознаграждения в отношении Контролируемых сделок;
- Предоставление консультаций и рекомендаций в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний из Узбекистана;
- Заключение соглашений о ценообразовании;
- Проведение исследований рыночных цен в отношении больших массивов сделок ПФИ и СОИ при помощи автоматизированного решения B1FinBench.
Авторы
- Юрий Михайлов, директор Б1, группа по оказанию услуг ТЦО институтам финансового сектора и по финансовым сделкам, Yuriy.Mikhailov@b1.ru
- Дарья Мустафина, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг ТЦО институтам финансового сектора и по финансовым сделкам, Daria.V.Mustafina@b1.ru
- Ярослав Добышев, консультант Б1, группа по оказанию услуг ТЦО институтам финансового сектора и по финансовым сделкам, Iaroslav.Dobyshev@b1.ru
Показать ссылки
-
[1] OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations (2022), Chapter X "Transfer pricing aspects of financial transactions"
-
[2] Ст. 184 НК РУз.
-
[3] Ст. 178 НК РУз.
-
[4] Ст. 299 НК РУз.
-
[5] Ст. 310 НК РУз.
-
[6] Ст. 317 НК РУз.
-
[7] Ст. 193 НК Руз
-
[8] Ст. 178 НК РУз.
-
[9] Ст. 50 НК Руз.
-
[10] OECD (2018), Additional Guidance on the Attribution of Profits to Permanent Establishments, BEPS Action 7.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеОбзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан. Правила ТЦО ввели определение понятию «Контролируемые сделки», а также регламентируют подготовку Документации ТЦО и подачу Уведомления о контролируемых сделках, процесс заключения соглашений о ценообразовании, порядок проведения налогового контроля ТЦО и другое.
23.03.2023
Взаимосогласительные процедуры по трансфертному ценообразованию (ТЦО) между Россией и Южной Кореей
Представлена информация о последнем Письме Минфина России в отношении запроса налогоплательщика на проведение взаимосогласительной процедуры по ТЦО между правительствами России и Южной Кореи
16.11.2022
Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Таджикистане
1 января 2022 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан, который содержит требования в отношении трансфертного ценообразования. Мы представляем краткий обзор основных положений Правил ТЦО, которые в целом соответствуют основным международным принципам, предусмотренным Рекомендациями ОЭСР.
23.03.2023
Международная судебная практика ТЦО по финансовым сделкам
Обзор судебной практики ТЦО в Нидерландах за 2022 год в отношении внутригрупповых финансовых сделок и выводы.
13.01.2023
Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО). Что нового?
Информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок.
28.06.2022
Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
Информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях.
12.07.2022