Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО). Что нового?

28.06.2022 г.

Поделиться

В информационном бюллетене представлена информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок в текущих экономических условиях и наши комментарии по рекомендуемым дальнейшим действиям.

Контроль внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми для целей налогообложения

25 мая 2022 года ФНС России было опубликовано Письмо ФНС № ШЮ-4−13/6384@ (далее — «Письмо ФНС России»), в котором были даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках с независимыми лицами.

Из указанного Письма ФНС России следуют следующие выводы:

  1. С 1 января 2022 года сделки с товарными группами, предусмотренными п. 5 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми для целей налогообложения.
  2. По мнению ФНС России, к таким товарным группам как нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни, как правило, применяется метод сопоставимых рыночных цен (далее — «метод СРЦ»). При применении указанного метода ТЦО может быть использована информация о собственной деятельности организации («внутренний» метод СРЦ) и любые другие общедоступные источники информации.
  3. При этом в Письме ФНС России признается, что в сделках с независимыми лицами могут быть объективные ограничения в применении методов трансфертного ценообразования.
  4. В случае невозможности применения методов трансфертного ценообразования, предусмотренных статьями 105.9 — 105.13 НК РФ, в целях обоснования рыночных цен в контролируемых сделках может быть представлен пакет документов, отражающих обычную коммерческую практику сторон сделки, который может включать:
    • Внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.
    • Ценовая политика (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие (или финансовые)) условия сделок.
    • Внутренние документы, по результатам применения политик в конкретной сделке.
    • Договоры, счета, деловая переписка по согласованию условий сделок.
    • Иные документы, которые составляются в соответствии с обычаями делового оборота при заключении сделки.

Как действовать?

Объективные сложности в применении методов ТЦО в сделках с независимыми лицами отмечались нами в предыдущих информационных бюллетенях, посвященных налоговому контролю цен во внешнеторговых сделках.

В продолжение логики Письма ФНС России для снижения рисков ТЦО во внешнеторговых сделках можно выделить следующие приоритетные направления:

  1. Разработка локальных нормативных документов, позволяющих систематизировать процессы заключения и исполнения экспортных сделок для минимизации налоговых и ТЦО рисков (регламенты взаимодействия, матрицы функциональной ответственности, должностные инструкции и тп).
  2. Для минимизации риска признания независимого контрагента аффилированным или номинальной промежуточной структурой, проработка целевой формы взаимодействия структурных подразделений российских и зарубежных контрагентов, с учетом не только требования налогового законодательства, но и коммерческого целеполагания и необходимой синергии налоговой и коммерческой функции.
  3. Подготовка защитного файла, обосновывающего рыночные подходы к ценообразованию, включая: политику по выбору контрагентов (внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.), ценовую политику (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие и (или) финансовые условия совершения сделок), внутренние документы по результатам применения данных политик.

Ценность единообразно применяемой ценовой/коммерческой политики и действующих регламентов отмечается не только в Письме ФНС России, но и подтверждается судом в рамках рассмотрения налогового спора между ООО «Воронежсахар» и налоговым органом (дело № А14−4599/2020). Наличие указанного документа являлось одной из причин принятия судом решения в пользу налогоплательщика.

Налоговый контроль цен в условиях санкций

Следующие два важных, на наш взгляд, Письма ФНС России посвящены налоговому контролю цен в условиях увеличивающегося санкционного давления на российские организации.

Так, согласно Письму ФНС России от 5 марта 2022 года № ШЮ-4−13/2724@ (далее — «Письмо») отмечается возможность применения дисконта к внешнеторговым сделкам в условиях санкций, в том числе в сделках с зарубежными независимыми лицами.

Согласно указанному Письму:

  1. Применение санкций к российским государственным органам, физическим и юридическим лицам со стороны «недружественных» стран (Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций) влияет на экономические условия деятельности сторон сделок.
  2. Допускается возможность возникновения убытка во внешнеторговых сделках в результате действий «недружественных» стран, приводящих к ситуации, когда налогоплательщики будут реализовывать производимую продукцию на экспорт с дисконтом.
  3. При проведении налогового контроля цен и рассмотрении заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения будут учитываться указанные обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, признаваемых контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ.

В дополнение, в Письме ФНС России от 20 июня 2022 года № ШЮ-4−13/7523@, было доведено до сведения Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о необходимости учитывать обстоятельства, оказывающие влияние на ценообразование в сделках.

К объективным факторам, влияющим на производственно-сбытовую деятельность организаций в текущих экономических условиях, ФНС России относит:

  • Меры по недопущению избытка готовой продукции
  • Остановку производственного цикла
  • Сокращение рабочих мест
  • Вынужденные изменения устоявшейся сбытовой структуры реализации продукции, включая изменения логистических цепочек
  • Соответствующие изменения цен реализации с целью обеспечения сбыта продукции

В продолжение Письма ФНС России мы видим, что на сегодняшний день большинство участников ВЭД сталкиваются с эмоциональной составляющей санкций, при которой продукция или организация формально может не подпадать под ограничения, но иметь следующие сложности:

  • Помимо введения санкций, под воздействием давления регуляторов и возросших репутационных рисков многие зарубежные партнеры (поставщики, покупатели, транспортно-логистические компании, инвесторы, производственные и дистрибьюторские партнеры) отказываются от взаимодействия с российскими компаниями.
  • Сложности с проведением банковских платежей.
  • Принимаемые РФ ответные меры также приводят к существенному ограничению взаимодействия с зарубежными партнерами.

В результате введения взаимных санкционных ограничений многие российские компании столкнулись с рядом значительных проблем и рисков, в частности:

  • Риском приостановления деятельности зарубежных структур, зарегистрированных в «недружественных юрисдикциях» (в т.ч., трейдинговых, холдинговых)
  • Риском прерывания/разрыва цепочек поставок в результате отказа от взаимодействия зарубежных поставщиков, покупателей, транспортно-логистических компаний, с российскими лицами
  • Риском отказа в обслуживании некоторыми банками счетов, открытых в отношении российских компаний или лиц (в частности, лиц с российским участием).

Что делать?

На сегодняшний день мы рекомендуем следующие направления для проработки, помогающие обеспечить бесперебойность работы бизнеса в текущих условиях:
 

  • Изменение структуры товарно-денежных потоков через «дружественные юрисдикции» (включая открытие полноценно функционирующих банковских счетов в таких юрисдикциях).
  • Организация закупки или сбыта продукции через независимые структуры в «дружественных юрисдикциях» без «российского элемента» для восстановления прерванных цепочек поставок.
  • Проработка транспортно-логистической составляющей цепочки поставок и товаросопроводительных документов.
  • Изменение холдинговых структур и проработка доступных мер государственной поддержки, а также иных мер налоговой экономии поддержки в рамках ухудшающейся экономической ситуации.
  • Заключение соглашение о ценообразовании с ФНС России для исключения рисков ТЦО на будущие периоды (до 5 лет).

 

Авторы:

  • Руслан Раджабов, ассоциированный партнер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Кристина Чернышова, менеджер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Екатерина Киселева, старший консультант Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все