
Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО). Что нового?
28.06.2022 г.
В информационном бюллетене представлена информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок в текущих экономических условиях и наши комментарии по рекомендуемым дальнейшим действиям.
Контроль внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми для целей налогообложения
25 мая 2022 года ФНС России было опубликовано Письмо ФНС № ШЮ-4−13/6384@ (далее — «Письмо ФНС России»), в котором были даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках с независимыми лицами.
Из указанного Письма ФНС России следуют следующие выводы:
- С 1 января 2022 года сделки с товарными группами, предусмотренными п. 5 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми для целей налогообложения.
- По мнению ФНС России, к таким товарным группам как нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни, как правило, применяется метод сопоставимых рыночных цен (далее — «метод СРЦ»). При применении указанного метода ТЦО может быть использована информация о собственной деятельности организации («внутренний» метод СРЦ) и любые другие общедоступные источники информации.
- При этом в Письме ФНС России признается, что в сделках с независимыми лицами могут быть объективные ограничения в применении методов трансфертного ценообразования.
- В случае невозможности применения методов трансфертного ценообразования, предусмотренных статьями 105.9 — 105.13 НК РФ, в целях обоснования рыночных цен в контролируемых сделках может быть представлен пакет документов, отражающих обычную коммерческую практику сторон сделки, который может включать:
- Внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.
- Ценовая политика (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие (или финансовые)) условия сделок.
- Внутренние документы, по результатам применения политик в конкретной сделке.
- Договоры, счета, деловая переписка по согласованию условий сделок.
- Иные документы, которые составляются в соответствии с обычаями делового оборота при заключении сделки.
Как действовать?
Объективные сложности в применении методов ТЦО в сделках с независимыми лицами отмечались нами в предыдущих информационных бюллетенях, посвященных налоговому контролю цен во внешнеторговых сделках.
В продолжение логики Письма ФНС России для снижения рисков ТЦО во внешнеторговых сделках можно выделить следующие приоритетные направления:
- Разработка локальных нормативных документов, позволяющих систематизировать процессы заключения и исполнения экспортных сделок для минимизации налоговых и ТЦО рисков (регламенты взаимодействия, матрицы функциональной ответственности, должностные инструкции и тп).
- Для минимизации риска признания независимого контрагента аффилированным или номинальной промежуточной структурой, проработка целевой формы взаимодействия структурных подразделений российских и зарубежных контрагентов, с учетом не только требования налогового законодательства, но и коммерческого целеполагания и необходимой синергии налоговой и коммерческой функции.
- Подготовка защитного файла, обосновывающего рыночные подходы к ценообразованию, включая: политику по выбору контрагентов (внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.), ценовую политику (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие и (или) финансовые условия совершения сделок), внутренние документы по результатам применения данных политик.
Ценность единообразно применяемой ценовой/коммерческой политики и действующих регламентов отмечается не только в Письме ФНС России, но и подтверждается судом в рамках рассмотрения налогового спора между ООО «Воронежсахар» и налоговым органом (дело № А14−4599/2020). Наличие указанного документа являлось одной из причин принятия судом решения в пользу налогоплательщика.
Налоговый контроль цен в условиях санкций
Следующие два важных, на наш взгляд, Письма ФНС России посвящены налоговому контролю цен в условиях увеличивающегося санкционного давления на российские организации.
Так, согласно Письму ФНС России от 5 марта 2022 года № ШЮ-4−13/2724@ (далее — «Письмо») отмечается возможность применения дисконта к внешнеторговым сделкам в условиях санкций, в том числе в сделках с зарубежными независимыми лицами.
Согласно указанному Письму:
- Применение санкций к российским государственным органам, физическим и юридическим лицам со стороны «недружественных» стран (Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций) влияет на экономические условия деятельности сторон сделок.
- Допускается возможность возникновения убытка во внешнеторговых сделках в результате действий «недружественных» стран, приводящих к ситуации, когда налогоплательщики будут реализовывать производимую продукцию на экспорт с дисконтом.
- При проведении налогового контроля цен и рассмотрении заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения будут учитываться указанные обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, признаваемых контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ.
В дополнение, в Письме ФНС России от 20 июня 2022 года № ШЮ-4−13/7523@, было доведено до сведения Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о необходимости учитывать обстоятельства, оказывающие влияние на ценообразование в сделках.
К объективным факторам, влияющим на производственно-сбытовую деятельность организаций в текущих экономических условиях, ФНС России относит:
- Меры по недопущению избытка готовой продукции
- Остановку производственного цикла
- Сокращение рабочих мест
- Вынужденные изменения устоявшейся сбытовой структуры реализации продукции, включая изменения логистических цепочек
- Соответствующие изменения цен реализации с целью обеспечения сбыта продукции
В продолжение Письма ФНС России мы видим, что на сегодняшний день большинство участников ВЭД сталкиваются с эмоциональной составляющей санкций, при которой продукция или организация формально может не подпадать под ограничения, но иметь следующие сложности:
- Помимо введения санкций, под воздействием давления регуляторов и возросших репутационных рисков многие зарубежные партнеры (поставщики, покупатели, транспортно-логистические компании, инвесторы, производственные и дистрибьюторские партнеры) отказываются от взаимодействия с российскими компаниями.
- Сложности с проведением банковских платежей.
- Принимаемые РФ ответные меры также приводят к существенному ограничению взаимодействия с зарубежными партнерами.
В результате введения взаимных санкционных ограничений многие российские компании столкнулись с рядом значительных проблем и рисков, в частности:
- Риском приостановления деятельности зарубежных структур, зарегистрированных в «недружественных юрисдикциях» (в т.ч., трейдинговых, холдинговых)
- Риском прерывания/разрыва цепочек поставок в результате отказа от взаимодействия зарубежных поставщиков, покупателей, транспортно-логистических компаний, с российскими лицами
- Риском отказа в обслуживании некоторыми банками счетов, открытых в отношении российских компаний или лиц (в частности, лиц с российским участием).
Что делать?
На сегодняшний день мы рекомендуем следующие направления для проработки, помогающие обеспечить бесперебойность работы бизнеса в текущих условиях:
- Изменение структуры товарно-денежных потоков через «дружественные юрисдикции» (включая открытие полноценно функционирующих банковских счетов в таких юрисдикциях).
- Организация закупки или сбыта продукции через независимые структуры в «дружественных юрисдикциях» без «российского элемента» для восстановления прерванных цепочек поставок.
- Проработка транспортно-логистической составляющей цепочки поставок и товаросопроводительных документов.
- Изменение холдинговых структур и проработка доступных мер государственной поддержки, а также иных мер налоговой экономии поддержки в рамках ухудшающейся экономической ситуации.
- Заключение соглашение о ценообразовании с ФНС России для исключения рисков ТЦО на будущие периоды (до 5 лет).
Авторы:
- Руслан Раджабов, ассоциированный партнер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Кристина Чернышова, менеджер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
- Екатерина Киселева, старший консультант Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новый вид отчетности МГК: формат утвержден! Готовы ли к подаче?
27 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС от 10.12.2024 № ЕД-7-13/1115@, который устанавливает формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме. Приказ вступил в силу 27 января 2025 года.
29.01.2025

Утверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@, утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
24.01.2025
.jpg)
Включение лицензионных платежей за право использования товарных знаков на готовую продукцию в таможенную стоимость сырья: анализ судебного дела и ключевые выводы
Включение в таможенную стоимость ввозимого сырья производственных лицензионных платежей на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных актов по данной теме, принятым в пользу таможенного органа.
13.01.2025

Обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
31 декабря 2024 года вступает в силу Приказ ФНС России от 30 октября 2024 года № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информации». Главным нововведением Приказа стало исключение 26 стран – членов ЕС из списка государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Вместо них добавлены 4 новых государства (Армения, Камерун, Руанда, Ямайка) и территория (Ниуэ).
27.12.2024

Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024

Актуальный статус действия соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией
В публикации представлен статус существующих соглашений об избежании двойного налогообложения.
20.12.2024