Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО). Что нового?

28.06.2022 г.

Поделиться

В информационном бюллетене представлена информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок в текущих экономических условиях и наши комментарии по рекомендуемым дальнейшим действиям.

Контроль внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми для целей налогообложения

25 мая 2022 года ФНС России было опубликовано Письмо ФНС № ШЮ-4−13/6384@ (далее — «Письмо ФНС России»), в котором были даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках с независимыми лицами.

Из указанного Письма ФНС России следуют следующие выводы:

  1. С 1 января 2022 года сделки с товарными группами, предусмотренными п. 5 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми для целей налогообложения.
  2. По мнению ФНС России, к таким товарным группам как нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни, как правило, применяется метод сопоставимых рыночных цен (далее — «метод СРЦ»). При применении указанного метода ТЦО может быть использована информация о собственной деятельности организации («внутренний» метод СРЦ) и любые другие общедоступные источники информации.
  3. При этом в Письме ФНС России признается, что в сделках с независимыми лицами могут быть объективные ограничения в применении методов трансфертного ценообразования.
  4. В случае невозможности применения методов трансфертного ценообразования, предусмотренных статьями 105.9 — 105.13 НК РФ, в целях обоснования рыночных цен в контролируемых сделках может быть представлен пакет документов, отражающих обычную коммерческую практику сторон сделки, который может включать:
    • Внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.
    • Ценовая политика (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие (или финансовые)) условия сделок.
    • Внутренние документы, по результатам применения политик в конкретной сделке.
    • Договоры, счета, деловая переписка по согласованию условий сделок.
    • Иные документы, которые составляются в соответствии с обычаями делового оборота при заключении сделки.

 

Как действовать?

Объективные сложности в применении методов ТЦО в сделках с независимыми лицами отмечались нами в предыдущих информационных бюллетенях, посвященных налоговому контролю цен во внешнеторговых сделках.

В продолжение логики Письма ФНС России для снижения рисков ТЦО во внешнеторговых сделках можно выделить следующие приоритетные направления:

  1. Разработка локальных нормативных документов, позволяющих систематизировать процессы заключения и исполнения экспортных сделок для минимизации налоговых и ТЦО рисков (регламенты взаимодействия, матрицы функциональной ответственности, должностные инструкции и тп).
  2. Для минимизации риска признания независимого контрагента аффилированным или номинальной промежуточной структурой, проработка целевой формы взаимодействия структурных подразделений российских и зарубежных контрагентов, с учетом не только требования налогового законодательства, но и коммерческого целеполагания и необходимой синергии налоговой и коммерческой функции.
  3. Подготовка защитного файла, обосновывающего рыночные подходы к ценообразованию, включая: политику по выбору контрагентов (внутренний документ, устанавливающий принципы выбора контрагентов, идентификации их бенефициаров, установления уровня риска и т. д.), ценовую политику (внутренний документ, устанавливающий допустимые коммерческие и (или) финансовые условия совершения сделок), внутренние документы по результатам применения данных политик.


Ценность единообразно применяемой ценовой/коммерческой политики и действующих регламентов отмечается не только в Письме ФНС России, но и подтверждается судом в рамках рассмотрения налогового спора между ООО «Воронежсахар» и налоговым органом (дело № А14−4599/2020). Наличие указанного документа являлось одной из причин принятия судом решения в пользу налогоплательщика.

Налоговый контроль цен в условиях санкций

Следующие два важных, на наш взгляд, Письма ФНС России посвящены налоговому контролю цен в условиях увеличивающегося санкционного давления на российские организации.

Так, согласно Письму ФНС России от 5 марта 2022 года № ШЮ-4−13/2724@ (далее — «Письмо») отмечается возможность применения дисконта к внешнеторговым сделкам в условиях санкций, в том числе в сделках с зарубежными независимыми лицами.

Согласно указанному Письму:

  1. Применение санкций к российским государственным органам, физическим и юридическим лицам со стороны «недружественных» стран (Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций) влияет на экономические условия деятельности сторон сделок.
  2. Допускается возможность возникновения убытка во внешнеторговых сделках в результате действий «недружественных» стран, приводящих к ситуации, когда налогоплательщики будут реализовывать производимую продукцию на экспорт с дисконтом.
  3. При проведении налогового контроля цен и рассмотрении заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения будут учитываться указанные обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, признаваемых контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ.


В дополнение, в Письме ФНС России от 20 июня 2022 года № ШЮ-4−13/7523@, было доведено до сведения Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о необходимости учитывать обстоятельства, оказывающие влияние на ценообразование в сделках.

К объективным факторам, влияющим на производственно-сбытовую деятельность организаций в текущих экономических условиях, ФНС России относит:

  • Меры по недопущению избытка готовой продукции
  • Остановку производственного цикла
  • Сокращение рабочих мест
  • Вынужденные изменения устоявшейся сбытовой структуры реализации продукции, включая изменения логистических цепочек
  • Соответствующие изменения цен реализации с целью обеспечения сбыта продукции


В продолжение Письма ФНС России мы видим, что на сегодняшний день большинство участников ВЭД сталкиваются с эмоциональной составляющей санкций, при которой продукция или организация формально может не подпадать под ограничения, но иметь следующие сложности:

  • Помимо введения санкций, под воздействием давления регуляторов и возросших репутационных рисков многие зарубежные партнеры (поставщики, покупатели, транспортно-логистические компании, инвесторы, производственные и дистрибьюторские партнеры) отказываются от взаимодействия с российскими компаниями.
  • Сложности с проведением банковских платежей.
  • Принимаемые РФ ответные меры также приводят к существенному ограничению взаимодействия с зарубежными партнерами.


В результате введения взаимных санкционных ограничений многие российские компании столкнулись с рядом значительных проблем и рисков, в частности:

  • Риском приостановления деятельности зарубежных структур, зарегистрированных в «недружественных юрисдикциях» (в т.ч., трейдинговых, холдинговых)
  • Риском прерывания/разрыва цепочек поставок в результате отказа от взаимодействия зарубежных поставщиков, покупателей, транспортно-логистических компаний, с российскими лицами
  • Риском отказа в обслуживании некоторыми банками счетов, открытых в отношении российских компаний или лиц (в частности, лиц с российским участием).

Что делать?

На сегодняшний день мы рекомендуем следующие направления для проработки, помогающие обеспечить бесперебойность работы бизнеса в текущих условиях:
 

  • Изменение структуры товарно-денежных потоков через «дружественные юрисдикции» (включая открытие полноценно функционирующих банковских счетов в таких юрисдикциях).
  • Организация закупки или сбыта продукции через независимые структуры в «дружественных юрисдикциях» без «российского элемента» для восстановления прерванных цепочек поставок.
  • Проработка транспортно-логистической составляющей цепочки поставок и товаросопроводительных документов.
  • Изменение холдинговых структур и проработка доступных мер государственной поддержки, а также иных мер налоговой экономии поддержки в рамках ухудшающейся экономической ситуации.
  • Заключение соглашение о ценообразовании с ФНС России для исключения рисков ТЦО на будущие периоды (до 5 лет).

 

Авторы:

  • Руслан Раджабов, ассоциированный партнер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Кристина Чернышова, менеджер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Екатерина Киселева, старший консультант Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все
Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров

Судебная практика по спору о неправомерности включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость товаров

В настоящий момент наблюдается два тренда судебной практики по вопросу включения сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввозимых товаров: принятие негативных для импортеров решений; направление дел, ранее принятых в пользу участников внешнеэкономической деятельности, судами кассационной инстанции на новое рассмотрение и впоследствии принятие по ним отрицательных для бизнеса решений.

04.12.2023

Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Наследники обратились с заявлением о возврате переплаты, возникшей у умершего лица – индивидуального предпринимателя. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении требований. Верховный Суд напомнил судам, что налоговое законодательство не запрещает наследование переплаты.

21.11.2023

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Команда Б1 подготовила обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен.

20.11.2023

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

13 ноября 2023 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России, который устанавливает перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами.

16.11.2023

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

7 лет обязательной маркировке товаров: итоги и перспективы

Механизм обязательной маркировки товаров существует с 2016 года. В публикации рассмотрим, в отношении каких категорий товаров планируется введение обязательной маркировки и проведение экспериментов, зачем вообще нужна маркировка и как она работает, как инструмент цифровой маркировки применяется таможенными органами.

14.11.2023

Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?

Налог с выплат в пользу иностранных организаций: надейся на лучшее, готовься к худшему?

8 ноября 2023 года был опубликован ко второму чтению законопроект, вносящий, помимо прочего, существенные изменения в порядок налогообложения доходов, получаемых иностранными организациями из источников в Российской Федерации. Ключевые изменения, которые могут быть внесены в положения НК РФ, освещены в статье.

10.11.2023