Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане
23.03.2023 г.
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — «НК РУ» и «Правила ТЦО»). Правила ТЦО ввели определение понятию «Контролируемые сделки», а также регламентируют подготовку Документации ТЦО и подачу Уведомления о контролируемых сделках (далее — «Уведомление»), процесс заключения соглашений о ценообразовании (далее — «СОЦ»), порядок проведения налогового контроля ТЦО и другое.
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан (далее — «Налоговые органы») вправе запросить у налогоплательщиков Документацию ТЦО в отношение налоговых периодов, начиная с 2022[1].
В данном документе представлен краткий обзор основных положений Правил ТЦО, которые в целом соответствуют основным международным принципам ТЦО, предусмотренным Руководством Организации экономического сотрудничества и развития по ТЦО для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее — «Рекомендации ОЭСР»).
Обращаем Ваше внимание, что наши комментарии основаны исключительно на нашей интерпретации положений Правил ТЦО, информации, которая доступна нам непосредственно после вступление в силу Правил ТЦО, и нашем опыте и знаниях относительно международных принципов ТЦО.
Общие положения
Под ТЦО понимается формирование коммерческих и (или) финансовых условий и (или) результатов деятельности взаимосвязанных сторон, отличающихся от условий и результатов, которые были бы получены в сопоставимых экономических условиях независимыми лицами.
Любые доходы, которые могли бы быть получены одной из сторон сделки, но не были ею получены в результате ТЦО должны учитываться у такой стороны сделки.
К контролируемым сделкам будут относиться сделки между взаимосвязанными лицами, но и отдельные типы сделок между независимыми лицами.
Налоговые органы в рамках налогового контроля ТЦО могут проверять полноту исчисления и уплаты следующих налогов:
- Налога на прибыль
- Налога на доходы физических лиц
- Налога за пользование недрами
- Налога на добавленную стоимость и
- Акцизного налога.
Взаимосвязанные лица
Согласно статье 37 НК РУ по общему определению взаимосвязанными признаются лица, которые в силу особенностей отношений между собой могут оказывать влияние на:
- Условия совершаемых сделок
- Результаты сделок и
- Экономические результаты деятельности.
При этом Правилами ТЦО предусмотрены 11 формальных критериев, на основании которых компании и физические лица могут быть признаны взаимосвязанными лицами.
Основным критерием является доля участия, когда одно юридическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в другом юридическом лице и доля такого участия составляет более 20%.
В Правилах ТЦО также закреплено, что суд при наличии признаков влияния на экономическую деятельность юридических или физических лиц может признать их взаимосвязанными и без применения 11 формальных критериев.
Контролируемые сделки
Правила ТЦО предусматривают следующие два типа контролируемых сделок, а именно:
- Контролируемые сделки между взаимосвязанными лицами и
- Внешнеторговые контролируемые сделки.
К Внешнеторговым контролируемым сделкам относятся сделки между:
- Взаимосвязанными лицами (без ограничений)
- Независимыми лицами:
- В области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп[2]: Цветные металлы, Драгоценные металлы, Минеральные удобрения, Углеводородное сырье и нефтепродукты, Хлопковое волокно и хлопковая пряжа.
- Одно из которых находится в офшорной юрисдикции[3].
К контролируемым сделкам между взаимосвязанными лицами, которые не подпадают под категорию внешнеторговых относятся сделки между налоговыми резидентами Узбекистана при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- Сумма доходов[4] по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превышает 5 млрд сумов[5];
- Сумма доходов[6] по сделкам за календарный год превышает 500 млн сумов[7] и при этом хотя бы одна сторона сделки:
- применяет специальный налоговый режим или является участником специальной экономической зоны, при этом в числе других сторон этой сделки есть лицо, не применяющее специальные налоговые режимы; или
- освобождена от уплаты налога на прибыль, применяет пониженную налоговую ставку или иные налоговые льготы, при этом в числе других сторон этой сделки есть лицо, не освобожденное от уплаты такого налога и не применяющее льгот; или
- добыла предмет сделки, который является полезное ископаемое, если налог на пользование недрами в отношении этого полезного ископаемого предусматривает адвалорную налоговую ставку.
К сделкам между взаимосвязанными лицами также приравнивается последовательность или совокупность сделок по реализации товаров (услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимосвязанными с первым продавцом и конечным покупателем этих товаров (услуг), если указанные продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами. В таких случаях не принимается во внимание наличие третьих лиц[8], с участием (при посредничестве) которых совершается указанная последовательность или совокупность сделок.
Налоговые органы могут также обратиться в суд для того, чтобы признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.
Методы ТЦО
Правилами ТЦО предусмотрена возможность использования пяти широко применяемых в международной практике методов ТЦО.
Правилами ТЦО предусмотрен следующий порядок использования методов ТЦО (также допустима комбинация указных методов):
- Метод сопоставимых рыночных цен («МСРЦ);
- Метод цены последующей реализации («МЦПР»);
- Затратный метод («ЗМ»);
- Метод сопоставимой рентабельности («МСР»); и
- Метод распределения прибыли («МРП»).
Приоритетное значение имеет МСРЦ. Если применение МСРЦ невозможно либо его применение не позволяет сделать обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цен контролируемых сделок рыночным ценам, то используется один из 5 методов, который позволяет сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цены сделки рыночным ценам.
Интервал рыночных цен / рентабельности
При расчете интервала рыночных цен / рентабельности используется статистический подход, который аналогичен подходу, применяемому в большинстве стран ОЭСР.
При определении интервала рыночных цен для целей применения МСРЦ необходимо наличие не менее одной сопоставимой сделки, а для определения интервала рыночной рентабельности для применения МЦПР, ЗМ и МСР в идеале не менее четырех сопоставимых организаций.
Когда доступно менее четырех сопоставимых организаций, разрешается расширить границы поиска для анализа функционально сопоставимых компаний. Кроме того, критерий доли участия может быть увеличен с 25% до 50% для того, чтобы облегчить поиск дополнительных сопоставимых компаний.
При этом, если цена контролируемой сделки меньше минимального значения или больше максимального значения цен / рентабельности, эта цена признается не соответствующей рыночным ценам. В случае указанного несоответствия в целях налогообложения принимается цена, равная среднему значению интервала рыночных цен / рентабельности.
Предусмотрена также возможность проведения корректировок показателей рентабельности с целью учета различий в показателях дебиторской и кредиторской задолженности, а также товарно-материальных запасах между сопоставимыми компаниями и налогоплательщиком.
Налогоплательщики имеют право самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства, в случае если цены, примененные в контролируемой сделке, отличались от рыночных. Выполнение такой корректировки не должно вести к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему, или увеличению суммы убытка.
Однако Правилами ТЦО не предусмотрено право налогоплательщиков корректировать сами цены или изменять наценки, в случае если рентабельность налогоплательщика оказалась за пределами интервала рыночной рентабельности. Это может оказаться существенным ограничением для тех налогоплательщиков, которые используют МСР или МРП и может привести к двойному налогообложению прибыли для тех международных компаний, которые будут вынуждены провести такие корректировки в других юрисдикциях.
Источники информации
При определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам и налоговые органы, и налогоплательщики должны использовать исключительно общедоступные источники информации.
Для целей определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным не допускается использование информации, составляющей налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Узбекистана (за исключением сведений о проверяемом налогоплательщике).
Следующие источники информации могут использоваться для этих целей:
- Сведения о ценах и котировках бирж Республики Узбекистан и иностранных бирж;
- Таможенная статистика внешней торговли Республики Узбекистан, публикуемая или представляемая по запросу Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан;
- Информация о ценах и биржевых котировках, полученная из следующих источников информации: уполномоченные органы, официальные источники информации иностранных государств или международных организаций либо опубликованные и (или) общедоступные источники информации и информационные системы;
- Данные информационно-ценовых агентств;
- Информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.
При отсутствии (недостаточности) информации, указанной выше используется следующая информация:
- Сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных источниках информации и информационных системах;
- Сведения, полученные из финансовой и статистической отчетности юридических лиц, в том числе опубликованные в общедоступных источниках информации Республики Узбекистан или иностранных государств и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах юридических лиц Республики Узбекистан и (или) иностранных юридических лиц. При этом использование данных иностранных организаций разрешается только в случае невозможности использования данных юридических лиц Республики Узбекистан.
- Сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в результате независимой оценки;
- Иная информация, которая может быть использована для определения интервала рыночных цен и рентабельности в соответствии с разрешенными методами ТЦО.
Уведомление
Налогоплательщики обязаны представлять в Налоговые органы сведения о совершенных ими контролируемых сделках. Такие сведения должны быть предоставлены в Налоговые органы. не позднее срока представления годовой финансовой отчетности за календарный год, в котором совершены контролируемые сделки — как правило, до 15 февраля[9].
Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию о предмете сделки, сторонах сделки, сумме доходов (расходов), полученных (понесенных) в результате контролируемой сделки.
Форма Уведомления, а также порядок ее заполнения и представления утверждены в Приложение 2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.03.2022 № 111.
Уведомление представляется в Налоговые органы путем заполнения информации в соответствующей форме на официальном сайте Налоговых органов вручную, либо путем загрузки заранее подготовленного файла в формате документа MS Excel.
Требования к документированию ТЦО
В соответствии с Правилами ТЦО налогоплательщики обязаны подготавливать в произвольной форме документацию, содержащую обоснование методики ценообразования, использованной в контролируемых сделках. Документация может быть подготовлена на узбекском или на русском и узбекском языках.
Такие документы должны быть представлены налогоплательщиком в налоговые органы в течение 30 календарных дней с момента запроса. Однако такое требование может быть предъявлено не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Для всех сделок с взаимозависимыми лицами налогоплательщики обязаны подготавливать документацию в форме, традиционной для государств с развитой системой контроля за ТЦО, которая должна содержать:
- Функциональный анализ сторон контролируемой сделки (при условии проведения такого анализа налогоплательщиком);
- Сведения об организационной структуре налогоплательщика;
- Описание условий сделки;
- Обоснование выбора метода ТЦО и источников информации;
- Расчет интервала рыночных цен и корректировок налоговой базы, произведенной налогоплательщиком.
Документация не потребуется, но налогоплательщики вправе представить документацию в добровольном порядке для следующих сделок:
- Неконтролируемых;
- Цены в которых соответствуют регулируемым ценам или предписаниям антимонопольных органов (с учетом особенностей, устанавливаемых для данных сделок Правилами ТЦО);
- С ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг и
- В отношении которых заключено СОЦ.
СОЦ
Правила ТЦО вводят положение о СОЦ. Начиная с 1 января 2022 года, налогоплательщик вправе подать заявление на заключение СОЦ, определяющее порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке. Также разъясняется, что право на заключение СОЦ предоставлено налогоплательщикам, отнесенным к категории крупных налогоплательщиков.
Заявление о заключении СОЦ рассматривается в срок не более девяти месяцев. Соглашения будут заключаться на срок до 3 лет с возможностью продления на последующие 2 года.
Правила ТЦО также предусматривают возможность заключения двухстороннего СОЦ с участием налогового органа иностранного государства относительно внешнеторговой сделки[10], если стороной сделки является налоговый резидент иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
СОЦ будут вступать в силу с 1 января года, следующего за годом его подписания (если иное не установлено соглашением). Однако может быть распространено на период, истекший с первого числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в Налоговые органы с заявлением о заключении соглашения, до дня вступления в силу соглашения.
Проверки ТЦО
Во время проверки ТЦО Налоговые органы вправе истребовать информацию у всех участников сделки, а не только у проверяемого лица.
Решение о проведении проверки ТЦО может быть вынесено не позднее 4 лет со дня получения Уведомления или извещения территориального налогового органа в случае, если при:
- Проведении налоговой проверки или налогового мониторинга был обнаружен факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в Уведомление или
- Выявлении контролируемой сделки в результате налоговой проверки.
При этом, в рамках проверки ТЦО могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Проверка ТЦО проводится в срок, не превышающий 6 месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) Налогового органа.
В случае необходимости получения информации от иностранных налоговых органов, проведения экспертиз и (или) перевода на узбекский или русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, срок проверки может быть продлен дополнительно на срок:
- Не превышающий 6 месяцев и
- Еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев Налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных налоговых органов.
Штрафные санкции
Согласно статье 226 НК РУ неуплата либо неполная уплата налога ввиду умышленного занижения цены в контролируемых сделках влечет за собой штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога.
Штрафы за непредставление Уведомления или Документации ТЦО не предусмотрены.
Постоянное учреждение
Правилами ТЦО также предусмотрено проведение проверок ТЦО в отношении иностранных юридических лиц, деятельность которых на территории Республики Узбекистан приводит к образованию постоянного учреждения.
В качестве заключения
Действующая на данный момент редакция правил ТЦО не раскрывает детали в отношении отдельных вопросов, среди которых:
- Возможность проведения симметричных корректировок одной стороной сделки, в отношении которой уже была проведена корректировка налоговой базы другой стороной сделки
- Формула расчета «среднего» значения интервала рыночных цен / рентабельности для целей дальнейшего определения цены, признаваемой соответствующей рыночному уровню для целей налогообложения
- Положения, которые освобождают налогоплательщика от штрафов
- Необходимость подготовки документации участниками международных групп компаний (далее — «МГК»):
- Уведомление об участии в МГК
- Страновые сведения по МГК, в частности: Глобальная документация (Мастер-файл), Национальная документация участника МГК (Локал-файл) и Страновой отчет МГК.
- Подход к осуществлению анализа сделок с нематериальными активами с учетом концепции DEMPE[11] и
- Порядок заключения двухсторонних СОЦ.
Поскольку Узбекистан в 2022 году стал членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях[12] и, тем самым, будет принимать участие во всех инициативах Форума, то мы ожидаем, что, по всей вероятности, Правила ТЦО будут совершенствоваться в соответствии с Рекомендациями ОЭСР.
Чем Б1 может помочь?
В свете правил по ТЦО в Узбекистане сотрудники Б1 готовы оказать оперативное содействие в:
- Анализе текущих сделок с участием компаний в Узбекистане, диагностике и оценке ТЦО рисков;
- Разработке политик и моделей ТЦО с участием компаний из Узбекистана и их имплементации;
- Подготовке шаблонов Документаций ТЦО;
- Подготовке Уведомлений;
- Проведении исследований рыночного уровня цен / рентабельности в отношении Контролируемых сделок;
- Консультировании и планировании в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний из Узбекистана;
- Содействие при заключении СОЦ.
Авторы:
Руслан Раджабов, партнер Б1
Василий Анищенко, ассоциированный партнер Б1
Юрий Михайлов, директор Б1
Ольга Лапитская, младший менеджер Б1
Показать ссылки
-
[1] Налоговым периодом признается календарный год - статья 384 НК РУ.
-
[2] Коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяет Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28.12.2022 № ПП-460 «О введении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан версии 2022 года» с 1 января 2023 года вводится в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан версии 2022 года, разработанная на базе обновленной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Источник: https://lex.uz/ru/pdfs/6330257). Перечень кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности представлен на веб-сайте Государственного Таможенного Комитета Республики Узбекистан (http://tarif.customs.uz/?lang=ru_Ru)
-
[3] Перечень утвержден Постановлением Государственного налогового комитета РУ № 2013-7, Государственного таможенного комитета РУ № 01-02/19-22, Правления Центрального банка РУ № 7/4 от 5 апреля 2013 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций»
-
[4] Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимосвязанными лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных для налога на прибыль.
-
[5] Приблизительно 30,9 млн российских рублей / 452,5 тыс. долларов США / 429 тыс. евро на основании среднего курса сумы по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, по данным Центрального банка РУ.
-
[6] Смотреть сноску 4 выше.
-
[7] Приблизительно 3,1 млн российских рублей / 45,2 тыс. долларов США / 42,9 тыс. евро на основании среднего курса сумы по отношению к российскому рублю / доллару США / евро за 2022 год, соответственно, по данным Центрального банка РУ.
-
[8] При условии, что такие третьи лица, принимающие участие в указанной последовательности или совокупности сделок не: Выполняют в этой последовательности или совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (услуг) одним лицом другому лицу; Принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (услуг) одним лицом другому лицу.
-
[9] Годовую финансовую отчетность представляют не позднее: 15 марта года, следующего за отчетным, – министерства, ведомства, ассоциации, корпорации, концерны и другие органы управления государственным имуществом п. 1 Положения, рег. MЮ № 942 от 03.07.2000. 25 марта года, следующего за отчетным, – предприятия с иностранными инвестициями и представительства иностранных фирм п. 2 Положения, рег. MЮ № 942 от 03.07.2000. До 15 марта года, следующего за отчетным, – бюджетные организации со статусом юридического лица п. 3 Положения, рег. MЮ № 942 от 03.07.2000. Не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, – все остальные хозяйствующие субъекты п. 4 Положения, рег. MЮ № 942 от 03.07.2000.
-
[10] Порядок заключения таких двухсторонних СОЦ на текущий момент не установлен Министерством финансов Республики Узбекистан.
-
[11] Функции по разработке (D), совершенствованию (E), поддержанию в силе (M), защите (P), использованию (E), а также контролю за выполнением этих функций).
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеВзаимосогласительные процедуры по трансфертному ценообразованию (ТЦО) между Россией и Южной Кореей
Представлена информация о последнем Письме Минфина России в отношении запроса налогоплательщика на проведение взаимосогласительной процедуры по ТЦО между правительствами России и Южной Кореи
16.11.2022
Международная судебная практика ТЦО по финансовым сделкам
Обзор судебной практики ТЦО в Нидерландах за 2022 год в отношении внутригрупповых финансовых сделок и выводы.
13.01.2023
Налоговое администрирование трансфертного ценообразования (ТЦО). Что нового?
Информация о последних Письмах ФНС России в отношении налогового контроля цен трансграничных сделок.
28.06.2022
Трансфертное ценообразование (ТЦО) внутригрупповых финансовых сделок: новое время — новые вызовы
Информация в отношении налогового контроля цен по внутригрупповым финансовым сделкам в текущих экономических условиях.
12.07.2022