Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Обзор масштабных изменений по ТЦО

20.11.2023 г.

Поделиться

Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ), направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее – Налоговый контроль цен). 

Команда Б1 подготовила обзор ожидаемых изменений в правилах трансфертного ценообразования на основании следующих проектов Федеральных законов:

  • проект № 448566-8 федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Законопроект)[1];
  • проект «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2] (далее – Законопроект ОННП[3]);
  • проект «О внесении изменения в статью 105 части первой НК РФ»[4].

Предлагаемые изменения по своему масштабу могут быть сравнимы с введением в 2012 году в НК РФ раздела V.1, изменившего подход к налоговому контролю цен. В этой связи важно уже сейчас оценить возможные последствия предлагаемых изменений. 

Рассмотрим наиболее существенные правки, детальный анализ которых представлен ниже, а краткое резюме – в приложении к информационному бюллетеню.

Расширение критериев взаимозависимости / признания сделок контролируемыми

Законопроектом вводятся дополнительные основания для признания юридических лиц взаимозависимыми за счет участия в их капитале и (или) управлении.

 

Так, в целях гармонизации положений НК РФ о налоговом контроле цен и о контролируемых иностранных компаниях, взаимозависимыми лицами предлагается также признавать контролирующее лицо и его контролируемую иностранную компанию, а также контролируемые иностранные компании одних и тех же контролируемых лиц.

 

Также к взаимозависимым лицам предлагается относить организации, в одной из которых физическое лицо с долей владения более 25% и (или) имеет полномочия по назначению единого исполнительного органа организации или по назначению не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации, и другую организацию, в которой физическое лицо имеет такую долю участия и (или) такие полномочия, и такие физические лица признаются взаимозависимыми лицами в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ.

 

Кроме того, Законопроектом предлагается признавать контролируемыми сделки с иностранными структурами без образования юридического лица, зарегистрированными в оффшорной юрисдикции или, если хотя бы один из участников такой структуры зарегистрирован в оффшорной юрисдикции.

 

Следует отметить, что Законопроектом также предлагается расширить перечень сделок, не признаваемых контролируемыми. В частности, освобождаются из-под контроля:

  • сделки с иностранными экспортно-кредитными агентствами и иностранными организациями, осуществляющими банковскую деятельность из юрисдикций, с которыми приостановлено действие СОИДН, при выполнении следующих условий: обязательства возникли до 8 августа 2023 года[5] и подтвержден факт отсутствия взаимозависимости российской организации - должника и иностранной организации – кредитора;
  • сделки, на основании которых возникли долговые обязательства, указанные в подпункте 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ;
  • сделки с контрагентами из юрисдикций, с которыми приостановлено действие СОИДН при условии, что договоры по таким сделкам заключены до 1 марта 2022 года и порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в таких сделках, не изменялся после 1 марта 2022 года, и такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии с действовавшими по состоянию на 1 марта 2022 г. положениями пункта 1 и пункта 3 статьи 105.14 НК РФ.

Механизм вторичной корректировки

Законопроектом вводится возможность применения вторичной корректировки через механизм обложения налогом у источника налоговой базы, выведенной из Российской Федерации за счет установления нерыночных цен в сделках с взаимозависимыми лицами.

 

В соответствии с Законопроектом, налоговая база для целей проведения вторичной корректировки будет соответствовать размеру первичной корректировки налоговой базы.

 

При этом, в том случае, если налогоплательщик осуществил самостоятельную корректировку налоговой базы по налогу на прибыль до момента уплаты налога на прибыль организаций за период, в котором была совершена контролируемая сделка и денежные средства возвращены в Российскую Федерацию, действует освобождение от вторичной корректировки.

 

В случае осуществления самостоятельной корректировки и возврата денежных средств после даты уплаты налога на прибыль организаций за период, в котором была совершена контролируемая сделка, но до назначения проверки, предусмотренной статьей 105.17 НК РФ, действует освобождение от вторичной корректировки при условии начисления во внереализационные доходы процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день пользования.

Подход к расчету интервала рыночных цен / рентабельности и источники информации

Далее рассмотрим, пожалуй, одни из самых существенных изменений для налогоплательщиков, которые используют при обосновании соответствия цен рыночному уровню данные информационно-ценовых агентств (далее – ИЦА) и биржевые котировки. 

 

Так, в действующей редакции НК РФ пункт 6 статьи 105.9 НК РФ при использовании данных ИЦА о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (далее – МСРЦ) минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен признавались соответственно опубликованные минимальное и максимальное значения цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени в сопоставимых условиях.

 

Законопроектом предусмотрено исключение пункта 6 статьи 105.9 НК РФ. Как следствие, расчет интервала рыночных цен на основании данных ИЦА и бирж будет осуществляться по общим правилам согласно статье 105.8 НК РФ, что приведет к сужению расчетного интервала.

 

В дополнение, при расчете рыночного диапазона представляется возможность использования информации о сопоставимых сделках с независимыми лицами, совершенных не только налогоплательщиком, но и взаимозависимой стороной контролируемой сделки. Данная возможность предоставляется при условии, что такие сделки будут признаваться сопоставимыми с анализируемой контролируемой сделкой.

Введение понятия «медианное значение интервала рыночных цен/рентабельности»

Если по результатам проверки по ТЦО производится корректировка налоговой базы, то указанная корректировка осуществляется до медианного значения вместо максимального или минимального интервала рыночных цен/рентабельности.

 

При этом, в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельной корректировки, существует возможность использования любого значения цен (рентабельности) в пределах рыночного интервала цен (рентабельности).

Уточнение положений в отношении признания совокупности организаций международной группой компаний (далее – МГК)

Законопроект уточняет критерии отнесения совокупности организаций к МГК.

 

Так, в соответствии с дополненным подпункта 1 пункта 1 статьи 105.16-1 НК РФ, если в отношении совокупности организаций составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями законодательства или такая отчетность должна была бы составляться, если бы ценные бумаги любой из указанных организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица были допущены к торгам на фондовой бирже (иностранной фондовой бирже), то данная совокупность организаций признается МГК.

 

Предлагаемые правки могут повлечь за собой увеличение количества налогоплательщиков, признаваемых МГК.

Существенное расширение требований к раскрытию информации

Документация по ТЦО

 

В Законопроекте уточняется содержание документации по ТЦО в отношении контролируемых сделок.

 

В частности, предлагается включать в документацию сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного контрагента по контролируемой сделке за отчетный период, в котором совершена контролируемая сделка. 

 

В дополнение, вместе с документацией по ТЦО предусматривается подготовка и предоставление документов, подтверждающих функциональный анализ, в том числе финансовой отчетности иностранного участника контролируемой сделки

 

В случае невозможности представления финансовой отчетности одновременно с документацией по ТЦО, финансовая отчетность должна быть представлена в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года, в котором совершена контролируемая сделка.

 

Также предлагается включать в документацию описание осуществленных корректировок для обеспечения необходимой степени сопоставимости финансовых и (или) коммерческих условий контролируемых сделок и сопоставляемых сделок (организаций).

 

Кроме этого предлагается прикладывать документы, содержащие регистрационные данные иностранного контрагента, являющегося стороной контролируемой сделки, и сведения о лицах, выступающих от имени указанного контрагента, предоставленные налогоплательщику при заключении контролируемой сделки. 

 

Одновременно предлагается обязать налогоплательщиков представлять налоговым органам документацию, предусмотренную статьей 105.15 НК РФ, вне рамок проведения проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. 

 

Для налогоплательщиков, осуществляющих внешнеторговые сделки с товарными группами согласно пункту 5 статьи 105.14 НК РФ, предлагается ввести обязанность по предоставлению документации по ТЦО вместе с уведомлением о контролируемых сделках. В Законопроекте дополнительно отмечено, что документация по ТЦО в отношении сделок с указанными товарными группами за 2024 год может быть представлена не позднее 1 декабря 2025 года.

 

Уведомление о контролируемых сделках

 

Законопроект расширяет перечень обязательной к раскрытию информации в уведомлении о контролируемых сделках. 

 

Так, в отношении сделок, предметом которых являются товары, будет необходимо представлять сведения об условиях совершения сделок, включая базис поставки товаров, даты отгрузки товаров (даты перехода права собственности на товары, даты признания дохода (расхода) по сделке), а также сведения об использованных методах ТЦО и источниках информации о сопоставимых сделках.

 

Также в отношении сделок между взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 105.1 НК РФ и предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ, в уведомлении о контролируемых сделках обязательными к раскрытию предполагаются сведения о сделках последующей реализации и (или) предшествующей покупки товаров и их условиях (далее – сведения о цепочке создания стоимости).

 

Налогоплательщик должен принять меры по получению сведений о цепочке создания стоимости от своих взаимозависимых лиц, при этом налогоплательщик не вправе ссылаться на отказ взаимозависимого лица от раскрытия данных сведений.

 

Финансовая отчетность зарубежных участников МГК

 

Законопроектом вводится обязанность МГК по представлению финансовой отчетности их участников, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, если хотя бы одна из компаний группы совершает контролируемые сделки с товарами, входящими в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ.

 

В частности, для участников МГК с долей активов в России более 50% и осуществлявших куплю-продажу товаров, входящих в одну или несколько товарных групп, указанных в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ, такие компании обязаны предоставлять консолидированную финансовую отчётность МГК и бухгалтерскую (финансовую) отчетность ее зарубежных участников (нерезидентов такой МГК) как осуществлявших такие контролируемые сделки, так  и оказывавших сопутствующие услуги в отношении таких товаров (перевозка, хранение, упаковка, страхование, финансирование, маркетинг, иные). Согласно Законопроекту, отчетность предоставляется в электронной форме в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года.

 

Важно также отметить, что у материнской компании МГК или уполномоченного участника МГК, которые являются российской организацией, либо иностранной организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, вне рамок проверки по ТЦО может быть запрошена информация (документы) о сделках участников МГК, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Нововведения в процедуре заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения (далее – СОЦ)

Законопроектом совершенствуется процедура заключения СОЦ. В частности, данный инструмент становится доступным для всех налогоплательщиков в отношении контролируемых сделок свыше 2 млрд рублей за календарный год, предметом которых являются товарные группы, указанные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ.

 

Также появляется возможность заключить СОЦ до пяти лет, в том числе, включить в периметр соглашения сделки, совершенные в течение двух лет, предшествующих году обращения с заявлением о заключении соглашения.

 

Вместе с тем, возможность заключения двусторонних СОЦ за истекшие периоды не предусмотрена. 

 

В завершение, пошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения снижается с двух до одного миллиона рублей.

Новые меры ответственности за нарушения по ТЦО и увеличение действующих штрафных санкций

Законопроектом существенно усиливаются меры ответственности за нарушения в сфере ТЦО.

 

Прежде всего изменения коснулись штрафов за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

 

Предлагается определять штраф в размере 100% неуплаченной суммы налога с дохода, указанного в абзаце первом пункта 6.1 статьи 105.3 НК РФ, но не менее 500 000 рублей.

 

Важно отметить, следующее:

  • Изменения коснулись только трансграничных контролируемых сделок;
  • Штрафы возникают только по итогам проверки.

Существенно увеличиваются штрафы за непредставление всех видов отчетности по ТЦО (уведомления о контролируемых сделках, документации и межстрановой отчетности) или предоставления некорректной информации в такой отчётности. Например, штраф за неподачу уведомления о контролируемых сделках с 5 000 рублей предлагается увеличить до 100 000 рублей; штраф за неподачу уведомления об участии в МГК с 50 000 рублей предлагается увеличить до 500 000 рублей. По другим видам отчётности штрафы предлагается увеличить еще более существенно - до 1 000 000 рублей.

 

Также вводится штраф за неподачу документации по ТЦО (в отношении каждой отдельной сделки или группы однородных сделок) в размере 500 000 рублей. Кроме того, вводится ответственность за непредставление финансовой отчетности иностранных компаний международной группы компаний со штрафом также в 1 000 000 рублей.

 

При этом Законопроектом предполагается ограничение в части освобождения налогоплательщика от штрафа при условии представления им документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, только в отношении внутрироссийских сделок. 

Изменения в статье 269 НК РФ

Законопроектом предлагаются изменения в статье 269 НК РФ, которая предусматривает подход к расчету интервалов предельных значений процентных ставок для определения процентного дохода или расхода, признаваемого для целей налогообложения. Так, начиная с 1 января 2024 года «безопасным» интервалом в зависимости от валюты по долговым обязательствам будет признаваться:

  • Рубли РФ: от 10 до 150 процентов ключевой ставки ЦБ РФ. При этом минимальное значение интервала предельных значений процентных ставок не может быть менее 2 процентов.
  • Евро: от 1 процента до ставки  STR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов.
  • Китайские юани: от 1 процента до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов.
  • Фунты стерлингов: от 1 процента до ставки SONIA в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов.
  • Швейцарские франки: от 1 процента до ставки SARON в швейцарских франках, увеличенной на 5 процентных пунктов.
  • Японские йены: от 1 процента до ставки TONAR в японских йенах, увеличенной на 5 процентных пунктов.
  • Иная валюта: от 1 процента до ставки SOFR в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

Иные изменения

Период проверки по ТЦО

 

Также хотели бы обратить внимание на изменения, предлагаемые Законопроектом «О внесении изменения в статью 105 части первой НК РФ». Так, в рамках проверки по ТЦО могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, независимо от даты подачи уведомления о контролируемых сделок/получения извещения территориального налогового органа. 

 

Участие территориальных налоговых органов в проверках по ТЦО

 

Предлагаемые Законопроектом ОННП изменения позволят ФНС привлекать для участия в проверках по ТЦО должностных лиц территориальных налоговых органов.

ВЫВОДЫ

С учетом масштабности ожидаемых изменений Б1 рекомендует:

  1. Провести диагностику рисков ТЦО в контролируемых сделках, особенно с учетом возрастающих санкций за факт отклонения цен/рентабельности от рыночного уровня.
  2. Определить состав/формат документов и информации, которые будет необходимо дополнительно подготавливать и предоставлять в налоговые органы в составе документации по ТЦО, а также в уведомлении о контролируемых сделках.
  3. Принять решение о принадлежности Группы к категории МГК и при наличии необходимости приступить к подготовке межстрановой отчетности.
  4. Оценить необходимость пересмотра процентных ставок по внутригрупповым финансовым сделкам.
  5. Оценить возможные риски, особенно в отношении сделок, по которым применялся МСРЦ с использованием данных ИЦА и бирж.

Для наиболее материальных сделок и/или при наличии существенных рисков рекомендуем рассмотреть возможность заключения СОЦ.

Как отмечалось выше, текущий обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен, был проведен в отношении Законопроекта, некоторые формулировки которого еще могут быть уточнены. Вместе с тем, очевидно, что законодательство по ТЦО в России будет существенно изменено, и российским организациям будет необходимо работать в новой реальности.

Положения новой редакции НК РФ будут применяться к сделкам, доходы или расходы, по которым признаются с 1 января 2024 года вне зависимости от даты заключения договора. Однако, иной порядок действия поправок может быть установлен нормативным правовым актом Президента РФ.

Команда Б1 будет рада оказать вам всестороннюю поддержку по анализу последствий от вводимых Законопроектом изменений, а также оказать содействие в подготовке всех видов отчетности по ТЦО.

 

Авторы:

  • Руслан Раджабов, партнер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, Ruslan.Radzhabov@b1.ru 
  • Василий Анищенко, партнер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, Vasilii.Anishchenko@b1.ru 
  • Евгений Гайдамащук, старший менеджер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, Evgenii.Gaidamashchuk@b1.ru
  • Зара Арутюнян, старший менеджер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, Zarui.Arutiunian@b1.ru
  • Евгения Дзюба, менеджер, группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей, Evgeniia.Dziuba@b1.ru

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все