Tax Messenger
Руководство по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в ОАЭ. Финансовые сделки
31.10.2023 г.
23 октября 2023 налоговые органы ОАЭ на своем официальном сайте опубликовали Руководство по ТЦО (далее – «Руководство»), которое, помимо прочего, содержит разъяснения и рекомендации в отношении проведения анализа соответствия цен финансовых сделок принципу «Вытянутой руки».
В данном информационном бюллетене представлен обзор опубликованных рекомендаций в отношении внутригрупповых финансовых сделок, которые необходимо принимать во внимание международным группам компаний при принятии решения о ценообразовании и совершении внутригрупповых финансовых сделок с компаниями в ОАЭ.
Обращаем Ваше внимание, что наши комментарии основаны исключительно на нашей интерпретации положений Руководства, общедоступных источниках и информации, которая имелась в нашем распоряжении на дату данного обзора, а также на нашем опыте и знаниях в отношении международных принципов трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО»).
Общие положения
Рекомендации, изложенные в Руководстве в отношении финансовых сделок, в значительной степени основаны на принципах и положениях, которые закреплены и отражены в Главе 10 Руководства ОЭСР по ТЦО для транснациональных корпораций и налоговых органов (далее – «Руководство ОЭСР по ТЦО»). При этом Руководство также отражает особенности локального законодательства ТЦО, которое имеет приоритет. Налоговые органы ОАЭ отмечают, что Руководство является одним из основных источников информации и разъяснений по вопросам, связанным с ТЦО, в дополнение к опубликованным ранее Законам[1]. В случае, если особенности применения правил ТЦО не раскрыты в локальных законодательных актах, то налогоплательщики имеют возможность полагаться на Руководство ОЭСР.
Комментарии по финансовым сделкам, содержащиеся в Руководстве, покрывают достаточно широкий спектр вопросов: от комментариев в отношении порядка применения законодательства по ТЦО в отношении деятельности, осуществляемой в рамках казначейской функции, до рекомендаций в отношении анализа соответствия ценообразования в конкретных видах финансовых сделок рыночным ценам для целей налогообложения.
Функция казначейства
В Руководстве представлено описание ключевых внутригрупповых функций казначейства. Также, в Руководстве отмечается, что казначейство может выполнять «рутинные» услуги в международной группе компаний, не принимая и не управляя существенными рисками; в этом случае функция должна вознаграждаться по аналогии с функцией по оказанию централизованных услуг. При этом в отдельных случаях, функция казначейства фактически выполняет роль «внутреннего банка» и принимает на себя/управляет существенными рисками, и, соответственно, должна вознаграждаться соответствующим образом.
Таким образом, при анализе вопросов ТЦО, связанных с вознаграждением деятельности казначейства, необходимо, в первую очередь, детально анализировать фактические обстоятельства, а также в чем фактически заключается казначейская функция.
Внутригрупповое финансирование
Основное внимание в Руководстве уделяется сделкам внутригруппового финансирования в форме займов. В частности, в Руководстве рассматриваются следующие вопросы:
- Определение интервалов рыночных процентных ставок на основании применения Метода сопоставимых рыночных цен (МСРЦ), исходя из понимания о наличии определенных данных на рынке о сделках по выдаче (привлечению) займов, заключенных между независимыми лицами;
- Анализ влияния кредитного рейтинга заемщика;
- Влияние принадлежности к группе компаний на кредитный рейтинг заемщика и его возможность привлечь финансирование;
- Особенности поиска сопоставимых сделок, совершенных между независимыми лицами и критериев сопоставимости;
- Особенности осуществления корректировок сопоставимости.
Определение интервалов рыночных процентных ставок
В соответствии с Руководством, применение МСРЦ, как правило, включает следующие этапы:
- Анализ существенных условий займа, оказывающих влияние на ценообразование;
- Анализ кредитного рейтинга заемщика с целью оценки кредитного риска, который несет займодавец при предоставлении финансирования (с учетом влияния принадлежности к группе компаний на кредитный рейтинг заемщика);
- Поиск потенциально сопоставимых сделок, заключенных между независимыми лицами с сопоставимым кредитным рейтингом заемщика и на сопоставимых условиях;
- Осуществление корректировок сопоставимости (при необходимости) и расчет интервала рыночных процентных ставок.
Подход к анализу внутригрупповых займов, представленный в Руководстве, полностью соответствует подходу в отношении анализа сделок внутригруппового финансирования, изложенному в Руководстве ОЭСР по ТЦО.
Анализ влияния кредитного рейтинга заемщика
Кредитоспособность заемщика является одним из основных факторов, которые независимые кредиторы принимают во внимание при определении условий сделки по предоставлению финансирования.
В Руководстве отмечается, что кредитный рейтинг может быть определен как для оценки кредитоспособности группы компаний в целом (или материнской компании группы), так и в отношении отдельного выпуска долговых обязательств. При наличии обоих рейтингов использование кредитного рейтинга финансового инструмента может быть более подходящим для целей проведения сравнительного исследования, чем использование кредитного рейтинга эмитента (заемщика).
Также в Руководстве представлены комментарии в отношении различий в методологиях определения кредитных рейтингов, которые определяются на основании общедоступных инструментов оценки кредитного рейтинга, и независимыми рейтинговыми агентствами. В частности, отмечается, что общедоступные инструменты, как правило, используют ограниченные количественные данные для определения кредитного рейтинга, в то время как независимые рейтинговые агентства проводят детальный количественный анализ исторических и прогнозируемых данных, а также качественный анализ.
В Руководстве также отмечается, что принадлежность к группе компаний может оказывать влияние на кредитный рейтинг взаимозависимого заемщика и его возможность привлечь финансирование.
Поиск осуществления сопоставимых сделок
Особое внимание в Руководстве уделяется порядку осуществления поиска сопоставимых сделок, совершенных между независимыми лицами. В частности, в качестве критериев сопоставимости, которые влияют на уровень процентных ставок по займам и которые необходимо учитывать при проведении поиска, указаны следующие:
- Дата выдачи;
- Валюта;
- Страна заемщика;
- Срок;
- Тип процентной ставки;
- Индустрия заемщика;
- Иные факторы, способные оказать влияние на ценообразование по сделкам предоставления финансирования, например, право досрочного погашения / истребования займа.
При этом, в отличие от рекомендаций, опубликованных ОЭСР, Руководство не содержит описания принципов, которые следует применять для правильного определения условий финансовых сделок. В частности, в Руководстве не рассматривается порядок признания сделки внутригруппового финансирования займом по существу[2] (в целях оценки вероятности переквалификации займа во вклад в уставный капитал), а также отсутствуют комментарии в отношении выявления коммерческих и финансовых условий[3], а также экономически значимых характеристик финансовых сделок[4].
Кроме того, Руководство, в отличие от Руководства ОЭCР, содержит детальный пример осуществления корректировки сопоставимости срока потенциально сопоставимых сделок для приведения их к соответствию сроку анализируемой сделки.
Иные финансовые сделки
В Руководстве также содержатся разъяснения по вопросам определения рыночных цен и вознаграждений в отношении других видов внутригрупповых финансовых сделок, таких как:
- Кэш-пулинг (включая описание видов кэш-пулинга, обстоятельств использования кэш-пулинга, особенностей определения рыночного вознаграждения организатора и участников кэш-пулинга);
- Хеджирование (включая описание видов хеджирования и определения рыночных цен);
- Финансовые гарантии (определение рыночного вознаграждения);
- Кэптивное страхование (подходы к определению рыночного вознаграждения).
Несмотря на то, что разъяснения, опубликованные налоговыми органами ОАЭ, не охватывают всех аспектов и видов финансовых сделок, публикация Руководства представляет собой значительный шаг в развитии практики ТЦО в ОАЭ.
Компаниям, осуществляющим внутригрупповые финансовые операции, следует оценить, соответствуют ли их методологии ТЦО в отношении финансовых сделок принципам, изложенным в Руководстве, и при необходимости разработать, а также внести в текущие политики и ценообразования соответствующие изменения.
Как Б1 может помочь?
Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении внутригрупповых финансовых сделок и сделок финансовых организаций в ОАЭ:
- Анализ текущих финансовых структур и внутригрупповых сделок с участием компаний в ОАЭ, диагностика и оценка ТЦО рисков;
- Разработка методики определения рыночных процентных ставок и вознаграждений, а также методики определения кредитных рейтингов;
- Разработка внутреннего регламента взаимодействия структурных подразделений в процессе применения методики определения рыночных процентных ставок и вознаграждений;
- Разработка операционной модели ТЦО с участием компаний из ОАЭ и порядок их имплементации;
- Подготовка шаблонов Документаций ТЦО по финансовым сделкам;
- Проведение исследований рыночных процентных ставок и вознаграждений в отношении контролируемых финансовых сделок;
- Предоставление консультаций и рекомендаций в области ТЦО при заключении новых финансовых сделок с участием компаний из ОАЭ;
- Адаптация методологий и политик ТЦО, подготовленных в соответствии с законодательством иных стран, в соответствии с требованиями законодательства по ТЦО в ОАЭ.
Авторы:
- Мария Егорова, партнер, группа по оказанию услуг налогообложения институтам финансового сектора
- Юрий Михайлов, директор, группа по оказанию услуг трансфертного ценообразования институтам финансового сектора и финансовых сделок
- Дарья Еронтьева, младший менеджер, группа по оказанию услуг трансфертного ценообразования институтам финансового сектора и финансовых сделок
Показать ссылки
-
[1] Закон «О корпоративном налоге и налоге на прибыль» (2022) и Решение № 97 «Требование к составлению документации по ТЦО» (2023)
-
[2] Пункты 10.4 - 10.13 Руководства ОЭСР
-
[3] Пункты 10.14 - 10.20 Руководства ОЭСР
-
[4] Пункты 10.21 - 10.38 Руководства ОЭСР
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеКипр – новые правила упрощенной документации ТЦО и применения «Безопасных гаваней»
6 июля 2023 года налоговые органы Кипра выпустили 1 циркуляр, который вводит право о готовить упрощенную документацию по ТЦО по конкретной категории внутригрупповых сделок. 7 июля 2023 налоговые органы Кипра выпустили 2 циркуляр, разъясняющий подход к анализу внутригрупповых сделок зеркального финансирования.
26.10.2023
Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Республике Таджикистан: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан. В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
29.09.2023
Корпоративный налог в ОАЭ для компаний в свободных зонах
1 июня 2023 в ОАЭ начал применяться корпоративный налог на прибыль. Этот тренд мы видим в ряде других стран региона – период без взимания налога на прибыль компаний уходит в прошлое.
02.06.2023
Обзор разъяснений по составлению документации по ТЦО в ОАЭ
В рамках данного материала представлен краткий обзор дополнений и требований к правилам ТЦО в ОАЭ, подготовленный на основании официальных документов.
29.05.2023
Налог на прибыль в ОАЭ
Срок начала применения корпоративного налога на прибыль в Объединённых Арабских Эмиратах приближается. Федеральный закон № 47 от 2022 года о налогообложении корпораций и предприятий был подписан 3 октября 2022 года, однако до сих пор остается много вопросов практического применения данного закона к разным типам компаний. Сразу после выпуска Закона были опубликованы официальные вопросы и ответы по данному закону.
18.05.2023
Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Узбекистане: последствия для финансовых сделок и финансового сектора
1 января 2022 года вступил в силу Раздел VI «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании» Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – «НК РУз» или «Правила ТЦО»). В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.
10.04.2023
Международная судебная практика ТЦО по финансовым сделкам
Обзор судебной практики ТЦО в Нидерландах за 2022 год в отношении внутригрупповых финансовых сделок и выводы.
13.01.2023