Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в Республике Таджикистан: последствия для финансовых сделок и финансового сектора

29.09.2023 г.

Поделиться

1 января 2022 вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан (далее — «НК РТ»), который содержит требования в отношении трансфертного ценообразования (далее — «Правила ТЦО»). 

Положения соответствующей Главы 33 «Трансфертное ценообразование» НК РТ вступили в силу с 1 января 2023 года и вводят принцип «заключения договора на рыночных условиях», который должен применяться в соответствии с международными стандартами ТЦО к транснациональным предприятиям и налоговым органам. Обзор общих положений правил ТЦО представлен в публикации Б1 «Обзор правил трансфертного ценообразования (ТЦО) в Таджикистане».

В данном информационном бюллетене представлен обзор Правил ТЦО в части применения для налогового контроля цен в отношении финансовых сделок и компаний финансового сектора.

Обращаем Ваше внимание, что наши комментарии основаны исключительно на нашей интерпретации положений Правил ТЦО, общедоступных источниках и информации, которая доступна нам непосредственно после вступление в силу Правил ТЦО, и нашем опыте и знаниях относительно международных принципов ТЦО.

Финансовые сделки и компании финансового сектора

В соответствии со статьей 225 НК РТ, договор о трансфертном ценообразовании является договором, включающим «операцию или серию операций, если целью такой операции является поставка или приобретение имущества, услуг, обращение с нематериальными или материальными активами, выделение кредитов». На основании данной статьи можно сделать вывод о том, что Правила ТЦО применяются к различным типам сделок по оказанию финансовых услуг, а также сделок с кредитами, которые могут совершаться как нефинансовыми организациями, так и компаниями финансового сектора, в связи с чем, у налогоплательщиков возникает необходимость в соблюдении Правил ТЦО. 

При этом необходимо принимать во внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 21 Рыночные цены НК РТ, положения статьи 21 и Главы 33 НК РТ не распространяются на деятельность кредитных финансовых организаций, в том числе для привлеченных ими кредитов

В свою очередь, статья 2 НК РТ дает следующие определения понятиям кредитной финансовой и кредитной организаций: 

  • Кредитная финансовая организация – кредитная организация и исламская кредитная организация, осуществляющие на основании лицензии Национального банка Таджикистана (НБТ) деятельность, предусмотренную законодательством Республики Таджикистан.
  • Кредитные организации – юридические лица (банки, внебанковские кредитные организации, в том числе микрофинансовые организации), осуществляющие на основании лицензии НБТ все или отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

 

В настоящий момент в общедоступных источниках информации не представлены разъяснения налоговых органов Таджикистана в отношении того, распространяется ли ограничение по применению Правил ТЦО (предусмотренное частью 11 статьи 21 НК РТ) на все виды внутригрупповых сделок, которые совершают кредитные финансовые и кредитне организации или же исключительно только на те банковские операции, которые осуществляются на основании лицензии НБТ. 

В то же время, в контексте рассмотрения Правил ТЦО необходимо обратить внимание и на такую категорию сделок, как финансовые услуги, оказываемые вышеупомянутыми организациями, определение которых также содержится в статье 2 НК РТ:

  • Финансовые услуги (для целей налога на добавленную стоимость) – услуги кредитной организации, исламской кредитной организации и других организаций по перечню, утвержденному НБТ по согласованию с Министерством финансов РТ и уполномоченным государственным органом.

Как следует из определения выше, финансовые услуги могут быть оказаны не только кредитными финансовыми и кредитными организациями, но и иными организациями по перечню, который утверждается НБТ. Между тем, положения части 11 статьи 21 НК РТ в редакции, доступной на момент публикации настоящего бюллетеня, не предусматривают исключения в части соблюдения Правил ТЦО для каких-либо иных организаций, кроме кредитных финансовых, например, страховых компаний, инвестиционных фондов, доверительных управляющих, брокеров и дилеров, а также других профессиональных участников рынка ценных бумаг. Следовательно, согласно формальному прочтению положений части 11 статьи 21 НК РТ можно сделать вывод о том, что финансовые услуги, оказываемые организациями, отличными от кредитных финансовых и кредитных организаций, потенциально могут подлежать налоговому контролю на основании Правил ТЦО. 

Таким образом, налоговые органы Таджикистана в целях соблюдения налогового законодательства согласно пункту 6 части 3 статьи 41 НК РТ могут осуществлять к таким финансовым организациям различные формы налогового контроля, в том числе в форме ТЦО.

Более подробный обзор в разрезе различных типов финансовых сделок и суб-секторов финансового рынка представлен ниже.

Кредиты, займы, поручительства, кэш-пулинг

НК РТ не содержит положений, определяющих методологию проведения анализа соответствия цен сделок кредитов, займов, поручительств, кэш-пулинга и прочих финансовых сделок (финансовая аренда - лизинг, факторинг и форфейтинг) рыночному уровню для целей налогообложения. 

Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 230 НК РТ, в случае, если заем предоставленный или обеспеченный одной стороной другой стороне, составляет более 50% балансовой стоимости всех активов другой стороны, такие стороны будут признаны взаимозависимыми для целей налогообложения, и как следствие, при соблюдении прочих требований части 1 статьи 225 НК РТ, сделки между такими сторонами должны соответствовать Правилам ТЦО.

В связи с этим, можно полагать, что для целей анализа соответствия цен рыночному уровню, применяемых в таких финансовых сделках, наиболее подходящим будет являться Метод сопоставимой рыночной цены (далее – «МСРЦ[1]»), что соответствует общемировой практике в сфере ТЦО[2]. В то же время, это также не противоречит принципу рыночных условий, закрепленному в НК РТ, который должен применяться в соответствии с международными стандартами ТЦО[3].

При проведении сравнительных исследований рыночных цен, применяемых в данных сделках и идентификации сопоставимых сделок, налогоплательщикам необходимо руководствоваться общими принципами заключения договоров на рыночных условиях, предусмотренных статьей 226 НК РТ. 

При этом при определении соответствия договоров рыночным условиям, в соответствии с международной практикой, одним из ключевых параметров, оказывающих влияние на размер процентной ставки или вознаграждения сторон финансовых сделок, является кредитный рейтинг, который, в свою очередь, отражает кредитную историю и платежеспособность заемщиков кредитов и займов / принципалов банковских гарантий. 

Для целей установления кредитных рейтингов могут применяться различные инструменты и методы, например:

  • Информация о кредитном рейтинге заемщика, присвоенном рейтинговыми агентствами (например, S&P, Moody’s, Fitch, Эксперт РА, АКРА, иными)
  • Методологии международных рейтинговых агентств
  • Аналитические инструменты в базах данных информационно-ценовых агентств и на платформах международных рейтинговых агентств, например: Калькулятор PVTCO, разработанный Refinitiv Eikon и предназначенный для расчета кредитного рейтинга компании на основе ее финансовых показателей, Moody’s RiskCalc компании Moody’s Analytics, позволяющий определить индикативный обособленный кредитный рейтинг заемщика на основании его финансовых показателей, отрасли деятельности, страны, технологические решения компании S&P на базе платформы S&P CAPITAL IQ (например, CreditPro, CreditModel, PD Model), позволяющие оценить кредитный рейтинг заемщика при помощи количественных методов оценки кредитоспособности;
  • Внутренние методологии определения кредитного рейтинга международных групп компаний.

 

Для получения информации, необходимой для выявления сопоставимых сделок и определения интервалов рыночных процентных ставок и вознаграждений, налогоплательщики могут использовать базы данных международных информационно-ценовых агентств, например, Refinitiv Eikon и Bloomberg, а также региональные базы данных, например, Cbonds. 

При определении соответствия трансфертных цен в финансовых сделках рыночным ценам налогоплательщикам необходимо также принимать во внимание положения статей 194 и 224 НК РТ, в частности, регламентирующих ограничение вычетов процентных расходов, а именно:

  • Налогоплательщику разрешается вычет фактически уплаченных процентов за каждый кредит в отчетном периоде, но в размере не более трехкратной суммы процентов, начисленных (подлежащих начислению) с использованием ставки рефинансирования НБТ, действующей в налоговом периоде[4]. Данное ограничение применяется в том числе к процентам, выплачиваемым по договорам финансовой аренды (лизинга).
  • Предельный размер процентных расходов также определяется с соблюдением правила тонкой капитализации, согласно которому если за отчетный период соотношение среднего кредита к среднему уставному капиталу превышает в два раза, то разрешенный вычет процентов на этот период ограничивается[5].

На основании представленной информации может быть сформирован следующий порядок анализа процентных ставок для целей ТЦО в финансовых сделках:

  1. Определение интервалов рыночных процентных ставок на основании метода ТЦО
  2. Сопоставление результатов сравнительного исследования с требованиями положений НК РТ в части корректировки процентных: 
    • Расходов на предмет ограничений по ставке рефинансирования
    • Расходов на предмет соблюдения правила тонкой капитализации.

Налогоплательщики в соответствии с требованиями НК РТ также обязаны составить документы, удостоверяющие соответствие операций, совершаемых налогоплательщиком по договору о трансфертном ценообразовании, принципу рыночных условий. В документации должна быть указана основа для использования метода или методов ТЦО.

При этом налоговый орган по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере финансов может установить требования к упрощенной документации ТЦО для следующих налогоплательщиков и отдельных операций[6]:

  • Дистрибьюторы
  • Налогоплательщики с низким объемом трансграничных операций
  • Субъекты среднего предпринимательства
  • Внутригрупповые услуги компаний
  • Предоставление кредитов
  • Технические услуги.

В то же время в соответствии с частью 6 статьи 229 НК РТ упрощенные правила к ТЦО документации не применяются в отношении роялти, лицензионных платежей, договоров о научно-исследовательских разработках и других нематериальных активах.

Сделки с ценными бумагами, производными инструментами[7] и валютные сделки

Как мы понимаем, НК РТ и Инструкция по налогообложению субъектов рынка ценных бумаг[8] не содержат специальных положений, определяющих методологию проведения анализа соответствия договоров рыночным условиям по сделкам с ценными бумагами, производными инструментами и иными видами валютных сделок (например, TOD, TOM, Spot и Валютный своп). В связи с этим по таким сделкам налогоплательщик вправе применять принцип рыночных условий в соответствии с международной практикой трансфертного ценообразования:

  1. С применением типовых моделей расчета, реализованных международными информационно-ценовыми агентствами Refinitiv Eikon или Bloomberg
  2. Исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги, например, как композитная цена на покупку необращающейся ценной бумаги (RefinitivEikon Composite bid) или как средняя цена закрытия (Bloomberg generic Mid/last)
  3. При помощи формул определения расчетной цены ценных бумаг, например, облигаций или векселей
  4. Как оценочные стоимости ценных бумаг, определенных независимым оценщиком
  5. Общие методы ТЦО, например, МСРЦ.

 

Для установления соответствия цен, примененных в отдельных видах валютных сделок, рыночному уровню, могут применяться данные валютных бирж, находящиеся в открытом доступе или, при их отсутствии, возможно применение котировок участников внебиржевого рынка, доступные в базах данных. Например, к таким данным могут быть отнесены сведения о курсах сделок для различных валютных пар TOD, TOM и Spot или о валютных свопах.

Банковский сектор

Для участников банковского сектора, как правило, характерно совершение типов сделок, описанных выше, а также таких сделок, как: 

  1. Межбанковские кредиты и депозиты, РЕПО, исламский РЕПО и сделки, осуществляющиеся в соответствии с принципами и стандартами исламского финансирования
  2. Различные виды услуг (услуги мидл и бэк-офиса, HR, маркетинг, ИТ-поддержка, консультационные и иные)
  3. Сделки с нематериальными активами - НМА (сделки по предоставлению лицензий на ПО, торговые знаки и другое).

Как было описано выше, в соответствии с частью 11 статьи 21 НК РТ, положения статьи 21 и главы 33 НК РТ (Правила ТЦО) не распространяются на деятельность кредитных финансовых организаций. 

Вместе с тем, как было отмечено ранее, на основании общедоступной информации возможно утверждать, что Правила ТЦО не распространяются на деятельность кредитных финансовых организаций, а именно внутригрупповые банковские сделки, которые совершаются такими организациями на основании лицензии НБТ.

Следовательно, внутригрупповые сделки, которые не осуществляются на основании лицензии НБТ и не относящиеся напрямую к категории банковских операций кредитных финансовых организаций, потенциально могут быть предметом налогового контроля на предмет соблюдения кредитными финансовыми организациями Правил ТЦО, например, различные виды услуг и сделки с НМА.

Профессиональные торговцы (участники финансового рынка)

На основании положений Правил ТЦО можно сделать вывод, что сделки, совершаемые профессиональными участниками рынка – профессиональными торговцами[9], например, биржевыми трейдерами, в рамках общих правил о рыночных ценах (статья 21 НК РТ) не освобождаются от соблюдения Правил ТЦО[10]. 

Следовательно, при совершении контролируемых сделок компаниями данного сегмента финансового рынка, например, брокерских / дилерских сделок, а также при оказании различных видов внутригрупповых услуг необходимо соблюдать Правила ТЦО.

В мировой практике ТЦО для целей подтверждения соответствия вознаграждения, применяемого во внутригрупповых сделках профессиональных торговцев (участников рынка), могут использоваться различные методы ТЦО, выбор которых зависит от фактических обстоятельств совершения каждой отдельной сделки, а также распределения функций, рисков и активов между участниками каждой такой отдельной сделки. Как правило, ключевыми применимыми методами являются Метод сопоставимой рентабельности операции и Метод разделения прибыли по операции.

Страховой рынок

Правила ТЦО Республики Таджикистан не содержат особых положений в отношении контролируемых сделок страхования и перестрахования. В связи с этим, для анализа таких сделок могут применяться стандартные методы ТЦО или их комбинация.

В частности, к сделкам страхования и перестрахования могут применяться общие положения Правил ТЦО, например, с использованием МСРЦ, а также Метода сопоставимой рентабельности операции (МСРО). Например, для определения соответствия комиссии цедента рыночному уровню для целей налогообложения может быть определена рентабельность затрат цедента и сравниваться с интервалом рыночной рентабельности затрат компаний, которые выполняют сопоставимые функции.

Следовательно, при совершении контролируемых сделок компаниями данного сегмента финансового рынка, например, страхование / перестрахование, а также при оказании различных видов внутригрупповых услуг необходимо соблюдать Правила ТЦО.

Инвестиционные фонды

Контролируемые сделки, которые совершают инвестиционные фонды, не попадают под исключения статьи 21 НК РТ, в связи с чем также должны соответствовать требованиям Главы 33 НК РТ.

На практике основные внутригрупповые сделки инвестиционных фондов, как правило, осуществляются в рамках двух ключевых направлений, в частности:

  • Оказания услуг инвестиционного консультирования. Для подтверждения соответствия вознаграждения в таких сделках рыночному уровню характерно применение МСРО; и
  • Управления активами, за которое выплачивается вознаграждение в виде комиссии за управление активами (management fee) и процента от полученной прибыли (performance fee). МСРЦ может применяться для подтверждения соответствия указанных комиссий рыночному уровню для целей налогообложения.

 

Следовательно, при совершении контролируемых сделок инвестиционными фондами, например, оказания услуг инвестиционного консультирования / управления активами, необходимо соблюдать Правила ТЦО.

Прочие внутригрупповые услуги

В рамках внутригруппового взаимодействия участники финансовых рынков могут также совершать различные виды сделок по оказанию или приобретению услуг (например, услуги мидл и бэк-офиса, HR, маркетинг, IT-поддержка, предоставление прав использования НМА и иные).

Статья 2 НК РТ содержит следующее определение услуг для целей налогообложения: 

  • Услуги – любая деятельность за вознаграждение, деньги, а также безвозмездные услуги, не являющаяся поставкой товаров, выполнением работ, которая включает в себя в том числе:
    • торговую деятельность;
    • финансовые услуги;
    • передачу в аренду материального и нематериального имущества.

 

При совершении таких внутригрупповых сделок налогоплательщиками, ведущими деятельность на финансовых рынках, также необходимо соблюдение Правил ТЦО. 

Как было отмечено выше, потенциально от налогового контроля на предмет соблюдения Правил ТЦО по таким сделкам могут быть не освобождены и кредитные финансовые организации, поскольку, как правило, типовые внутригрупповые услуги, примеры которых приведены выше, не относятся к категории банковских операций, совершение которых требует наличия лицензии, предоставляемой НБТ.

Подходящий метод ТЦО, а также необходимые шаги для определения рыночного вознаграждения в таких сделках должны определяться в индивидуальном порядке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 229 НК РТ, налоговый орган по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере финансов может установить требования к упрощенной документации ТЦО для: 

  • Операций по внутригрупповым услугам компаний и
  • Техническим услугам.

Постоянные учреждения нерезидента (представительства)

НК РТ также предусматривает критерии создание постоянного учреждения нерезидента (иностранного предприятия или лица - нерезидента) в Республике Таджикистан.

Деятельность нерезидента, независимо от того, зарегистрировано оно в налоговых органах или нет, означает создание постоянного учреждения. Постоянное учреждение нерезидента для целей налогообложения в Республике Таджикистан признается юридическим лицом и исчисляет, уплачивает налоги в бюджет в порядке, установленном НК РТ.

Согласно Правилам ТЦО трансграничными операциями также являются сделки, если они совершается между двумя: 

  • Резидентами и они связаны с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через постоянное учреждение за пределами Таджикистана, одним или обоими резидентами или
  • Нерезидентами, за исключением случаев, когда операция связана с деятельностью, осуществляемой через постоянные учреждения в Таджикистане, обоими нерезидентами.

 

Наиболее часто оказание услуг в пользу независимых клиентов через филиалы и представительства осуществляется международными финансовыми или страховыми группами. При этом, в соответствии с НК РТ зарегистрированное представительство и (или) филиал иностранного предприятия считается постоянным учреждением нерезидента[11].

При этом, постоянное учреждение иностранного юридического лица, осуществляющее свою деятельность в Республике Таджикистан, помимо налога на доходы, облагается налогом на чистую прибыль данного постоянного учреждения за налоговый период по ставке 15%[12].

Чем Б1 может помочь?

Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении внутригрупповых финансовых сделок и сделок финансовых организаций:

  • Анализ текущих сделок с участием компаний в Республике Таджикистан, диагностика и оценка ТЦО рисков
  • Разработка внутреннего регламента взаимодействия структурных подразделений в процессе применения методики определения рыночного уровня процентных ставок и вознаграждений, разработка методики определения рыночного уровня процентных ставок и вознаграждений, а также методики определения кредитных рейтингов
  • Разработка модели ТЦО с участием компаний из Республики Таджикистан и порядок их имплементации
  • Подготовка шаблонов Документаций ТЦО
  • Проведение исследований рыночного уровня процентных ставок / вознаграждения в отношении Контролируемых сделок
  • Предоставление консультаций и рекомендаций в области ТЦО при заключении новых сделок с участием компаний из Республики Таджикистан
  • Проведение исследований рыночных цен в отношение больших массивов сделок ПФИ и СОИ при помощи автоматизированного решения B1FinBench.

 

Авторы:

  • Юрий Михайлов, директор группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Дарья Мустафина, старший консультант группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора
  • Никита Надежкин, консультант группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования институтам финансового сектора

Показать ссылки

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все