Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Уточненное Уведомление о контролируемых сделках – когда не приводит к открытию проверки ТЦО?

09.08.2023 г.

Поделиться

Судебная практика

14 июля 2023 года было опубликовано Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 41-П (Постановление КС РФ) по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)[1] в связи с жалобой ПАО «Вымпел-Коммуникации» (ВымпелКом).

По результатам рассмотрения жалобы ВымпелКом КС РФ постановил: 

1. Признать абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку: 

  • В текущем виде абзац трактуется в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой и влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении Проверки ТЦО со дня получения уточненного Уведомления в том случае, когда в первоначальном Уведомлении были приведены сведения о контролируемой сделке, и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном Уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия решения о проведении Проверки ТЦО.

2. Федеральному законодателю внести в правовое регулирование необходимые изменения, c учетом возможности:

  • Дифференцировать сроки для назначения ФНС России Проверки ТЦО при получении первоначального или уточненного Уведомления, в том числе с учетом того, получено ли уточненное Уведомление до начала исчисления двухлетнего срока со дня получения первоначального Уведомления или после.

3. До момента внесения изменений в законодательство, исчисление срока для назначения Проверки ТЦО в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного Уведомления осуществляется со дня получения налоговым органом:

  • Уточненного Уведомления, если в нем впервые приведены сведения о сделке или содержатся существенные изменения сведений относительно первоначально поданного Уведомления. 
  • Первоначального Уведомления, в случае, когда вносятся изменения, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок. 

Напомним, что согласно пункту 3 статьи 105.16 НК РФ, сведения о контролируемых сделках, отражаемые в Уведомлении, должны содержать следующую информацию:

  1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
  2. Предметы сделок;
  3. Сведения об участниках сделок;
  4. Сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам. 

Таким  образом, КС РФ фактически согласился с позицией[2], ранее выраженной Верховным Судом РФ (ВС РФ), тем самым подтвердив неприменимость формального подхода к вопросам, связанным с предоставлением и проверкой Уведомлений, в том числе оценки существенности информации, включаемой в Уведомления.

История

Ранее ВымпелКом в суде оспаривало правомерность принятия ФНС России решения о проведении Проверки ТЦО позднее двух лет со дня получения уточненного Уведомления. При этом, во всех судебных инстанциях[3],[4],[5] суды поддержали позицию ФНС России. ВС РФ[6], в свою очередь, отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Напомним, что 29 декабря 2020 ФНС России вынесла решение о проведении Проверки ТЦО в отношении контролируемых сделок, совершенных между ВымпелКом и Veon Wholesale Services B.V. в 2017. ВымпелКом посчитало, что у ФНС России отсутствуют объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения налоговой Проверки ТЦО с даты получения уточненного Уведомления, поскольку данные, указанные в уточненном Уведомлении, не претерпели существенных изменений и соответствовали сведениям, указанным ранее в первоначальном Уведомлении (за исключением изменения поля «Номер договора» – в первоначальном Уведомлении факт отсутствия у договора номера был отражен как «№ 0», а в уточненном Уведомлении как «№ б/н»), отметив, что срок назначения Проверки ТЦО продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации и только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена.

Кроме того, ВымпелКом также обращалось в ВС РФ с административным иском о признании частично недействующими положений Порядка заполнения Уведомлений[7], на которых основывал свой вывод суд первой инстанции. ВС РФ отказал в удовлетворении требований ВымпелКом[8], отметив, что НК РФ не закрепляет частичной корректировки налогоплательщиком сведений, содержащихся в ранее представленном Уведомлении. Данное решение было оставлено без изменений Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ[9].

Какие Выводы?

  1. Подготовка и подача Уведомления — актуально и важно. Своевременная подача правильно подготовленного Уведомления, которое не вызывает дополнительных вопросов со стороны налоговых органов является важным фактором минимизации рисков будущих ТЦО и налоговых проверок.
  2. ФНС России при принятии решений об инициировании проверок ТЦО анализирует данные из Уведомлений. В этой связи информация, которая отражается в Уведомлении, должна быть полной, достоверной и детальной, а также отражаться с учетом всех рекомендаций налоговых органов и судебной практики.
  3. Срок для инициирования проверки ТЦО может быть увеличен. КС РФ поддержал позицию налогоплательщика, однако также подтвердил, что в случае, если в Уведомление были внесены существенные изменения, то срок на вынесение решения о проведении Проверки ТЦО будет исчисляться с момента подачи уточненного Уведомления. 
  4. Следить за ситуацией. С 1 июля 2023 года существенно увеличилось количество контролируемых сделок в связи с расширением так называемого «Черного списка» Министерства финансов РФ. В этой связи необходимо разработать внутренний процесс, связанный с подготовкой и заполнением Уведомлений и иметь в наличии детальную методологии по их заполнению.

Как Б1 может помочь?

Команда Б1 будет рада оказать вам содействие в проработке следующих вопросов в отношении подготовки и подачи Уведомлений:

  • Подготовка Уведомления в формате XML в специально разработанной специалистами Б1 программе на основании выгрузки данных из учетных систем налогоплательщика.
  • Доработка Уведомления в формате XML, сформированного налогоплательщиком самостоятельно на базе автоматизированных систем учета.
  • Разработка методологии по сбору данных и подготовке Уведомлений с учетом законодательных требований, судебной практики, особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика.
  • Содействие в разработке внутренних процессов и контролей необходимых для сбора данных и подготовки Уведомлений с учетом особенностей деятельности и учетных систем налогоплательщика.
  • Методологическая поддержка при самостоятельной подготовке налогоплательщиком Уведомления (в том числе в системе 1С с модулем по подготовке уведомления о контролируемых сделках).
  • Проверка «зеркальности» отображения информации в уведомлениях всех сторон контролируемых сделок в случае подготовки отдельных Уведомлений несколькими компаниями группы.
  • Поддержка в выявлении и диагностике контролируемых сделок, а также сделок, приравненных к контролируемым, в том числе с независимыми зарубежными контрагентами, зарегистрированными в странах, входящих в так называемый «Черный список» Министерства финансов РФ.

 

Авторы:

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все