
Tax Messenger
Новые правила обложения НДС товаров, реализуемых через электронные торговые площадки иностранными поставщиками из ЕАЭС
27.03.2024 г.
26 марта 2024 года в Государственной Думе Российской Федерации был принят в первом чтении законопроект № 564179-8 (далее – «Законопроект»), предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ») касательно введения нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками – резидентами Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») через электронные торговые площадки (далее – «ЭТП»).
Новые правила уплаты НДС при реализации товаров через ЭТП на территории ЕАЭС
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
- Операции по реализации иностранными поставщиками-резидентами ЕАЭС товаров через ЭТП в адрес российских физических лиц (далее – «Физические лица»), не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут подлежать обложению российским НДС в случае, если товар на момент получения его физическим лицом, находится на территории Российской Федерации (далее – «РФ»).
- Иностранные поставщики-резиденты ЕАЭС, реализующие товары российским физическим лицам через ЭТП, а также иностранные организации, владеющие ЭТП и выступающие в качестве посредников по реализации товаров посредством указанных ЭТП на основании договора агентирования (комиссии, поручения и иных подобных договоров) – будут обязаны встать на учет в российских налоговых органах (посредством подачи заявления и иных необходимых для регистрации документов в российские налоговые органы в электронной форме). Заявление о постановке на учет подается в срок не позднее 30 календарных дней со дня начала реализации товаров.
- Иностранные лица, зарегистрированные для целей НДС в РФ будут обязаны исчислять и уплачивать российский НДС при реализации товаров через ЭТП физическим лицам в РФ (за исключением случаев, когда такая обязанность возложена на налогового агента), а также подавать налоговые декларации по НДС на ежеквартальной основе в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. При этом в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться, декларация подается по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Обязанности по выставлению счетов-фактур и заполнению книг покупок / продаж у зарегистрированных иностранных лиц не будет.
- На иностранных и российских посредников возлагается обязанность по исчислению и уплате российского НДС в качестве налоговых агентов в случае, если посредством принадлежащих им ЭТП на основании договоров агентирования (комиссии, поручения, иных аналогичных договоров) иностранные поставщики-резиденты ЕАЭС реализуют товары физическим лицам.
- Реализации товаров посредством ЭТП физическим лицам будет подлежать обложению НДС по расчетной ставке в размере 16,67% или 9,09% (в зависимости от типа реализуемого товара) от стоимости товаров, включая НДС.
- Российские организации будут иметь право на вычет сумм НДС, предъявленных им при приобретении товаров, которые в дальнейшем будут реализованы через ЭТП физическим лицам в других государствах-членах ЕАЭС. В то же время иностранным поставщикам - резидентам ЕАЭС / иностранным посредникам не предоставляется право на вычет российского НДС с сумм понесенных ими расходов на осуществление облагаемой НДС деятельности.
- Российские поставщики, в том числе, российские посредники, будут вправе принять к вычету НДС, уплаченный ими в бюджет других государств-членов ЕАЭС в течение 2023 года и первого полугодия 2024 года. Для реализации указанного права на вычет НДС должны быть соблюдены условия: (1) реализация товаров была осуществлена в адрес физических лиц через сеть Интернет; (2) суммы НДС фактически уплачивались из собственных средств поставщика товаров.
Обращаем внимание, что настоящий Законопроект не предусматривает изменения правил по исчислению и уплате НДС при реализации иностранными поставщиками – резидентами ЕАЭС товаров в адрес покупателей – юридических лиц.
В случае принятия Законопроекта изменения вступят в силу через месяц после официального опубликования приказа о принятии Законопроекта, но не ранее 1 июля 2024 года.
Что указанные выше изменения означают для бизнеса?
Предполагаемые изменения в части порядка уплаты НДС по реализации товаров через ЭТП требуют пересмотра текущего подхода к уплате налога в РФ. В частности, иностранным поставщикам – резидентам ЕАЭС, а также иностранным посредникам, выступающим в роли налоговых агентов, потребуется встать на учет в налоговых органах РФ, настроить учетные системы в соответствии с новыми требованиями налогового законодательства РФ, провести диагностику имеющихся положений в договорах с контрагентами / покупателями, проанализировать ряд методологических вопросов, связанных с новым механизмом уплаты НДС в отношении реализации товаров через ЭТП, в том числе, проанализировать порядок вычета НДС, внести уточнения в формат выставляемых счетов и первичных документов.
Также требуется заранее проанализировать порядок перехода на новый механизм уплаты НДС в российский бюджет, поскольку Законопроектом не установлен переходный период. Соответственно, новые правила налогообложения потребуют от иностранных поставщиков-резидентов ЕАЭС обсуждения с заинтересованными контрагентами (в том числе, коммерческих аспектов).
Чем может помочь Б1?
Команда Б1 готова предоставить профессиональные услуги при обсуждении вопросов, связанных с введением новых правил по уплате НДС при реализации товаров через ЭТП физическим лицам. Наши услуги могут включать:
- Анализ необходимости постановки на учет в российских налоговых органах для тех иностранных поставщиков-резидентов ЕАЭС, которые только планируют реализовывать товары физическим лицам в РФ через ЭТП.
- Содействие с постановкой на учет в российских налоговых органах, а также комплексная поддержка, связанная с подачей налоговых деклараций через личный кабинет иностранного лица и содействие в рамках взаимодействия с налоговыми органами.
- Рекомендации по ряду методологических вопросов, в частности:
- момент определения налоговой базы по НДС, особенно при посреднической модели;
- анализ права на вычет НДС и периода заявления НДС к вычету;
- порядок расчета НДС в документах (в связи со специальными налоговыми ставками, устанавливаемыми налоговым законодательством);
- порядок формирования и оформления документов для налоговых и коммерческих целей.
- Анализ и внесение соответствующих уточнений в шаблоны счетов и первичных документов.
- Анализ вопросов переходного периода и разработку «дорожной карты» (с учетом уже выставленных и оплаченных / не оплаченных счетов).
- Анализ положений договоров в части налоговых обязательств сторон и внесение в них изменений.
- Взаимодействие с Федеральной налоговой службой России и / или Министерством финансов РФ по вопросам разъяснения нового порядка обложения НДС для иностранных поставщиков-резидентов ЕАЭС и налоговых агентов.
Авторы
.jpg)
Вадим Ильин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Юлия Колесникова
Директор Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Алена Бодрова
Старший менеджер Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Кристина Науменко
Старший консультант Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться

Налоговый мониторинг: изменения сервисов АИС Налог-3
2 июня 2025 года ФНС России опубликовала изменения в части существующих сервисов АИС «Налог-3», а также опубликовала ряд новых сервисов для целей налогового мониторинга, которые необходимо внедрить участникам налогового мониторинга до 02.06.2026.
10.06.2025
.jpg)
Новое Руководство ФНС ОАЭ по налогообложению Личных фондов (Family Foundations)
28 мая 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) опубликовала руководство по корпоративному налогообложению Личных фондов (Family Foundations). Документ предназначен для состоятельных лиц, семейных офисов, консультантов и специалистов по структурированию благосостояния.
06.06.2025

Обзор решения Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2025 по делу № А51-11076/2024
13 мая 2025 АС Приморского края принял решение по делу № А51-11076/2024 об удовлетворении требований ООО «НОРДИК ТИТАН» о признании незаконными решений Находкинской таможни о включении «дивидендов» в таможенную стоимость, а также уведомлений Смоленской таможни о не уплаченных суммах таможенных платежей.
05.06.2025
.jpg)
Pillar 2: «второе дыхание»
29 мая 2025 года на Федеральном портале проектов НПА опубликован проект федерального закона, содержащий поправки в НК РФ, которые предусматривают взимание дополнительного налога на прибыль для некоторых российских участников международных групп компаний. Поправки связаны с международной налоговой реформой, а именно с имплементацией модельного законодательства Pillar 2, касающегося глобального минимального налога.
30.05.2025

Рекламный сбор: предложены детали исчисления и уплаты
26 марта 2025 Минцифры опубликовало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Целью Проекта постановления является внесение деталей в правила исчисления и уплаты рекламного сбора, а также установление порядка мониторинга своевременности уплаты рекламного сбора участниками рынка.
28.03.2025
.jpg)
Проект изменений правил ИТ-аккредитации: суть и влияние на применение налоговых ИТ-льгот
14 февраля 2025 был опубликован новый проект постановления Правительства РФ об изменении в положение об ИТ-аккредитации, публичное обсуждение которого продлится до 13 марта. После публичного обсуждения проект должен будет пройти ещё несколько стадий, после которых последует рассмотрение в Правительстве.
26.02.2025

РФ и ОАЭ подписали новое Соглашение об избежании двойного налогообложения
17 февраля 2025 РФ и ОАЭ подписали новое соглашение об избежании двойного налогообложения. По заявлению Минфина РФ стороны направят все усилия для обеспечения вступления в силу документа с 2026 года. Соглашение подписано на русском, арабском и английском языках, в случае расхождений в формулировках, редакция на английском будет превалировать.
20.02.2025