Tax Messenger
Налоговая реформа – обзор ключевых предложений Минфина
30.05.2024 г.
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект (далее – «Законопроект»), предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ»), в том числе:
- введение новой прогрессивной шкалы НДФЛ;
- увеличение ставки по налогу на прибыль (в частности, основной ставки с 20% до 25%, льготной ставки для ИТ-компаний с 0% до 5%);
- повышение порогов для применения упрощенного режима налогообложения (далее – «УСН») и введение обязанности платить НДС при применении УСН;
- расширение перечня подакцизных товаров;
- корректировка рентных налогов.
НДФЛ
С 2021 года доходы физических лиц – резидентов облагаются по прогрессивной шкале 13% до 5 млн рублей и 15% с доходов, превышающих этот уровень.
На смену текущим правилам законопроект предусматривает 4 шкалы в зависимости от вида дохода. Для основной шкалы предполагается 5-ступенчатое увеличение ставки налога.
I шкала
К зарплате, доходам от аренды и иным доходам, относящимся к основной налоговой базе, а также прибыли КИК (в том числе фиксированной прибыли КИК) применяется ставка:
- 13% – до 2,4 млн рублей;
- 15% – от 2,4 млн до 5 млн рублей;
- 18% – от 5 млн до 20 млн рублей;
- 20% – от 20 млн до 50 млн рублей;
- 22% – от 50 млн рублей.
II шкала
К дивидендам, доходам по операциям с ценными бумагами и ПФИ, налогооблагаемым процентам по вкладам в российских банках, страховым выплатам по договорам страхования и выплатам по пенсионному обеспечению, а также к доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций и некоторым иным доходам применяется ставка:
- 13% – до 2,4 млн рублей;
- 15% – от 2,4 млн рублей.
Крайне важным также является возможное прекращение действия освобождения от НДФЛ доходов от продажи долей и акций, находившихся во владении более 5 лет, если сумма всех налоговых баз превышает 50 млн рублей за соответствующий налоговый период. Также в этом случае прекращает действие льгота при продаже ценных бумаг российских высокотехнологичных компаний, а также некоторые инвестиционные вычеты и вычет на долгосрочные сбережения граждан.
Другим значимым изменением является возможное увеличение размера фиксированной прибыли КИК, в том числе, в зависимости от количества КИК, для налогоплательщиков, применяющих соответствующий режим.
III шкала
К доходам определенных категорий налогоплательщиков, получаемым в соответствии с законодательством РФ, при условии, что такие доходы непосредственно связаны с участием в СВО, применяются существующие ставки:
- 13% – до 5 млн рублей;
- 15% – от 5 млн рублей.
IV шкала
В отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения остается «плоская» ставка НДФЛ 13%.
Принцип расчета НДФЛ по прогрессивной ставке будет аналогичен текущему, то есть повышенная ставка будет применяться только к сумме, превышающей предшествующий порог.
Законопроект предусматривает ряд мер, нацеленных на снижение налогового бремени налогоплательщиков с невысокими доходами, в том числе, частичный возврат налога, а также некоторое увеличение размера налоговых вычетов, например:
- Удваивается размер вычетов на детей: на второго ребенка вычет будет 2 800 рублей в месяц, на третьего и последующих – 6 000 рублей. Также будет увеличена сумма дохода, для которого применяются вычеты на детей с 350 000 до 450 000, и будет предусмотрено предоставление вычетов работодателем без заявления.
- Вводится вычет в размере 500 рублей в месяц сроком на 12 месяцев для лиц, выполнивших нормы ГТО, и награжденных знаком отличия, а также лиц, подтвердивших полученный знак отличия, при условии прохождения диспансеризации.
Налог на прибыль
Ключевым изменением в части налогообложения прибыли организаций является предлагаемое повышение базовой ставки налога на прибыль с 20 до 25% в отношении прибыли российских организаций и иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ, и с 15% до 22% в отношении прибыли личных фондов. Дополнительные налоговые отчисления будут зачисляться в федеральный бюджет.
Предусмотрен и ряд мер, которые выравнивают ситуацию для активно инвестирующих компаний, в том числе, предложено продлить бессрочно возможность введения регионами механизма инвестиционного налогового вычета (далее – «ИНВ»). Кроме того, планируется дополнительно ввести федеральный ИНВ (за счет налоговых платежей, зачисляемых в федеральный бюджет) на сумму не более 50% от понесенных расходов. Порядок определения ИНВ будет устанавливаться отдельно Правительством РФ. При этом совмещать стандартный ИНВ и федеральный будет нельзя, а из круга налогоплательщиков, которые смогут им воспользоваться, исключены иностранные организации – резиденты РФ, организации, добывающие углеводородное сырье, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений и производители ряда подакцизных товаров.
Важно отметить, что введение федерального ИНВ – это одна из наиболее ожидаемых бизнесом мер, поэтому его параметры значимы для оценки общего эффекта предложенных налоговых изменений.
Налог на прибыль для высокотехнологичной деятельности
Повышена ставка налога для ИТ-организаций, имеющих аккредитацию Минцифры, с 0% до 5%. Эта ставка подлежит зачислению в федеральный бюджет и установлена на период 2025-2027 гг.
Предусмотрен ряд дополнительных мер поддержки высокотехнологичной деятельности. Эти меры доступны не только для ИТ-организаций, имеющих аккредитацию Минцифры, но и иных налогоплательщиков. В частности, повышены коэффициенты учета расходов с 1,5 до 2 для операций:
- при формировании ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере ИИ, либо в перечень российского высокотехнологичного оборудования;
- при формировании НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере ИИ;
- при включении в состав прочих расходов затрат на приобретение прав использования программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере ИИ;
- при включении в состав прочих расходов или первоначальную стоимость НМА затрат на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством РФ.
Изменения для налогоплательщиков, применяющих УСН
Повышается порог для применения УСН с 250 млн до 450 млн рублей.
Однако организации и индивидуальные предприниматели (далее – «ИП»), применяющие УСН, доходы которых за предшествующий календарный год превысили в совокупности 60 млн рублей, признаются плательщиками НДС.
Организации и ИП, перешедшие на УСН в календарном году, и (или) организации и ИП, доходы которых за предшествующий календарный год не превысили в совокупности 60 млн рублей, имеют право применить освобождение от НДС при условии уведомления налоговых органов.
Для организаций и ИП, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС, Законопроект устанавливает следующие ставки НДС:
- 5% при условии, если доходы организаций и ИП на УСН за календарный год не превышают в совокупности 250 млн рублей;
- 7% в случае, если доходы организаций и ИП на УСН за календарный год составляют от 250 млн рублей до 450 млн рублей;
- Стандартные ставки НДС (0% / 10% / 20%).
Входящий НДС, предъявленный организациям и ИП на УСН, применяющим ставки НДС 5% и 7%, вычету не подлежит. Суммы налога, не подлежащие вычету, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе расходов (в случае, если для целей УСН объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
НДС по товарам (работам, услугам), ранее принятый к вычету налогоплательщиками, применяющими УСН, подлежит восстановлению в случае если такие товары (работы, услуги) используются в деятельности, облагаемой НДС по специальным ставкам, предусмотренным для таких налогоплательщиков (то есть 5% / 7%).
Акцизы
Законопроект вводит новые виды подакцизных товаров:
- никотиновое сырье и бестабачная никотинсодержащая смесь для нагревания;
- фармацевтические субстанции спирта этилового, а также спиртосодержащие лекарственные препараты, не включенных в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством РФ;
- природный газ, приобретенный для производства аммиака.
Законопроект также предусматривает освобождение от налогообложения аптечных организаций, изготавливающих по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром.
НДПИ
В части налога на добычу полезных ископаемых предусмотрен ряд донастроек, призванных провести «усреднение» рентной нагрузки для добычных отраслей с параллельной отменой экспортных курсовых пошлин, в частности:
- повысить мультипликатор коэффициента Кжр, применяемого при расчете налога в отношении добычи железных руд, с 0,044 до 0,055;
- увеличить размер рентного коэффициента Крента с 7 до 14 в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;
- применять коэффициент Крента в размере 8,1 в отношении калийных солей.
НДПИ для производителей удобрений увеличится в 2 и более раза (в зависимости от вида удобрений).
Амнистия за «дробление бизнеса»
Впервые законодательно вводится определение «дробление бизнеса», под которым понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов. Также вводится определение «добровольный отказ от дробления бизнеса».
Процедура амнистии предполагает приостановление решений налогового органа по дроблению бизнеса, вынесенных по проверкам за 2022-2024 годы, со дня вступления Законопроекта в силу. Судьба приостановленных решений зависит от того, отказался ли налогоплательщик от дробления бизнеса в последующие периоды (2025-2026 годы), а также того, каким образом и в какой момент этот отказ произошёл (добровольно, после назначения выездной проверки за 2025-2026 годы, в результате прекращения деятельности и т.п.).
Соответственно, устанавливаются случаи, когда обязательства по начисленным налогам, штрафам и пеням за налоговые правонарушения в рамках дробления бизнеса прекращаются, а в каких – нет.
Возможные последствия
Законопроект в целом повышает налоговую нагрузку по тем налогам, в которые он вносит изменения. Возможно, таким образом Минфин РФ намеревается учесть позицию ряда представителей бизнеса, которые высказывались против введения чрезвычайных и разовых налогов и сборов, но соглашаясь на повышение ставок по стандартным налогам. Косвенно в пользу такого подхода говорит последовавшее предложение Минфина РФ отменить курсовые экспортные пошлины.
Другим значимым аспектом законопроекта, который заявлен государством, является достижение большей «справедливости» за счет введения прогрессивной шкалы НДФЛ и увеличения налоговой нагрузки на бизнес, имеющий существенные рентные резервы и (или) не инвестирующий в достаточной степени.
Законопроект находится на ранней стадии разработки и рассмотрения и может быть уточнен по мере обсуждения в Правительстве РФ, а также прохождения чтений в Государственной Думе и Совете Федерации РФ. Мы продолжим следить за Законопроектом и планируем информировать о дополнительных изменениях и процессе его одобрения по мере появления соответствующих новостей.
Авторы: команда Б1.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеОчередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
27 ноября 2024 года президент подписал законы № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли. Изначально целью Закона № 416-ФЗ являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции». По результатам рассмотрения в Федеральном Собрании текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ.
02.12.2024
Тенденции классификации фармацевтической продукции и медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
В настоящее время наблюдается особый контроль таможенных органов к правильности классификации товаров при их ввозе и вывозе. В данном обзоре мы хотим поделиться тенденциями переклассификации медицинских товаров, которые мы наблюдаем в правоприменительной и судебной практике.
26.11.2024
Тренды налоговых споров в 2025: дробление бизнеса по договорам франчайзинга
Практика налоговых споров, свидетельствует о том, что заключение договора франчайзинга является сигналом для налоговых органов о наличии признаков «дробления». Независимо от масштабов деятельности, применения ОСНО сторонами Франчайзинга, сохраняется высокий риск претензий со стороны налоговых органов.
21.11.2024
Верховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
28.10.2024
Дело «Аркаим» по переквалификации движимого имущества в недвижимое: что решил Верховный суд?
10 октября 2024 года СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.
14.10.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024