Новые санкции США, ЕС и Великобритании

24 апреля 2023 г.
Law Messenger
I. Новые санкции США

12 апреля 2023 года OFAC расширил список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции США. Великобритания и ЕС также расширили свои санкционные списки. Ниже перечислены ключевые изменения.
Новые лица в SDN

Холдинговые компании USM и «Металлоинвест», а также несколько крупнейших металлургических компаний — Михайловский ГОК, Лебединский ГОК и ОЭМК — были добавлены в список SDN. Кроме того, блокирующие санкции были введены в отношении ПАО «Мегафон»[1] — как компании, связанной с холдингом USM.

Помимо российских компаний, по различным основаниям блокирующие санкции США были введены в отношении компаний из Кипра, ОАЭ, Китая и Турции (подробнее — см. ниже).

Новые генеральные лицензии OFAC

По общему правилу, американским гражданам и компаниям запрещено любое взаимодействие с лицами, включенными в список SDN.

Между тем, в соответствии с генеральной лицензией № 62, выпущенной OFAC, американским лицам до 11 июля 2023 года разрешено совершать с ПАО «Мегафон» и холдингом «Металлоинвест» сделки, направленные на завершение операций с указанными выше лицами.

Кроме того, генеральной лицензией № 63 американским лицам разрешено совершать до 11 июля 2023 года сделки с холдингом «Металлоинвест», связанные с исполнением долговых обязательств холдинга «Металлоинвест» и компаний, которые находятся во владении последнего.

Помимо этого, генеральной лицензией № 65 американским лицам разрешено совершать сделки с ПАО «Мегафон», связанные с приемом и передачей телекоммуникаций со стороны ПАО «Мегафон».

Включение в SDN за консультирование подсанкционных лиц

В пресс-релизе о введении новых санкционных ограничений[2] OFAC связывает увеличение случаев обхода санкционных ограничений, в том числе, с активной деятельностью консультантов подсанкционных лиц. По мнению OFAC, основную поддержку в деятельности по обходу санкционных ограничений подсанкционные лица получают со стороны юридических консультантов и консультантов в сферах финансов и управления активами, а также со стороны поставщиков трастовых и корпоративных услуг.

Так, Sequoia Treuhand Trust и физическое лицо — коммерческий представитель Sequoia Treuhand Trust (гражданин Австрии и Швейцарии) были включены в список SDN «за оказание материальной помощи, спонсирование или предоставление финансовой, материальной или технологической поддержки, товаров или услуг» подсанкционным лицам, а именно — указанные лица, по мнению OFAC, предоставляли консультационные услуги и услуги по управлению активами подсанкционных лиц из числа представителей российской элиты.

Управляющий директор Sequoia Treuhand Trust (гражданин Швейцарии и Лихтенштейна) и член правления Sequoia Treuhand Trust (гражданин Швейцарии и Великобритании) также были включены в список SDN — как руководители и должностные лица подсанкционного лица — Sequoia Treuhand Trust.
Читать далее
Посредники Алишера Усманова

OFAC была отозвана генеральная лицензия № 15, которая ранее позволяла американским лицам совершать сделки с компаниями, прямо или косвенно принадлежащими Алишеру Усманову и не включенными в список SDN, несмотря на то, что непосредственно Алишер Усманов был включен в список SDN еще 3 марта 2022 года.

В результате отзыва данной лицензии многие организации и отдельные физические лица, связанные с Алишером Усмановым, попали под блокирующие санкции США:

  • Деметриос Сергидес (личный советник Усманова — как лицо, действующее под контролем или в интересах подсанкционного лица);
  • The Sister Trust (кипрский траст, учредителями которого являются Алишер Усманов и его сестра Гульбахор Исмаилова);
  • Pomerol Capital SA (швейцарская компания — трасти The Sister Trust, членом совета директоров Pomerol Capital SA является Деметриос Сергидес).

В список SDN также были включены отдельные компании, находящиеся во владении The Sisters Trust (кипрская Almenor Holdings Limited, кайманская Navis Marine и др.), директора Almenor Holdings Limited, иные компании, принадлежащие Алишеру Усманову (Windfel Properties Limited, Savoler Developments Ltd, Miramonte Investments Ltd), их директора и корпоративный секретарь.[3]

Коммерческая связь как причина включения в SDN

В качестве вторичных санкций за оказание содействия военно-промышленному комплексу РФ (ВПК РФ), OFAC включил в список SDN компании King-Pai Technology HK Co. (КНР) и Dexias Türkiye
(Турция). Основанием введения вторичных санкций послужило предполагаемое содействие в поставке товаров в пользу ООО «Радиоавтоматика», находящегося в списке SDN.
Кроме того, OFAC ввел блокирующие санкции в отношении лиц, связанных с упомянутой выше Dexias Türkiye: ООО «Дексиас» и Алима Фирова (генеральный директор Dexias Türkiye и ООО «Дексиас»). Основанием включения в список SDN послужила предполагаемая деятельность указанных лиц по поддержке ВПК РФ в осуществлении поставок продукции американского производства.[4]

Санкции США против инвестиционных банков

Уполномоченными органами США были введены блокирующие санкции против венгерского Международного инвестиционного банка, IIB Capital (дочернего предприятия Международного инвестиционного банка) и физических лиц — руководителей Международного инвестиционного банка.

Основанием включения вышеуказанных лиц в список SDN послужила их предполагаемая деятельность в финансовом секторе экономики РФ, а также предполагаемый OFAC факт деятельности указанных лиц в интересах или под контролем Правительства РФ.
II. Новые санкции Великобритании и ЕС

12 апреля 2023 года уполномоченными органами Великобритании также были введены блокирующие санкции в отношении холдинга USM, а также в отношении некоторых физических лиц, связанных с указанным холдингом.[5]

13 апреля 2023 года Европейская Комиссия распространила блокирующие санкции ЕС на ЧВК «Вагнер» и РИА ФАН.[6]

III. Последствия включения лиц в списки блокирующих санкций США, ЕС и Великобритании

Юридические последствия

(1) Блокирующие санкции США

Включение подсанкционных лиц в список SDN влечет за собой установление запрета американским гражданам и компаниям осуществлять любое взаимодействие с подсанкционными лицами без разрешения OFAC, включая запрет на заключение и исполнение любых сделок с подсанкционными лицами или в их интересах.

Активы подсанкционных лиц, находящиеся на территории США, подлежат блокировке. Последнее, в частности, также устраняет возможность подсанкционным лицам осуществлять платежи в долларах США, поскольку американские банки, ведущие корреспондентские счета в указанной валюте, будут обязаны приостановить любой платеж подсанкционного лица и заморозить его денежные средства.

Неамериканские лица, содействующие подсанкционным лицам в обходе санкционного режима США, могут попасть под так называемый режим «вторичных санкций», который предполагает широкий спектр мер воздействия на неамериканских лиц, вплоть до включения последних в список SDN.

(2) Блокирующие санкции ЕС

Распространение режима блокирующих санкций ЕС влечет за собой блокировку активов подсанкционных лиц, находящихся на территории ЕС, а также установление европейским гражданам и компаниям запрета на предоставление подсанкционным лицам денежных средств и иных экономических ресурсов, что делает затруднительным любое экономическое взаимодействие с подсанкционными лицами.

Законодательством ЕС предусмотрено, что санкционные ограничения ЕС могут быть распространены также на граждан и компании (зарегистрированные как в ЕС, так и в любой третьей стране), намеренно способствующие обходу подсанкционными лицами европейских санкций.

(3) Блокирующие санкции Великобритании

Последствиями распространения режима блокирующих санкций Великобритании является полная блокировка активов подсанкционных лиц, запрет для британских граждан и компаний на передачу подсанкционным лицам любых финансовых активов и других ресурсов.
Практические последствия

Помимо указанных выше юридических последствий распространения режима блокирующих санкций, подсанкционные лица могут столкнуться также и с иными, практическими последствиями нахождения под блокирующими санкциями иностранных государств.

Так, при взаимодействии с банками и / или новыми контрагентами, подсанкционные лица могут быть вынуждены проходить через широкий спектр комплаенс-процедур, что может осложнить или затянуть выстраивание необходимых бизнес-процессов.

Введение режима блокирующих санкций может также осложнить проведение международных платежей подсанкционных лиц, поскольку банки и иные финансовые организации могут в инициативном порядке замораживать определенные платежи подсанкционных лиц, проводить дополнительные проверки или запрашивать пояснения в отношении цели проведения тех или иных операций.

Кроме того, подсанкционные лица могут столкнуться с сокращением количества контрагентов, ввиду отказа последних от исполнения обязательств по действующим договорам, вызванного в большинстве случаев нежеланием работать с подсанкционным лицом, нести риски применения вторичных санкций и репутационные потери.

В этой связи, подсанкционным лицам может потребоваться провести проверку действующих договоров с иностранными контрагентами на предмет наличия в них специальных «санкционных оговорок», предусматривающих возможность наступления определенных юридических последствий в случае включения одной из сторон в санкционные списки иностранных государств. В частности, указанными выше «санкционными оговорками» может быть предусмотрена возможность одной из сторон в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по договору в «упрощенном порядке».

Авторы:
  • Наталья Аристова
    Ассоциированный партнер
    Группа оказания юридических услуг
  • Анна Евланова
    Менеджер
    Группа оказания юридических услуг
  • Александр Данилович
    Старший консультант
    Группа оказания юридических услуг

Подпишитесь на рассылку Б1
Будьте в курсе актуальных новостей бизнеса
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на оказание услуг по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять