Налогообложение выплат по еврооблигациям в текущих реалиях: казнить нельзя помиловать?

28 марта 2023 г.
Tax Messenger
На протяжении последних десятилетий многие российские компании привлекали долговое финансирование с иностранных рынков капитала. В этих целях в соответствии с законодательством иностранных государств учреждались компании специального назначения (далее — «Эмитенты»). Деятельность Эмитентов была ограничена размещением долговых ценных бумаг среди инвесторов (далее — «Еврооблигации»). Впоследствии, за счет привлеченных средств Эмитенты выдавали российским организациям займы (далее — «Займы»). Условия выдачи Займов (срок, объем, валюта, процентная ставка и т. д.) были аналогичны условиям выпуска Еврооблигаций.

До изменения геополитической ситуации в мире в 2022 году российские заемщики осуществляли платежи по Займам в пользу Эмитентов, а Эмитенты, в свою очередь, использовали полученные денежные средства для осуществления платежей по уплате процентов и по погашению номинальной стоимости Еврооблигаций. При этом в силу положений пп. 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — «НК РФ») российские заемщики освобождались от обязанностей налогового агента по удержанию налога у источника с данных платежей при выполнении ряда условий.
В силу введенных международных ограничений осуществление платежей по Займам в иностранной валюте в пользу Эмитентов для российских заемщиков стало невозможно. Соответственно, у Эмитентов также отсутствуют средства, необходимые для осуществления платежей по Еврооблигациям в пользу держателей Еврооблигаций (далее – «Держатели»).

Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 (далее – «Указ № 95») был установлен временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации недружественные действия, который также распространяется на платежи по Еврооблигациям. Исходя из положений Указа № 95, решения Совета директоров Банка России от 23 декабря 2012 года и Указа Президента РФ от 8 августа 2022 года № 529, российские заемщики могут осуществлять выплаты в счет исполнения своих обязательств по Займам перед Эмитентами посредством осуществления платежей в счет выплаты процентного дохода и сумм полного (частичного) погашения Еврооблигаций непосредственно в адрес Держателей. Соответствующие платежи могут осуществляться различными способами:

  • через центральный депозитарий РФ – напрямую Держателям, которые являются его депонентами, а также через другие российские депозитарии – Держателям-депонентам таких депозитариев;
  • на счета типа «Д» в кредитных организациях;
  • напрямую на банковские счета Держателей.
Читать далее
Несмотря на принятие Указа № 95 в положения НК РФ каких-либо изменений не вносилось (в том числе, в положения, касающиеся применения освобождения от обязанностей налогового агента, которое исторически применялось).

Министерство финансов России в ряде своих разъяснений высказало мнение, что данное освобождение не может быть применено в случае осуществления платежей согласно требованиям Указа № 95, так как платежи не осуществляются в пользу Эмитента.

Вместе с тем, даже если теоретически допустить, что российские заемщики вправе и далее полагаться на данное освобождение, возможность его применения может осложняться следующими факторами:

  • Эмитент может быть не в состоянии получить сертификат налогового резидентства у иностранных налоговых органов в отношении 2023 года и в последующих периодах;
  • торги Еврооблигациями на иностранных биржах могут быть (при)остановлены и (или) листинг Еврооблигаций может быть отменен;
  • депозитарно-клиринговые системы Euroclear / Clearstream, которые осуществляли централизованное хранение, учет прав на Еврооблигации, а также осуществление расчетов с Еврооблигациями, прекратили оказывать услуги по проведению расчетов с Еврооблигациями в 2022 году.

В отсутствие возможности полагаться на освобождение, предусмотренное пп. 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ, российские налоговые последствия будут зависеть от квалификации платежей в счет уплаты процентов и в счет погашения номинальной стоимости Еврооблигаций для целей налога у источника выплаты и для целей НДФЛ. В частности, ключевым будет являться вопрос признания соответствующих платежей в качестве доходов из российских источников для целей налога на доходы иностранных организацией и НДФЛ или доходов из источников за пределами Российской Федерации.

Ввиду отсутствия в НК РФ специальных положений в отношении налогообложения соответствующих платежей, нельзя полностью исключить риск того, что данные платежи могут рассматриваться налоговыми органами как доходы из источников в Российской Федерации, подлежащие обложению налогом у источника выплаты и НДФЛ в России. При таких обстоятельствах, в зависимости от структуры выплат, обязанности налогового агента могут потенциально возникать для российского заемщика, депозитария, вовлеченного в перечисление платежей и (или) иных лиц. При этом применение льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, а также специальных порядков по расчету налоговой базы может быть затруднительно.
В связи с изложенным выше, российским заемщикам, депозитариям и брокерам, которые вовлечены в перечисление платежей в счет выплаты процентов и в счет погашения номинальной стоимости Еврооблигаций, может быть необходимо проанализировать следующие вопросы:

  • необходимость удержания налога у источника выплаты и НДФЛ при осуществлении платежей в счет исполнения обязательств по Еврооблигациям;
  • применимость специальных освобождений от исполнения функций налогового агента;
  • квалификация соответствующих платежей для целей налога у источника и НДФЛ в качестве доходов от источников в России;
  • в случае признания соответствующих платежей доходами из источников в Российской Федерации, определение лица, которое должно признаваться налоговым агентом, обязанным рассчитать и удержать налог, а также порядка расчета налоговой базы и возможности применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения;
  • возникновение у российских заемщиков обязанности увеличить суммы платежей на сумму удержанных налогов, при их возникновении (т.н. gross-up), в случае возникновения обязанности по удержанию налогов.

Анализ может различаться в зависимости от структуры выпуска еврооблигаций, порядка осуществления платежей в счет исполнения обязательств по Еврооблигациям и иных факторов.

Компания Б1 будет рада оказать содействие в анализе налоговых последствий и рисков, выработке рекомендаций для их минимизации, а также в формировании технической позиции для целей налогообложения. Компания Б1 также готова оказать содействие в доработке документации, на основании которой осуществляются соответствующие платежи, для минимизации возникающих налоговых рисков.

Авторы:
  • Ирина Быховская
    Партнер
    Руководитель департамента налогов, права и сопровождения бизнеса
  • Мария Егорова
    Ассоциированный партнер
    Департамент права и налогообложения, оказание услуг институтам финансового сектора
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на оказание услуг по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять