
Law Messenger
Увеличение ответственности европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях
16.12.2024 г.
24 июня 2024 года ЕС принял 14-й пакет санкций[1], в рамках которого существенно увеличилась ответственность европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях. В частности, введенная статья 8a Регламента (ЕС) № 833/2014[2] (Далее – Регламент 833/2014) обязывает таких лиц прилагать «наилучшие усилия» (best efforts) для того, чтобы их дочерние компании за пределами ЕС не участвовали в деятельности, подрывающей или ослабляющей применение санкционных ограничений ЕС (does not participate in activities that undermine the restrictive measures). Однако конкретные меры, которые должны быть приняты для выполнения этих требований, не указаны в регламенте, что создает неопределенность относительно того, какие действия могут быть признаны достаточными с точки зрения законодательства ЕС.
Более детально в обзоре ниже.
Наилучшие усилия: разъяснения Еврокомиссии[3][4]
Понятие наилучших усилий в целом раскрывается в Преамбуле Регламента (ЕС) 2024/1745 от 24 июня 2024 года[5] (пункты 27-30), однако отдельные вопросы его применения сохраняются. Недавно Еврокомиссия выпустила ряд разъяснений, позволяющих лучше понять объем дополнительных обязательств европейских лиц, продолжающих бизнес в России. Ниже приводим краткую выжимку основных тезисов из этих разъяснений.
Круг подконтрольных лиц
Обязательство по ст. 8а Регламента 833/2014 для европейских лиц (далее – операторов ЕС) действует в отношении организаций, которые находятся в собственности или под контролем этих операторов ЕС и расположены за пределами ЕС – в том числе в России.
Разница между подрывающими действиями и действиями по обходу санкций:
- Подрывающие действия (undermining) – истолкованы в пункте 29 Преамбулы, подразумевают действия, приводящие к результату, на предотвращение которого направлены санкционные ограничения.
- Действия по обходу (circumventing) – действия под неким формальным прикрытием, позволяющим избежать составных элементов нарушения ограничительной меры, имеющие целью или результатом избежать применения такой ограничительной меры.
Влияние фактических обстоятельств на выполнение стандарта best efforts и соотношение обязательств оператора ЕС с локальными ограничениями страны подконтрольного лица
Наилучшие усилия оператора ЕС зависят от соответствующих фактических обстоятельств и могут отличаться в зависимости от конкретного случая. В частности, такими обстоятельствами могут быть:
- Отсутствие эффективного контроля в силу причин, не зависящих от оператора ЕС (смягчающее обстоятельство). При этом утрата контроля в результате действий оператора ЕС не будет считаться смягчающим обстоятельством.
- Наличие локальных законодательных ограничений и риска привлечения к ответственности менеджмента и сотрудников подконтрольного оператору ЕС лица.
Как доказать применение наилучших усилий
Объем необходимых действий в рамках стандарта «наилучших усилий» также зависит от:
- сферы деятельности оператора ЕС (например, степень зарегулированности сферы и уровень комплаенса);
- его размера (в т.ч. наличие доступных ресурсов – сотрудников), применимых фактических обстоятельств: уровень контроля, уровень требований и регулирования.
Практические рекомендации по мерам, которые нужно обеспечить оператору ЕС:
- осведомленность оператора ЕС о деятельности своего подконтрольного лица за пределами ЕС;
- осведомленность подконтрольного оператору ЕС лица о типах деятельности, которые могут создать риск подрыва применения санкционных мер ЕС.
Связь ст. 8а со ст. 10 и 12 Регламента 833/2014
Важно учитывать применение ст. 8а в связке со ст. 10 и 12 Регламента 833/2014. Осведомленность оператора ЕС о совершении его подконтрольным лицом за пределами ЕС действий, направленных на подрыв санкций, считается нарушением обязательства по ст. 8а Регламента 833/2014. Такое обстоятельство может также привести к нарушению запрета по ст. 12 Регламента 833/2014.
Освобождение по ст. 10 Регламента 833/2014 не применимо в случае, если оператор ЕС не провел due diligence. Непроведение due diligence сделки / контрагента с хотя бы минимальной глубиной в виде исследования публичной и иной легко доступной информации свидетельствует о невыполнении стандарта наилучших усилий. Конкретных стандартов проведения due diligence регулирование ЕС не устанавливает, разработка и применение актуальной с учетом изменений регулирования комплаенс программы является компетенцией и ответственностью европейских лиц. При этом Еврокомиссия рекомендует придерживаться риск-ориентированного подхода и анализировать сделки на нескольких уровнях: в отношении всех сторон сделки, в отношении вовлеченных в сделку товаров и услуг, а также анализ самой сделки (движение средств, логистика и т.д.).
Территориальный характер санкций ЕС
Также Еврокомиссия снова выразила свою позицию об отсутствии экстратерриториального характера санкций, прокомментировав, что ст. 8а не налагает обязательства на организации за пределами ЕС, но обязательства возникают у оператора ЕС, который владеет такой организацией или контролирует ее.
Использование полномочий прекратить нарушение как best effort
Если продукция производится с использованием технологии (интеллектуальные права / ноу-хау), предоставляемой таким оператором подконтрольному лицу, оно обязано предпринять меры по прекращению такого предоставления. Момент предоставления (в прошлом или в текущее время) не имеет значения, пока у оператора есть полномочия прекратить дальнейшее использование.
Распространение ст. 8а на внутригрупповые сделки и транзит
Если продукция – предмет санкционных экспортных ограничений ЕС – производится в РФ и оказывается в Беларуси, такие обстоятельства будут нарушением оператора ЕС его обязательства по ст. 8а Регламента 833/2014 (если такая продукция запрещена для экспорта в Беларусь).
Если продукция – предмет санкционных экспортных ограничений ЕС – производится / экспортируется в РФ, но предназначена для другого лица в другой стране за пределами ЕС, такие действия также могут быть нарушением оператора ЕС его обязательства по ст. 8а Регламента 833/2014 (создают источник выручки).
Показать ссылки
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
.jpg)
Ярослав Соларев
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Артем Чалов
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Обзор новых санкций ЕС и США (декабрь 2024 – январь 2025)
Период новогодних праздников, как обычно, был отмечен несколькими новыми волнами санкций. В январе 2025 года OFAC анонсировало две волны санкций против России. Указанные ограничения, в частности, затрагивают энергетический и финансовый секторы российской экономики и применяют механизм вторичных санкций для противодействия обходу установленных мер. Кроме того, были опубликованы генеральные лицензии, позволяющие ограниченные операции с лицами, включёнными в Список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц.
31.01.2025
 (1).jpg)
Обзор изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
28 декабря 2024 года был принят Федеральный закон №532-ФЗ, внесший значительные изменения в регулирование инвестиционных фондов.
10.01.2025

Проект закона о видеоиграх
12 декабря 2024 на рассмотрение Госдумы внесен законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории РФ», направленный на введение ограничительных мер и требований, связанных с оборотом видеоигр в России.
24.12.2024

Обзор санкций ЕС в отношении Беларуси
В данном обзоре представлена общая краткая информация по санкциям ЕС в отношении Беларуси по состоянию на 1 декабря 2024 года.
17.12.2024

Увеличение ответственности европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях
В рамках 14-го пакета санкций ЕС увеличилась ответственность европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях. Введенная статья 8a Регламента (ЕС) № 833/2014 обязывает таких лиц прилагать «наилучшие усилия» для того, чтобы их дочерние компании за пределами ЕС не участвовали в деятельности, подрывающей или ослабляющей применение санкционных ограничений ЕС. Однако конкретные меры не указаны в регламенте, что создает неопределенность относительно того, какие действия могут быть признаны достаточными с точки зрения законодательства ЕС.
16.12.2024

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
10.12.2024

Новая ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных
27 ноября 2024 года Совет Федерации РФ одобрил два законопроекта № 502104-8 и № 502113-8, которые существенным образом меняют ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных. Предполагается, что предложенные изменения подведут итог масштабной реформы ответственности за неправомерную обработку персональных данных.
28.11.2024