
Law Messenger
Увеличение ответственности европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях
16.12.2024 г.
24 июня 2024 года ЕС принял 14-й пакет санкций[1], в рамках которого существенно увеличилась ответственность европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях. В частности, введенная статья 8a Регламента (ЕС) № 833/2014[2] (Далее – Регламент 833/2014) обязывает таких лиц прилагать «наилучшие усилия» (best efforts) для того, чтобы их дочерние компании за пределами ЕС не участвовали в деятельности, подрывающей или ослабляющей применение санкционных ограничений ЕС (does not participate in activities that undermine the restrictive measures). Однако конкретные меры, которые должны быть приняты для выполнения этих требований, не указаны в регламенте, что создает неопределенность относительно того, какие действия могут быть признаны достаточными с точки зрения законодательства ЕС.
Более детально в обзоре ниже.
Наилучшие усилия: разъяснения Еврокомиссии[3][4]
Понятие наилучших усилий в целом раскрывается в Преамбуле Регламента (ЕС) 2024/1745 от 24 июня 2024 года[5] (пункты 27-30), однако отдельные вопросы его применения сохраняются. Недавно Еврокомиссия выпустила ряд разъяснений, позволяющих лучше понять объем дополнительных обязательств европейских лиц, продолжающих бизнес в России. Ниже приводим краткую выжимку основных тезисов из этих разъяснений.
Круг подконтрольных лиц
Обязательство по ст. 8а Регламента 833/2014 для европейских лиц (далее – операторов ЕС) действует в отношении организаций, которые находятся в собственности или под контролем этих операторов ЕС и расположены за пределами ЕС – в том числе в России.
Разница между подрывающими действиями и действиями по обходу санкций:
- Подрывающие действия (undermining) – истолкованы в пункте 29 Преамбулы, подразумевают действия, приводящие к результату, на предотвращение которого направлены санкционные ограничения.
- Действия по обходу (circumventing) – действия под неким формальным прикрытием, позволяющим избежать составных элементов нарушения ограничительной меры, имеющие целью или результатом избежать применения такой ограничительной меры.
Влияние фактических обстоятельств на выполнение стандарта best efforts и соотношение обязательств оператора ЕС с локальными ограничениями страны подконтрольного лица
Наилучшие усилия оператора ЕС зависят от соответствующих фактических обстоятельств и могут отличаться в зависимости от конкретного случая. В частности, такими обстоятельствами могут быть:
- Отсутствие эффективного контроля в силу причин, не зависящих от оператора ЕС (смягчающее обстоятельство). При этом утрата контроля в результате действий оператора ЕС не будет считаться смягчающим обстоятельством.
- Наличие локальных законодательных ограничений и риска привлечения к ответственности менеджмента и сотрудников подконтрольного оператору ЕС лица.
Как доказать применение наилучших усилий
Объем необходимых действий в рамках стандарта «наилучших усилий» также зависит от:
- сферы деятельности оператора ЕС (например, степень зарегулированности сферы и уровень комплаенса);
- его размера (в т.ч. наличие доступных ресурсов – сотрудников), применимых фактических обстоятельств: уровень контроля, уровень требований и регулирования.
Практические рекомендации по мерам, которые нужно обеспечить оператору ЕС:
- осведомленность оператора ЕС о деятельности своего подконтрольного лица за пределами ЕС;
- осведомленность подконтрольного оператору ЕС лица о типах деятельности, которые могут создать риск подрыва применения санкционных мер ЕС.
Связь ст. 8а со ст. 10 и 12 Регламента 833/2014
Важно учитывать применение ст. 8а в связке со ст. 10 и 12 Регламента 833/2014. Осведомленность оператора ЕС о совершении его подконтрольным лицом за пределами ЕС действий, направленных на подрыв санкций, считается нарушением обязательства по ст. 8а Регламента 833/2014. Такое обстоятельство может также привести к нарушению запрета по ст. 12 Регламента 833/2014.
Освобождение по ст. 10 Регламента 833/2014 не применимо в случае, если оператор ЕС не провел due diligence. Непроведение due diligence сделки / контрагента с хотя бы минимальной глубиной в виде исследования публичной и иной легко доступной информации свидетельствует о невыполнении стандарта наилучших усилий. Конкретных стандартов проведения due diligence регулирование ЕС не устанавливает, разработка и применение актуальной с учетом изменений регулирования комплаенс программы является компетенцией и ответственностью европейских лиц. При этом Еврокомиссия рекомендует придерживаться риск-ориентированного подхода и анализировать сделки на нескольких уровнях: в отношении всех сторон сделки, в отношении вовлеченных в сделку товаров и услуг, а также анализ самой сделки (движение средств, логистика и т.д.).
Территориальный характер санкций ЕС
Также Еврокомиссия снова выразила свою позицию об отсутствии экстратерриториального характера санкций, прокомментировав, что ст. 8а не налагает обязательства на организации за пределами ЕС, но обязательства возникают у оператора ЕС, который владеет такой организацией или контролирует ее.
Использование полномочий прекратить нарушение как best effort
Если продукция производится с использованием технологии (интеллектуальные права / ноу-хау), предоставляемой таким оператором подконтрольному лицу, оно обязано предпринять меры по прекращению такого предоставления. Момент предоставления (в прошлом или в текущее время) не имеет значения, пока у оператора есть полномочия прекратить дальнейшее использование.
Распространение ст. 8а на внутригрупповые сделки и транзит
Если продукция – предмет санкционных экспортных ограничений ЕС – производится в РФ и оказывается в Беларуси, такие обстоятельства будут нарушением оператора ЕС его обязательства по ст. 8а Регламента 833/2014 (если такая продукция запрещена для экспорта в Беларусь).
Если продукция – предмет санкционных экспортных ограничений ЕС – производится / экспортируется в РФ, но предназначена для другого лица в другой стране за пределами ЕС, такие действия также могут быть нарушением оператора ЕС его обязательства по ст. 8а Регламента 833/2014 (создают источник выручки).
Показать ссылки
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
.jpg)
Ярослав Соларев
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Артем Чалов
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Упрощен порядок инвестирования иностранными инвесторами в российскую экономику
1 июля 2025 года Президент России подписал указ № 436 «О дополнительных гарантиях прав иностранных инвесторов». Указ упрощает иностранные инвестиции в российскую экономику: он позволяет иностранным инвесторам – включая инвесторов из недружественных юрисдикций – приобретать российские ценные бумаги без предварительного согласования с регуляторами.
07.07.2025
.jpg)
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025

Новые правила обратного выкупа долей (акций) российских хозяйственных обществ иностранными недружественными инвесторами
Комитет Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям направил в Правительство на одобрение поправки в закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые существенно изменяют условия обратного выкупа акций (долей) российских компаний, проданных иностранными инвесторами в период с 24 февраля 2022 года по 1 марта 2025 года.
23.05.2025