Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Назад на главную

Обзор новых санкций США, ЕС и Великобритании (апрель – май 2024 г.) [1]

Поделиться

САНКЦИИ США

Отдельные исключения из SDN-List 2 апреля 2024 г.

Ранее попавшие под санкции США из-за связи с российским банком ПАО «ВТБ Банк» немецкие банки VTB Bank Europe Se, VTB Bank Deutschland Ag, Ost-West Handelsbank AG. были исключены из санкционного списка США (далее – «SDN-List»).

 

В апреле 2022 г. VTB Bank Europe в Германии попал под контроль государства, а материнской компании ПАО «ВТБ Банк» было запрещено реализовывать права акционера из-за санкций ЕС. После указанных событий немецкий банк также сменил название на OWH SE, поскольку российская материнская компания запретила использование прежнего наименования. В феврале 2024 г. ПАО «ВТБ Банк» получил уведомление от OWH SE о намерении лишить банк права владения. Известно, что с апреля 2023 г. OWH SE начал процесс сворачивания операций, прекращая все оставшиеся отношения с клиентами[2]. 

Новые ограничения BIS 11 апреля 2024 г.

Бюро промышленности и безопасности США (далее – «BIS») были введены ограничения в отношении ряда иностранных компаний, среди которых 6 китайских компаний, 2 компании из ОАЭ и 3 российские компании (ОАО «ОДК-СТАР», ООО «Дельта Аэро» и АО «Аэросила»)[3], которые, по мнению BIS, занимаются закупкой аэрокосмических компонентов, которые используются для разработки и производства иранских беспилотников «Шахед». Напоминаем, что последствия введенных ограничений включают запрет на поставку без лицензии таким лицам товаров, в отношении которых действуют экспортные ограничения EAR (Правила экспортного администрирования)[4] (далее – «EAR»).

Ограничения на новый импорт российских никеля, меди и алюминия 12 апреля 2024 г.

Управление по контролю за иностранными финансами (далее – «OFAC») выпустило ряд определений (determinations)[5] одновременно с Великобританией, распространивших предусмотренный Исполнительным указом № 14068 запрет на импорт продукции в отношении никеля, меди и алюминия российского происхождения и предусмотренный Исполнительным указом № 14071 запрет на экспорт, реэкспорт, продажу, поставку (прямо/косвенно) в отношении услуг по гарантийному обеспечению (warrant) на мировых биржах и услуг приобретения в рамках физической поставки по деривативам. Ограничения США вступили в силу и применяются после 23:59 12 апреля 2024 г.

 

Кроме того, выпущен ряд разъяснений OFAC, согласно которым:

  • американские банки не ограничены в осуществлении действий по проведению платежей для неамериканских лиц при условии отсутствии прямых отношений с лицом, оказывающим запрещенную услугу[6]
  • иностранный товар, состоящий из российского происхождения или полученный в результате переработки товара российского происхождения, не признается товаром российского происхождения[7]
  • ограничения не распространяются в отношении никеля, алюминия и меди, полученные до 13 апреля 2024 г.[8]

OFAC также была выдана связанная с РФ Генеральная лицензия № 131[9], разрешающая определенные административные операции, запрещенные Директивой № 4 в соответствии с Исполнительным указом Президента США № 14024[10].

 

Таким образом, введенные ограничения фактически касаются преимущественно нового прямого импорта. 

17 апреля 2024 г. Конгрессом США был принят закон о конфискации российских суверенных активов[11]

Основные положения закона включают следующее:

  • В отношении финансовых институтов предусмотрена обязанность уведомить Минфин о замороженных российских суверенных активах не позднее 10-ти дней после обнаружения таких активов
  • Закон предоставляет Президенту США право на конфискацию российских суверенных активов. При этом перечислено, что относится к «российским суверенным активам»: денежные средства или иное имущество, принадлежащее (1) Центральному банку РФ; (2) Российскому фонду национального благосостояния; (3) Минфину РФ, и любые другие денежные средства или иное имущество, принадлежащее (4) Правительству РФ, в том числе любому его подразделению, агентству или органу, т.е. положения закона не распространяются на активы частных лиц
  • Средства, полученные от конфискованных российских активов, должны быть использованы с целью перевода этих средств в Фонд поддержки Украины (специализированный счет, открываемый Президентом США, для хранения с последующей передачей конфискованных суверенных активов)
  • Отсутствие механизма судебного обжалования. Любые действия, предпринятые в соответствии с положениями закона в части конфискации российских суверенных активов, не подлежат судебному пересмотру, за исключением случая, когда действие, ограничивает права, предусмотренные Конституцией США, и иск предъявлен не позднее 60 дней после конфискации
  • В течение 90 дней после даты вступления в силу закона и не реже, чем каждые 180 дней впоследствии, Президент США должен представлять Конгрессу отчет, включающий следующую информацию: (1) учет средств в Фонде поддержки Украины; (2) любую информацию, касающуюся размещения средств на любом счете, на который были переведены денежные средства, в течение периода, охватываемого отчетом; (3) описание многостороннего и двустороннего дипломатического взаимодействия США с партнерами, которые также обездвижили суверенные активы РФ для компенсации ущерба в течение периода, охватываемого отчетом; (4) краткое описание шагов, предпринятых для создания международного механизма поддержки Украины

Изменения в EAR 22 апреля 2024 г.

BIS были внесены изменения в EAR, чтобы ввести дополнительные лицензионные требования при реэкспорте или экспорте отдельных товаров (шариковых подшипников, токарных, фрезерных станков для обработки металла, оборудования для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем и пр.) из-за границы в Иран, Россию, Беларусь, Крым. 

Новая лицензия OFAC № 81 в отношении банковских расчетов по энергетическим сделкам 29 апреля 2024 г.

OFAC была выпущена Генеральная лицензия № 81[12], позволяющая совершение операций до 1 ноября 2024 г., связанных с энергетикой, которые ранее были запрещены Исполнительным указом № 14024 с участием таких организаций, как ГК «Внешэкономбанк», ПАО Банк «ФК «Открытие», ОАО «Совкомбанк», ПАО «Сбербанк России» ПАО «Банк ВТБ», АО «Альфа-Банк», ПАО «Росбанк», ПАО «Банк Зенит», ПАО «Банк «Санкт-Петербург», а также организаций, в которых указанные лица владеют, прямо/косвенно, 50% и более и пр.

Расширение SDN-List 1 мая 2024 г. и новые связанные лицензии № 96, 95 и 97

Был расширен SDN-List, в который OFAC включило 29 физических лиц, 251 организацию, 16 судов, среди которых в том числе:

  • ряд китайских компаний (в т.ч. Anyang Forging Press Numerical Control Equipment Co Ltd, Chengdu Keylink Wireless Technology Co., Ltd, Finder Technology Ltd, Hengshui Heshuo Cellulose Co., Ltd., Hk Hengbangwei Electronics Limited и пр.). Указанные компании включены в SDN-List в связи с поддержкой, по мнению OFAC, военно-промышленной базы РФ. Китайская компания CFU Shipping Co Limited включена в SDN-List по причине взаимосвязи с ранее включенным в санкционный список США ООО «Арктик СП 2».
  • ряд турецких компаний (в т.ч. Asay Ic Ve Dis Ticaret Limited Sirketi, Belluga Ic Ve Dis Ticaret Limited, Etasis Elektronik Tarti Aletleri Ve Sistemleri Sanayi Ve Ticaret Anonim Sirketi, Evol Group Tr Yazilim Limited Sirketi, Ida Asansor Sanayii Ve Ticaret Limited Sirketi и пр.). Указанные компании включены в SDN-List в связи с поддержкой, по мнению OFAC, военно-промышленной базы РФ
  • российские компании (ООО «Авиакомпания Победа», АО «Уральский научно-технологический комплекс», АО «Томский электротехнический завод» АО «Завод «Юпитер», ОАО «Электроавтоматика» и пр.)

Кроме того, OFAC были выпущены несколько генеральных лицензий, в частности:

  • Генеральная лицензия № 95[13], позволяющая проведение операций по обеспечению безопасности гражданской авиации и прекращению деятельности с участием ООО «Авиакомпания Победа» до 30 июля 2024 г.
  • Генеральная лицензия № 96[14], позволяющая проведение операций по обеспечению безопасности и охране окружающей среды с участием определенных заблокированных лиц или судов (Red Box Energy Services PTE LTD, CFU Shipping Co Limited, ООО «Трансстрой»)
  • Генеральная лицензия № 97[15], направленная на прекращение операций с участием определенных лиц, заблокированных 1 мая 2024 года (ООО «Сибкапитал», Yantai Iray Technology Co Ltd и пр.)

Отдельные исключения из SSI-List 6 мая 2024 г.

Из секторального санкционного идентификационного списка (далее – «SSI-List») был исключен швейцарский банк Sberbank (Switzerland) AG. Ранее сообщалось, что в конце 2022 г. швейцарское отделение Сбербанка было продано женевской компании m3 Groupe Holding, что освободило банк от интенсивного надзора со стороны швейцарского финансового регулятора[16].

Расширение SDN-List 7 мая 2024 г.

OFAC внесли в санкционный список США Дмитрия Хорошева, гражданина России и лидера российской группы LockBit, причастного, по мнению OFAC, к разработке и распространению программы-вымогателя LockBit[17] (работает по модели «Программы-вымогатели как услуга» («RaaS»)). 

Новые массовые ограничения BIS в отношении китайских компаний 9 мая 2024 г.

BIS ввели экспортные ограничения против более чем 30-ти китайских компаний, часть из которых, по мнению BIS, предпринимала попытки приобрести американские товары для производства беспилотников для китайского ВПК[18]. По сообщению BIS, некоторые из этих организаций связаны с развитием ядерной программы КНР или участвовали в поставках контролируемых товаров в Россию после февраля 2022 года.

Запрет импорта российского урана 13 мая 2024 г.

Белым домом США было анонсировано, что Президент США подписал закон о запрете импорта российского урана, который запрещает импорт необлученного низкообогащенного урана, произведенного в России или предприятием российского происхождения[19]

 

Запрет на импорт обогащенного урана из России в США вступит в силу через 90 дней после принятия закона и будет действовать до конца 2040 года. Однако закон предусматривает временные исключения до начала 2028 года. В этот период Министерство энергетики США может разрешить импорт российского урана, если нет альтернативных поставок. При этом ведомство обязано искать замену российским поставкам.

Расширение SDN-List 14 мая 2024 г.

OFAC включил в SDN-List российских лиц за связь с подсанкционным лицом Олегом Дерипаской (Дмитрия Белоглазова, ООО «Титул», АО «Илиадис», МКАО «Распериа Трейдинг Лимитед»)[20].

САНКЦИИ ЕС

Новые разъяснения в отношении предоставления в РФ ряда запрещенных услуг 2 апреля 2024 г.

ЕС обновил FAQs по оказанию услуг европейскими лицами. Ранее в отношении оказания услуг российским лицам Регламент ЕС № 833/2014[21] в статье 5n устанавливал запрет для всех европейских лиц оказывать прямо/косвенно определенные виды услуг Правительству РФ и организациям, зарегистрированным в России (бухгалтерские, юридические, аудиторские услуги, консультационные услуги по вопросам налогообложения, услуги по рекламе и пр.).

 

2 апреля 2024 г. Европейской комиссией были дополнительно разъяснены положения в части оказания услуг[22], в частности:

  • Дочерние европейские компании не могут оказывать запрещенные виды услуг своим материнским компаниям из России, поскольку они являются прямыми субъектами действия санкций и должны соблюдать запреты, установленные Регламентами ЕС
  • Отсутствует абсолютный запрет на оказание услуг гражданам государств-членов ЕС или лицам, находящимся на территории ЕС, работать в качестве сотрудников организаций, созданных в России, поскольку это зависит от предоставляемой услуги. Те виды услуг, которые запрещены статьей 5n Регламента, не могут быть оказаны европейскими лицами компаниям из России
  • Европейская комиссия разъяснила, какие виды услуг относятся к «юридическим услугам», запрещенным к оказанию европейскими лицами, а именно: (1) предоставление клиентам юридических консультаций по вопросам, где отсутствует спор, включая коммерческие сделки, связанные с применением или толкованием законодательства; (2) участие вместе с клиентами или от их имени в коммерческих сделках, переговорах и других операциях с третьими лицами; (3) подготовка, оформление и проверка юридических документов. При этом Европейская комиссия отмечает, что должно быть сохранено право на правосудие и доступ к судебной защите
  • Европейской комиссией было уточнено определение «организаций, созданных в России» в контексте статьи 5n Регламента (в частности, указанные ограничения не распространяется на услуги, оказываемые компаниям, зарегистрированным в соответствии с законодательством страны, отличной от России, которые не созданы в России, даже если они являются дочерними компаниями российских компаний или принадлежат российским резидентам, при условии, что эти услуги не предназначены для выгоды материнской компании, созданной в России и пр.)

Более детальные комментарии в отношении услуг, связанных с ПО см. в наших алертахТелеграме

Новые разъяснения в отношении отчетности, предоставляемой европейскими лицами, подконтрольными российским лицам 12 апреля 2024 г.

ЕС обновил FAQs в части транзакций, проводимых европейскими лицами, связанных с Россией[23]. Новое требование, изложенное в статье 5r Регламента № 833/2014, позволит национальным компетентным органам ЕС лучше контролировать поток средств, связанных с российскими предприятиями за пределами ЕС, не ставя под угрозу деятельность предприятий, которые имеют связь с Россией и функционируют в ЕС.

 

Данная мера устанавливает обязательство по предоставлению отчетности, которое распространяется на:

  • юридических лиц, организации и органы, созданные в ЕС, чьи имущественные права собственности которых прямо/косвенно принадлежат более чем на 40 % юридическому лицу, организации или органу, учрежденным в России; гражданину России; физическому лицу, проживающему в России
  • кредитно-финансовые организации ЕС

Такая обязанность представлять отчетность распространяется на переводы на сумму, превышающую в совокупности 100 000 евро или более, осуществленных в рамках одной или нескольких операций одной и той же стороной, на которую распространяется соответствующее требование к отчетности. 

Новые разъяснения в отношении ограничений для продукции из железа и стали российского происхождения 18 апреля 2024 г.

ЕС обновил FAQs в части импорта и экспорта санкционной продукции. Таким образом, если продукция из железа и стали, переработанная в третьей стране и включающая продукцию из железа и стали российского происхождения, импортируется или закупается у страны-партнера, импортеры не обязаны предоставлять доказательства страны происхождения исходных материалов из железа и стали, использованных для переработки продукции[24].

Новые меры по криминализации ответственности за нарушение санкционного режима ЕС 29 апреля 2024 г.

Опубликован полный текст Директивы ЕС об уголовной ответственности за нарушение режима санкций ЕС.

 

Ранее 3 апреля 2024 г. Советом ЕС был опубликован проект Директивы[25] об определении уголовных преступлений и наказаний за нарушение режима санкций ЕС и внесении изменений в ранее принятую Директиву (ЕС) 2018/1673[26] (далее – «Директива 2018/1673»), которой установлено правовое регулирование в области ответственности за отмывание денежных средств на уровне ЕС[27]. Апрельским Проектом установлен перечень преступлений за нарушение санкционного режима ЕС, определены субъекты преступлений (физические и юридические лица), а также определены базовые требования к видам и размеру ответственности за совершение таких преступлений. 

 

29 апреля 2024 г. в Официальном журнале ЕС был опубликован текст указанной Директивы[28] (далее – «Директива 2024/1226»). Директива вступила в силу 19 мая 2024 г., на 20-ый день после опубликования ее полного текста. После ее официального вступления в силу у государств-членов ЕС есть 12 месяцев на имплементацию положений Директивы 2024 в национальное законодательство.

 

Основной целью Директивы 2024/1226 является установление базовых правил и обеспечение того, чтобы во всех государствах-членах ЕС как минимум умышленное нарушение санкционных ограничений представляло собой уголовное преступление, а в некоторых случаях и определенные действия, если они совершены с серьезной небрежностью. Также среди целей Директивы определение базовых подходов к классификации обхода санкционного режима в качестве преступления. 

 

Безусловно, принятие Директивы приведет к дальнейшему увеличению случаев оверкомплайенса со стороны банков и различных контрагентов российских компаний, а также к дальнейшему ограничению возможности привлечения юристов и иных консультантов в ЕС.

 

Директивой 2024/1226 определены субъекты ответственности (физические и юридические лица), установлен перечень преступлений за нарушение санкционного режима ЕС, а также определены базовые требования к видам и размеру ответственности за совершение таких преступлений.

 

Действия, составляющие уголовные преступления. В соответствии с положениями Директивы 2024/1226 в качестве уголовных преступлений, нарушающих режим санкций ЕС, определены следующие умышленные действия в нарушение установленных ограничений ЕС: 

  • предоставление денежных средств или иных экономических ресурсов прямо/косвенно подсанкционному лицу или в его пользу
  • невыполнение требования заморозить денежные средства или иные экономические ресурсы, принадлежащие или находящиеся в собственности, владении или под контролем подсанкционного лица
  • предоставление подсанкционному лицу возможности въезда на территорию страны-члена ЕС или транзита через нее
  • заключение новых сделок или продолжение участия в сделках с третьим государством, органами или лицами третьего государства или прямо/косвенно принадлежащими или контролируемыми третьим государством или его органами, включая заключение или продолжение исполнения государственных или концессионных контрактов, когда запрет или ограничение такого поведения представляет собой ограничительную меру Союза
  • торговля, импорт, экспорт, продажа, покупка, передача, транзит или перевозка товаров, а также оказание брокерских услуг, технической помощи или других услуг, связанных с этими товарами, когда запрет или ограничение такого поведения представляет собой ограничительную меру Союза
  • предоставление запрещенных финансовых услуг или осуществление запрещенной финансовой деятельности
  • предоставление иных запрещенных услуг
  • обход санкций ЕС различными способами (в частности, действия по сокрытию подлежащих заморозке средств, сокрытие или предоставление ложной информации о бенефициаре, нарушение подсанкционным лицом или его представителем обязательства о раскрытии его активов в ЕС, нарушение обязательства о раскрытии уполномоченным органам стран-членов ЕС полученной при осуществлении профессиональной деятельности информации о подсанкционных активах)
  • нарушение или невыполнение условий разрешений, выданных уполномоченными органами государств-членов ЕС, на сделки и действия, которые в отсутствие таких разрешений запрещены или ограничены

Указанные в п. (е) нарушения в отношении товаров двойного или военного назначения должны формировать состав преступления в том числе, если они совершены с грубой небрежностью.

 

При этом государства-члены ЕС вправе предусмотреть, что некоторые указанные составы не являются преступлениями до достижения порога материальности в 10 000 евро при условии, что они не являются частью серии действий с общим экономическим эффектом более 10 000 евро.

 

Побуждение, пособничество и подстрекательство в отношении перечисленных выше преступлений также должны быть криминализованы.

 

Меры ответственности. Директива устанавливает базовые подходы к определениям объемам ответственности, срокам давности и смягчающим и отягчающим обстоятельствам. В зависимости от совершенного деяния для физических лиц устанавливаются минимальные требования к максимальному наказанию в виде тюремного заключения на срок от 1 до 5 лет. При этом срок 5 лет предлагается в отношении особо крупных преступлений (100 000 евро) или связанных с товарами двойного или военного назначения. Кроме того, дополнительно могут быть предусмотрены иные виды ответственности, в том числе, (1) штрафы, соразмерные тяжести поведения и индивидуальным, финансовым и иным обстоятельствам соответствующего физического лица, (2) отзыв разрешений на осуществление деятельности, которая привела к соответствующему уголовному преступлению, (3) лишение права занимать в юридическом лице руководящую должность того же типа, которая использовалась для совершения уголовного преступления, (4) временный запрет на выдвижение на государственные должности и пр.

 

Директивой 2024/1226 установлены подходы к мерам уголовной ответственности для юридических лиц в виде штрафов и дополнительных мер ответственности. В частности, установлены минимальные требования к максимальному размеру штрафа – оборотный штраф в диапазоне 1%-5% от общемирового оборота за год или штраф в диапазоне от 8 до 40 млн. евро. Также возможны такие дополнительные меры ответственности как ликвидация по решению суда, лишение права на получение государственных субсидий, лишение права заниматься предпринимательской деятельностью; прекращение разрешений на осуществление деятельности, в рамках которой было совершено соответствующее уголовное преступление и другие. 

 

Директивой 2024/1226 также установлены обстоятельства, которые могут расцениваться как: (1) смягчающие (например, предоставление обвиняемым лицом компетентным органам информации, которую они иначе не смогли бы получить, тем самым содействуя им в поиске доказательств и пр.); или (2) отягчающие (например, преступление было совершено поставщиком профессиональных услуг в нарушение профессиональных обязанностей или преступление было совершено государственным служащим при исполнении им своих обязанностей и пр.);

 

Кроме того, Директивой 2024/1226 установлены сроки давности привлечения к уголовной ответственности за нарушение режима санкций ЕС (например, не менее 5 лет по преступлениям, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет). За совершение отдельных преступлений срок давности может быть сокращен до 3-х лет.

 

Требования к профессиональным юристам. Директива 2024/1226, безусловно, создает дополнительные риски в первую очередь для европейских юристов и юристов-резидентов ЕС, криминализируя сокрытие информации, полученной в ходе профессиональной деятельности при оказании юридических услуг. Данный подход не должен применяться к ситуациям, где юристы получают информацию для выяснения их правового положения клиента или выполнения задачи в рамках его реализации права на судебную защиту (за исключением случаев, когда юрист намеренно участвует в нарушении санкций ЕС или когда юрист знает, что клиент обращается за юридической консультацией в целях намеренного нарушения режима санкций ЕС).

 

Иные положения. При этом по общему правилу у стран-членов ЕС есть возможность предоставлять разрешения на осуществление действий, запрещенных санкциями ЕС. При наличии таких разрешений, совершенные в рамках них действия не будут составлять преступление по смыслу Директивы.

Советом ЕС были опубликованы два регламента о передаче замороженных российских активов Украине 21 мая 2024 г.

В конце мая ЕС были приняты Регламент (ЕС) № 2024/1469[29] и Регламент (ЕС) № 2024/1470[30] о внесении изменений в Регламент (ЕС) № 833/2014, касающийся ограничительных мер ЕС в отношении России.

 

Основные положения введенных мер:

  • Разъяснено, что многие операции, в частности любые прямые или косвенные переводы в пользу Центрального банка РФ или в пользу любого юридического лица, организации или организации, действующих от его имени или по его указанию (такие как, например, Российский фонд национального благосостояния), остаются под запретом. При этом такой запрет приводит к чрезвычайным и неожиданным накоплениям остатков денежных средств на балансах европейских центральных депозитариев ценных бумаг. Такие накопления происходят вследствие иммобилизации активов и резервов Центрального банка РФ и соответствующих лиц, поскольку любые выплаты основной суммы долга и процентов, купонов, дивидендов или иных доходов по ценным бумагам Центральному банку РФ и указанным лицам, организациям и органам запрещены
  • Европейских депозитариев, в которых хранятся заблокированные суверенные российские активы (активы Центрального банка РФ) в размере свыше 1 миллиона евро, обязали вести раздельный учет и переводить 99,7% чистой прибыли, полученной от управления данными активами, для передачи в бюджет ЕС в целях последующей поддержки Союзом Украины
  • В соответствии с положениями регламентов под «чистой прибылью» понимают доходы, полученные от остатков денежных средств, хранящиеся на счетах европейских центральных депозитариев, после вычета всех соответствующих расходов, связанных или возникающих в результате управления иммобилизованными активами, а также управления рисками, связанными с такими активами, и после вычета корпоративного налога в соответствии с общим режимом соответствующего государства-члена ЕС
  • Указано, что 10% от финансового вклада европейские депозитарии могут временно оставлять себе для соблюдения требований уставного капитала, управления рисками и покрытия убытков в связи с возникшей ситуацией
  • Отмечается, что если указанная доля (10%) будет недостаточной для функционирования, европейские депозитарии могут обратиться к национальным регуляторам в целях увеличения общего процента удержания средств
  • Такая помощь в виде выплат со стороны депозитариев должна осуществляться 2 раза в год до момента, когда прибыль на балансах европейских депозитариев перестанет накапливаться
  • Выплаты со стороны депозитариев осуществляются в Европейский фонд мира и в рамках отдельных ЕС программ

САНКЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Опубликовано руководство по ограничениям по металлам 12 апреля 2024 г.

Регулятор Великобритания (далее – «OFSI») опубликовал Руководство по мерам в отношении переработанного железа и стали в третьих странах[31]. Великобритания ввела аналогичные США санкции, распространив запрет приобретения своими гражданами и компаниями российских меди, никеля, кобальта (который действовал с 26.12.2023 г.) на любые сделки с данными металлами, совершаемые Лондонской биржей металлов (LME), а также ограничив возможность оказания услуг по предоставлению услуг по гарантийному обеспечению (warrant) на мировых биржах.

 

Были внесены уточнения в лицензию, ранее выпущенную в адрес LME, с закреплением аналогичных исключений в части даты добычи металлов. При этом данная лицензия не содержит исключений для банков Великобритании и случаев переработки товаров российского происхождения по аналогии с разъяснениями OFAC.

 

Ограничения Великобритании вступили в силу и применяются после 23:59 12 апреля 2024 г.

Разъяснен статус страны-партнера по импорту 18 апреля 2024 г.

OFSI в FAQs разъяснен статус недавно введенного понятия «страны-партнера по импорту»[32]. Как указывает регулятор, когда изделия из железа и стали, обработанные в третьей стране и включающие изделия из железа и стали российского происхождения, импортируются или приобретаются в стране-партнере, импортеры не обязаны предоставлять доказательства страны происхождения сырья из железа и стали, используемого для переработки продукции.

Выпущено руководство LME 23 апреля 2024 г.

Лондонская биржа по металлам LME выпустила руководство по санкциям в отношении запрета российских металлов[33]

 

Руководство представляет собой изложение ограничений, наложенных разными юрисдикциями (США, Великобритания и ЕС) в отношении российских металлов.

 

Согласно положениям руководства, термин «металлургический и горнодобывающий сектор» определен в широком смысле и включает не только добычу полезных ископаемых и геологических материалов в РФ, но также «любые действия по добыче, переработке, производству или переработке таких геологических материалов, или их транспортировке в/из/на территории РФ.

Обновления руководства FCA 30 апреля 2024 г.

Управление по финансовому регулированию и надзору (далее – «FCA») выпустило новый документ[34], в котором предлагаются обновления Руководства по борьбе с финансовыми преступлениями (FCG). 

 

Документ указывает на ожидания FCA о том, что компании, которые оно контролирует, будут уведомлены, если они подвергаются санкциям. Кроме того, поскольку компании обязаны уведомлять FCA о существенных нарушениях правил, документ также предлагает компаниям рассмотреть вопрос о том, следует ли им сообщать FCA о нарушениях санкций, если это является результатом (например) значительного сбоя в их системах борьбы с финансовыми преступлениями и контролях.

Новые разъяснения OFSI 1 мая 2024 г.

OFSI выпустил разъяснения в части применения санкций, в том числе в отношении России[35], в частности:

  • при проведении оценки владения или контроля OFSI не будет объединять доли участия различных установленных лиц в компании, за исключением случаев, когда, например, акции или права являются предметом совместного соглашения между установленными лицами или одно установленное лицо контролирует права другого установленного лица
  • лицам из Великобритании разрешается приобретать акции лиц, не связанных с Россией, у российских лиц, владеющих этими акциями при условии, что цель выпуска этих акций не связана с запрещенной деятельностью покупка не нарушает финансовые запреты Великобритании
  • лицо из Великобритании может продать акции санкционного на вторичном рынке без лицензии OFSI при условии, что (1) продавец сам не является подсанкционным лицом и (2) в результате такой продажи подсанкционному лицу не будут предоставлены денежные средства или иные экономические ресурсы и пр.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КЛЮЧЕВЫХ ЮРИСДИКЦИЙ В ОБЛАСТИ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РФ

Планы на 14-ый пакет санкций ЕС: санкции против российского СПГ [36]

Европейская комиссия предложила ввести санкции против российской отрасли по производству сжиженного природного газа (СПГ), включая проекты «Арктик СПГ» и «Мурманский СПГ». Эти меры не будут прямо запрещать импорт российского СПГ в ЕС, но запретят странам ЕС его реэкспортировать. Также санкции запретят участие ЕС в новых проектах СПГ в России, что может ограничить доходы от данного сектора.

 

Кроме того, Европейская Комиссия требует, чтобы компании ЕС предоставляли информацию об импорте СПГ из России. В 2023-м году реэкспорт российского СПГ в ЕС составлял лишь 1/4 от общих доходов России от продажи СПГ. Эксперты считают, что санкции на новые проекты СПГ будут в основном превентивными, так как ни один из них пока не поставляет газ в Европу. Не все из стран поддерживают указанные инициативы, например, Германия и Италия поддерживают санкции в отношении российского СПГ, в отличие от Венгрии, которая блокирует указанные меры.

Дополнительные меры ЕС в отношении финансовых учреждений[37]

Франция и Нидерланды предложили ЕС санкционировать любые финансовые учреждения, которые содействуют России в части поставок товаров или технологий двойного назначения.

 

Представители стран считают, что такие меры заставят банки на Ближнем Востоке, в Турции и Китае прекратить сделки с Россией, опасаясь потерять доступ к европейскому бизнесу и финансовым рынкам.

США разрабатывают санкции, которые могут исключить китайские банки из глобальной финансовой системы из-за поддержки РФ[38]

Госсекретарь США заявил, что, по мнению США, Китай поставляет ключевые компоненты для вооружения РФ в рамках геополитического конфликта. Представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь в ответ заявил, что Китай имеет право на нормальный экономический и торговый обмен с другими странами, включая Россию.

 

США усилили давление на Китай, предупреждая, что готовы принять меры против китайских банков, участвующих в торговле военными товарами. По мнению США, санкции против китайских банков могут быть введены, если Китай не ограничит экспорт вооружения.

 

По мнению отдельных экспертов, отключение китайских банков от доступа к доллару является крайней мерой и может привести к банкротству банков.

Показать ссылки

Авторы:

Наталья Аристова

Наталья Аристова

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства

Связаться

Ярослав Соларев

Ярослав Соларев

Менеджер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг

Связаться

Мария Нефедова

Мария Нефедова

Cтарший консультант Б1

Отдел по оказанию юридических услуг

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все