ГД РФ приняла закон об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, в третьем чтении
21.07.2023 г.
20 июля 2023 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями» (проект № 176651-8) во втором и третьем чтениях[1]. Данный закон был направлен в Совет Федерации РФ для одобрения.
На настоящий момент закон не прошел процедуры одобрения Советом Федерации РФ, а также подписания и обнародования Президентом РФ. В случае успешного прохождения законом указанных процедур он вступит в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
В случае вступления принятого закона в силу осуществление иностранными холдинговыми компаниями корпоративных прав в отношении российских экономически значимых организаций может быть приостановлено с временной передачей прав на акции (доли в уставном капитале) российских экономически значимых организаций иным лицам, являющимся гражданами и (или) резидентами РФ.
В целом, закон направлен на упрощение перехода экономически значимых организаций в российскую юрисдикцию, то есть предлагает альтернативу редомициляции в случае сложностей с управлением российской компанией через материнский иностранный холдинг. Однако потенциально закон может затрагивать и иностранные холдинговые компании, в которых российские лица не являются мажоритарными акционерами, и доля участия которых в компании составляет от 20 процентов.
I. Терминология, использованная в законе
Экономически значимая организация
– это имеющее существенное значение для обеспечения экономического суверенитета и экономической безопасности РФ российское хозяйственное общество, включенное в перечень экономически значимых организаций, утверждаемый Правительством РФ, а также удовлетворяющее определенным в законе условиям.
Так, хозяйственное общество должно соответствовать, во-первых, одному или нескольким из следующих критериев:
- суммарный объем выручки общества и иных российских юридических лиц, входящих с этим обществом в одну группу лиц[2] по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный год превышает 75 000 000 000 рублей;
- количество работников общества и иных российских юридических лиц, входящих с этим обществом в одну группу лиц, составляет более 4 000 человек;
- суммарная стоимость активов общества и иных российских юридических лиц, входящих с этим обществом в одну группу лиц, по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный год превышает 150 000 000 000 рублей;
- сумма налогов (сборов) общества и иных российских юридических лиц, входящих с этим обществом в одну группу лиц, уплаченных в бюджеты бюджетной системы РФ за предшествующий календарный год, составляет не менее 10 000 000 000 рублей.
Во-вторых, хозяйственное общество или его дочернее общество должны соответствовать хотя бы одному из следующих критериев:
- по состоянию на 1 февраля 2022 года общество или его дочернее общество является субъектом критической информационной инфраструктуры[3];
- по состоянию на 1 февраля 2022 года общество или его дочернее общество является градообразующей организацией, оказывающей существенное влияние на развитие региона;
- общество или его дочернее общество внедряет технологии и (или) программное обеспечение для общественно значимых сервисов и услуг и (или) оказывает услуги в сфере информационных технологий или связи;
- хозяйственное общество или его дочернее общество участвует в создании и модернизации высокопроизводительных и (или) высокооплачиваемых рабочих мест;
- хозяйственное общество или его дочернее общество является системно значимой кредитной организацией.
Кроме того, доля участия лиц, косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании, и являющиеся гражданами РФ и (или) резидентами РФ, в иностранной холдинговой компании должна составлять более 50 процентов, либо более 30 процентов, если на последнем[4] собрании высшего органа управления иностранной холдинговой компании такие лица имели возможность определять решение высшего органа управления иностранной холдинговой компании, либо более 20 процентов, если к таким акционерам (участникам) соответствующей иностранной холдинговой компании, либо к самой экономически значимой организации иностранными государствами и международными организациями применены ограничительные меры блокирующего характера.
Иностранная холдинговая компания
– это иностранное юридическое лицо, которое связано с иностранными государствами, совершающими в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественные действия, и которому принадлежит не менее чем 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации.
Лица, косвенно владеющие акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации
– это лица, косвенно владеющие акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании и являющиеся гражданами РФ и (или) резидентами РФ, обязанные вступить в прямое владение такими акциями (долями в уставном капитале) в соответствии с принятым законом.
К таким лицам относятся:
- акционеры (участники) иностранной холдинговой компании;
- владельцы ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права на акции иностранной холдинговой компании;
- владельцы паев иностранных инвестиционных фондов, в состав активов которых входят акции иностранной холдинговой компании и (или) ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права на акции иностранной холдинговой компании;
- лица, определяющие действия владельца акций иностранной холдинговой компании (владельца ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права на акции иностранной холдинговой компании, владельца паев иностранных инвестиционных фондов);
- организации, через которые лица, определяющие действия держателя иностранных ценных бумаг, прямо или косвенно определяют действия владельца акций иностранной холдинговой компании (владельца ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права на акции иностранной холдинговой компании, владельца паев иностранных инвестиционных фондов), а также акционеры (участники) данных организаций;
- акционеры (участники) акционера (участника) иностранной холдинговой компании (владельца ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права на акции иностранной холдинговой компании, владельца паев иностранных инвестиционных фондов), за исключением лиц, определяющих действия держателей иностранных ценных бумаг, а также лица, определяющие действия указанных лиц;
- организации, через которые лица, определяющие действия лица, указанного в предыдущем пункте, прямо или косвенно определяют действия акционера (участника) владельца акций (акционера) иностранной холдинговой компании (владельца ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права на акции иностранной холдинговой компании, владельца паев иностранных инвестиционных фондов), а также акционеры (участники) данных организаций;
- бенефициары, и (или) учредители, и (или) участники иностранных структур без образования юридического лица (траст, личный фонд и иные), являющихся организациями, описанными выше;
- бенефициарный владелец экономически значимой организации.
II. Ключевые положения принятого закона
Предусмотрено, что осуществление иностранными холдинговыми компаниями корпоративных прав в отношении российских экономически значимых организаций может быть приостановлено в определенных законом случаях
Принятый закон предусматривает возможность передачи принадлежащих иностранным холдинговым компаниям акций (долей в уставном капитале) российских экономически значимых организаций самой экономически значимой организации и впоследствии лицам, являющимся гражданами РФ и (или) резидентами РФ, косвенно владеющим акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании, в определённых законом случаях.
Так, осуществление иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации приостанавливается при установлении любого из следующих обстоятельств:
- отказ иностранной холдинговой компании от осуществления прав и (или) от добросовестного исполнения обязанностей акционера (участника) экономически значимой организации либо возникновение угрозы такого отказа;
- совершение иностранной холдинговой компанией действий (или допущение бездействия), направленных на создание препятствий для управления экономически значимой организацией и (или) осуществления ею обычной хозяйственной деятельности, в том числе фактическое прекращение управления деятельностью такой организации его единоличным исполнительным органом или коллегиальными органами управления, назначенными (избранными) полностью или в любой части по предложению иностранной холдинговой компании;
- совершение иностранной холдинговой компанией иных действий (или допущение бездействия), которые могут привести к прекращению или приостановлению деятельности, ликвидации или несостоятельности (банкротству) экономически значимой организации.
О наличии перечисленных выше обстоятельств, в частности, может свидетельствовать то, что в период после 24 февраля 2022 года иностранная холдинговая компания либо органы управления экономически значимой организации, назначенные (избранные) полностью или в любой части по предложению иностранной холдинговой компании совершили одно из следующих действий:
- публично заявили о прекращении деятельности экономически значимой организации или своего участия в ней и (или) допустили действия (бездействие), связанные с таким заявлением, включая неосуществление прав участника (акционера) экономически значимой организации;
- расторгли имеющие существенное значение для осуществления деятельности экономически значимой организации договоры или в отсутствие оснований прекратили либо приостановили исполнение своих обязательств по данным договорам;
- направили уведомления более одной трети работников экономически значимой организации о сокращении численности (штата);
- совершили действия (допустили бездействие), направленные на соблюдение ограничительных мер, введенных иностранными государствами и (или) международными организациями, которые совершают в отношении РФ, российских юридических и (или) физических лиц недружественные действия;
- допустили ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе вытекающих из корпоративных и (или) иных аналогичных договоров;
- своими действиями (бездействием) делают невозможной деятельность экономически значимой организации либо существенно затрудняют ее деятельность или развитие и (или) ограничивают для экономически значимой организации рынки сбыта товаров, работ, услуг;
- предприняли действия, свидетельствующие о намерении досрочно прекратить договоры, действующие между ними (их аффилированными лицами) и экономически значимой организацией, имеющие существенное значение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом экономически значимой организации, либо приостановить исполнение своих обязательств по таким договорам, либо заявили о возможности совершения подобных действий в будущем.
Установлен особый порядок рассмотрения заявлений о приостановлении осуществления иностранными холдинговыми компаниями корпоративных прав в отношении российских экономически значимых организаций
Дела о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав рассматриваются Арбитражным судом Московской области на основании соответствующего заявления, с которым вправе обратиться:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это Правительством РФ;
- акционеры (участники) экономически значимой организации независимо от количества принадлежащих им акций (размера принадлежащих им долей в уставном капитале);
- единоличный исполнительный орган или член совета директоров (наблюдательного совета) экономически значимой организации;
- лица, косвенно владеющие акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, указанные в разделе I.
Закон вменяет заявителю обязанность направить иностранной холдинговой организации по последнему известному ему адресу (в том числе по адресу электронной почты) уведомление о подаче заявления о приостановлении осуществления прав. Уведомление считается доставленным через пять дней со дня направления заявителем такого уведомления.
Заявление о приостановлении осуществления прав подлежит рассмотрению судом не ранее чем через пять рабочих дней и не позднее чем через один месяц со дня его принятия.
Если в результате рассмотрения заявления суд примет решение о приостановлении осуществления прав иностранной холдинговой организации, такое решение подлежит немедленному исполнению.
Урегулированы последствия приостановления осуществления иностранными холдинговыми компаниями корпоративных прав в отношении российских экономически значимых организаций
Со дня вынесения решения о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации наступают следующие последствия:
- иностранная холдинговая компания не имеет права голосовать при принятии общим собранием акционеров (участников) экономически значимой организации решений, принимать участие в заседаниях общего собрания акционеров (участников) экономически значимой организации и требовать их созыва, а также осуществлять иные права, вытекающие из участия в экономически значимой организации;
- иностранная холдинговая компания не имеет права распоряжаться принадлежащими ей акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, указанные акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации не могут быть отчуждены или погашены;
- выплата дивидендов (распределенной части чистой прибыли) по акциям (долям в уставном капитале) экономически значимой организации в пользу иностранной холдинговой компании не осуществляется;
- иностранная холдинговая компания не пользуется преимущественным правом приобретения (покупки) акций (доли или части доли в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащих другим акционерам (участникам), в случае их отчуждения третьим лицам;
- акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащие иностранной холдинговой компании, переходят к экономически значимой организации;
- для лиц, косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, указанных в разделе I, возникает обязанность вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации. Вместе с тем, закон предоставляет таким лицам возможность передать право на вступление в прямое владение иному гражданину РФ или российскому юридическому лицу.
Акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежавшие иностранной холдинговой компании и перешедшие к экономически значимой организации, распределяются между лицами, которые имеют право вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, пропорционально доле их косвенного владения в уставном капитале экономически значимой организации.
При этом акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации, которые не были распределены между лицами, вступившими в прямое владение соответствующими акциями (долями в уставном капитале), не подлежат погашению и учитываются в качестве собственных акций экономически значимой организации (долей в уставном капитале, принадлежащих экономически значимой организации).
Иностранная холдинговая компания в любой момент в период приостановления осуществления прав вправе обратиться в экономически значимую организацию с требованием о выплате компенсации в размере рыночной стоимости акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации, которые не были распределены между лицами, вступившими в прямое владение соответствующими акциями (долями в уставном капитале). Порядок определения размера и выплаты такой компенсации будет установлен Правительством РФ.
Важно учитывать, что описанные ограничения для осуществления иностранной холдинговой компанией принадлежащих ей корпоративных прав в отношении экономически значимой организации, предусмотренные принятым законом, устанавливаются исключительно на срок, определенный судебным актом, но не более чем по 31 декабря 2024 года включительно.
Предусмотрена необходимость приобретения экономически значимой организацией публичного статуса
Согласно положениям принятого закона, экономически значимая организация, не являющаяся публичным акционерным обществом, подлежит преобразованию в публичное акционерное общество или приобретает публичный статус в порядке, предусмотренном данным законом в случае, если иностранная холдинговая компания, являющаяся ее акционером (участником), является публичной компанией и выполняются следующие условия:
- иностранная холдинговая компания контролирует напрямую или косвенно 100 процентов голосов в уставном капитале экономически значимой организации – общества с ограниченной ответственностью;
- акции экономически значимой организации, принадлежащие иностранной холдинговой компании, предоставляют ей большинство голосов, необходимое для принятия общим собранием акционеров решения о внесении в устав изменений, содержащих указание на то, что акционерное общество является публичным.
Авторы:
- Георгий Коваленко, партнер Б1, руководитель отдела юридических услуг
- Анжелика Бурдейная, директор Б1, отдел юридических услуг
- Софья Няшина, младший юрист Б1, отдел юридических услуг
Показать ссылки
-
[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/176651-8?ysclid=lkc7zwj3yq748805487
-
[2] Понятие «группа лиц» определяется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
-
[3] Понятие «субъект критической информационной инфраструктуры» определяется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
-
[4] Предшествовавшем включению общества в утверждаемый Правительством РФ перечень экономически значимых организаций.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСанкции США в сфере ИТ: новые исключения для компаний с иностранным владением
Осенью 2024 года было дополнено Положение об экспортном администрировании США («EAR») в отношении экспорта программного обеспечения («ПО») российским лицам. С 16 сентября 2024 года в EAR был закреплен запрет на экспорт, реэкспорт или передачу (внутри страны) в Россию и на ее территории ПО, которое относится к некоторым категориям.
29.10.2024
Новые законы и новые возможности в сфере регулирования криптовалюты (цифровая валюта и цифровые права)
Приняты новые законы в сфере регулирования цифровой валюты и цифровых прав, которые расширяют возможности их использования в трансграничных расчетах.
04.10.2024
Указ Президента РФ № 767: ключевые изменения
9 сентября 2024 был опубликован новый Указ Президента № 767 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации». Основные изменения касаются порядка совершения сделок (операций), учета и исполнения обязательств по еврооблигациям и замещающим облигациям, в цепочке владения которыми присутствовали лица из недружественных иностранных государств, а также процедуры получения разрешения на выплату российскими компаниями прибыли лицам из недружественных государств.
16.09.2024
Новые экологические требования: обязательная доля вторсырья в производстве товаров и при оказании услуг
28 августа 2024 года Правительством РФ было принято Распоряжение № 2330-р, которое устанавливает новые требования к производству и оказанию услуг, направленные на повышение доли использования вторичного сырья в экономике.
05.09.2024
Личный фонд: дальнейшее усовершенствование
23-25 июля 2024 Госдумой приняты поправки в отдельные законодательные акты, направленные на упрощение процедуры регистрации личного фонда и предусматривающие дополнительные возможности структурирования владения активами с использованием личного фонда.
10.07.2024