Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Law Messenger

Такси по правилам СПИК: новые требования по локализации

28.03.2025 г.

Поделиться

Ко второму чтению законопроекта № 481272-8 (поправки к Федеральному закону № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси…») подготовлены обновленные поправки, ужесточающие требования к автомобилям, используемым в такси. Изначально инициатива была внесена в Госдуму в январе 2024 года, но позднее направлена на доработку. Официальный текст поправок еще не опубликован, однако основные положения были раскрыты в публикациях РБК и ТАСС. Ниже представлен обзор возможных ключевых изменений и их потенциальных последствий для отрасли.

Законопроект в первом чтении и реакция на него

Рассматриваемый законопроект № 481272-8 был принят в первом чтении в январе 2024 года и предполагал, что регионы смогут устанавливать требования к локализации такси на основе балльной системы за производственные операции, выполненные в России. 

Однако бизнес-сообщество выразило обеспокоенность сжатыми сроками и риском дефицита подходящих автомобилей. По оценкам РСПП, изначальным требованиям (~3200 баллов) соответствовали лишь четыре модели Lada. Союз предупреждал, что это может привести к уходу до 100 тысяч самозанятых водителей с рынка и росту цен на перевозки на ~15%. Представители отрасли указывали, что АвтоВАЗ фактически остается единственным крупным производителем, способным выполнить такие требования. Тем не менее, обновленная редакция поправок, подготовленная при участии Администрации Президента, сохранила срок вступления новых требований (с 1 октября 2025 года), но смягчила их за счет включения механизма СПИК и более низкого стартового порога локализации.

Допуск только локализованных или автомобилей по механизму СПИК

Предполагается, что с 1 октября 2025 года к работе в такси будут допускаться только автомобили с высокой долей российских компонентов (достигшие установленного уровня локализации) либо выпущенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). То есть к перевозке пассажиров допустят лишь транспортные средства, основная часть сборки которых произведена в РФ или попадает под механизм СПИК.

Минимальный уровень локализации: 22% с ростом до 25%

Поправки предусматривают установление начального порога локализации: с октября 2025 года автомобили, используемые в такси, должны иметь уровень локализации не ниже 22%, с последующим повышением до 25%. Этот показатель будет рассчитываться по специальной балльной системе (см. ниже). Порог был снижен по сравнению с первоначальной редакцией, в которой использовалось требование ~3200 баллов локализации - уровню соответствовали только несколько моделей АвтоВАЗа.

Этапы внедрения требований до 2033 года

Вводится переходный период. В реестр такси также будут включаться автомобили, произведенные по СПИК, заключенным в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Автомобили, выпущенные по контрактам, подписанным после этой даты, можно будет поставить на таксомоторный учет только с согласия Правительства РФ. С 2028 года использование импортных (не локализованных) автомобилей будет возможно только по специальному разрешению. С 1 января 2033 года перевозить пассажиров смогут исключительно автомобили, соответствующие установленному уровню локализации.

Сейчас таким условиям по заключению СПИК в этот период, по данным РБК, отвечают два проекта, реализуемых на базе СПИК 2.0: 

  • Завод «Москвич» возобновил производство с локализацией компонентов ДВС и электромобилей.
  • Компания «Моторинвест» (бренд Evolute) выпускает электромобили в Липецкой области.

Потенциальные требования с 2033 года

С 2033 года требования станут еще более жесткими: для использования в такси будут допущены только автомобили, набравшие необходимое количество баллов. Контроль будет осуществляться через специальный реестр такси, в который будут вноситься марка, модель, VIN и год выпуска автомобиля.

Требования по локализации

Уровень локализации автомобилей определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 719, которое присваивает баллы за производственные операции и использование российских компонентов. Каждой операции (сварке, окраске, сборке двигателя и др.) соответствует определенное количество баллов. Суммируя их, рассчитывают общий показатель локализации модели.

Как работает механизм СПИК

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – это инструмент привлечения инвестиций в российскую промышленность, который предполагает обязательства инвестора по локализации производства или внедрению технологий в обмен на господдержку.

  • СПИК 1.0 ориентирован на локализацию производства и предполагает создание / расширение производств с определенной долей российских компонентов, заключается в заявительном порядке.
  • СПИК 2.0 фокусируется на внедрении передовых технологий из утвержденного Правительством перечня, заключается по итогам конкурса.

Оба механизма могут быть инструментом локализации, пока непонятно, ограничивает ли доработанный законопроект выбор типа СПИКа для своих целей. Заключение СПИКа позволит автопроизводителям, реализующим такие проекты, называть свои автомобили локальными, даже если уровень локализации по балльной системе на момент заключения СПИК 2.0 ниже требуемого. Для этого в СПИК должны быть включены отдельные операции, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 719, что позволит производителю сразу обратиться за статусом «сделано в России» с поэтапным повышением уровня локализации согласно условиям заключенного СПИКа.

Открытые вопросы

Открытым остается вопрос, можно ли будет распространить требование о заключении СПИКа после 1 марта 2022 года в отношении возобновления замороженных проектов, например, путем подписания дополнительного соглашения в установленный период к уже заключенному СПИКу. Также пока неясно, какой формат СПИКа подходит для потенциальных новых правил – СПИК 1.0 или СПИК 2.0. Ведь сейчас Постановление Правительства РФ № 719 не делает различия между двумя моделями СПИК для целей получения статуса «сделано в Россси» и компенсации утилизационного сбора.

Как может помочь команда Б1

Команда Б1 обладает глубокой экспертизой в области сопровождения проектов по локализации и заключению СПИК:

  • Более 10 успешно реализованных контрактов (включая проекты по СПИК 1.0 и СПИК 2.0);
  • Значительный опыт в автомобильной отрасли.

Если ваша компания рассматривает возможность локализации производства или планирует соответствовать новым требованиям законодательства (в том числе по такси), мы готовы предложить комплексную поддержку.

Наши услуги включают:

  • Консультации по выбору оптимального формата СПИК
  • Сопровождение переговоров с Минпромторгом и профильными ведомствами
  • Подготовка финансовой модели и бизнес-плана
  • Юридическое сопровождение
  • Поддержка при выполнении обязательств.

Свяжитесь с нами – мы поможем адаптироваться к новым регуляторным условиям и обеспечить развитие вашего бизнеса на российском рынке.

Авторы

Наталья Аристова

Наталья Аристова

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства

Связаться

Ярослав Соларев

Ярослав Соларев

Менеджер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Посмотреть все