
Law Messenger
Такси по правилам СПИК: новые требования по локализации
28.03.2025 г.
Ко второму чтению законопроекта № 481272-8 (поправки к Федеральному закону № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси…») подготовлены обновленные поправки, ужесточающие требования к автомобилям, используемым в такси. Изначально инициатива была внесена в Госдуму в январе 2024 года, но позднее направлена на доработку. Официальный текст поправок еще не опубликован, однако основные положения были раскрыты в публикациях РБК и ТАСС. Ниже представлен обзор возможных ключевых изменений и их потенциальных последствий для отрасли.
Законопроект в первом чтении и реакция на него
Рассматриваемый законопроект № 481272-8 был принят в первом чтении в январе 2024 года и предполагал, что регионы смогут устанавливать требования к локализации такси на основе балльной системы за производственные операции, выполненные в России.
Однако бизнес-сообщество выразило обеспокоенность сжатыми сроками и риском дефицита подходящих автомобилей. По оценкам РСПП, изначальным требованиям (~3200 баллов) соответствовали лишь четыре модели Lada. Союз предупреждал, что это может привести к уходу до 100 тысяч самозанятых водителей с рынка и росту цен на перевозки на ~15%. Представители отрасли указывали, что АвтоВАЗ фактически остается единственным крупным производителем, способным выполнить такие требования. Тем не менее, обновленная редакция поправок, подготовленная при участии Администрации Президента, сохранила срок вступления новых требований (с 1 октября 2025 года), но смягчила их за счет включения механизма СПИК и более низкого стартового порога локализации.
Допуск только локализованных или автомобилей по механизму СПИК
Предполагается, что с 1 октября 2025 года к работе в такси будут допускаться только автомобили с высокой долей российских компонентов (достигшие установленного уровня локализации) либо выпущенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). То есть к перевозке пассажиров допустят лишь транспортные средства, основная часть сборки которых произведена в РФ или попадает под механизм СПИК.
Минимальный уровень локализации: 22% с ростом до 25%
Поправки предусматривают установление начального порога локализации: с октября 2025 года автомобили, используемые в такси, должны иметь уровень локализации не ниже 22%, с последующим повышением до 25%. Этот показатель будет рассчитываться по специальной балльной системе (см. ниже). Порог был снижен по сравнению с первоначальной редакцией, в которой использовалось требование ~3200 баллов локализации - уровню соответствовали только несколько моделей АвтоВАЗа.
Этапы внедрения требований до 2033 года
Вводится переходный период. В реестр такси также будут включаться автомобили, произведенные по СПИК, заключенным в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Автомобили, выпущенные по контрактам, подписанным после этой даты, можно будет поставить на таксомоторный учет только с согласия Правительства РФ. С 2028 года использование импортных (не локализованных) автомобилей будет возможно только по специальному разрешению. С 1 января 2033 года перевозить пассажиров смогут исключительно автомобили, соответствующие установленному уровню локализации.
Сейчас таким условиям по заключению СПИК в этот период, по данным РБК, отвечают два проекта, реализуемых на базе СПИК 2.0:
- Завод «Москвич» возобновил производство с локализацией компонентов ДВС и электромобилей.
- Компания «Моторинвест» (бренд Evolute) выпускает электромобили в Липецкой области.
Потенциальные требования с 2033 года
С 2033 года требования станут еще более жесткими: для использования в такси будут допущены только автомобили, набравшие необходимое количество баллов. Контроль будет осуществляться через специальный реестр такси, в который будут вноситься марка, модель, VIN и год выпуска автомобиля.
Требования по локализации
Уровень локализации автомобилей определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 719, которое присваивает баллы за производственные операции и использование российских компонентов. Каждой операции (сварке, окраске, сборке двигателя и др.) соответствует определенное количество баллов. Суммируя их, рассчитывают общий показатель локализации модели.
Как работает механизм СПИК
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – это инструмент привлечения инвестиций в российскую промышленность, который предполагает обязательства инвестора по локализации производства или внедрению технологий в обмен на господдержку.
- СПИК 1.0 ориентирован на локализацию производства и предполагает создание / расширение производств с определенной долей российских компонентов, заключается в заявительном порядке.
- СПИК 2.0 фокусируется на внедрении передовых технологий из утвержденного Правительством перечня, заключается по итогам конкурса.
Оба механизма могут быть инструментом локализации, пока непонятно, ограничивает ли доработанный законопроект выбор типа СПИКа для своих целей. Заключение СПИКа позволит автопроизводителям, реализующим такие проекты, называть свои автомобили локальными, даже если уровень локализации по балльной системе на момент заключения СПИК 2.0 ниже требуемого. Для этого в СПИК должны быть включены отдельные операции, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 719, что позволит производителю сразу обратиться за статусом «сделано в России» с поэтапным повышением уровня локализации согласно условиям заключенного СПИКа.
Открытые вопросы
Открытым остается вопрос, можно ли будет распространить требование о заключении СПИКа после 1 марта 2022 года в отношении возобновления замороженных проектов, например, путем подписания дополнительного соглашения в установленный период к уже заключенному СПИКу. Также пока неясно, какой формат СПИКа подходит для потенциальных новых правил – СПИК 1.0 или СПИК 2.0. Ведь сейчас Постановление Правительства РФ № 719 не делает различия между двумя моделями СПИК для целей получения статуса «сделано в Россси» и компенсации утилизационного сбора.
Как может помочь команда Б1
Команда Б1 обладает глубокой экспертизой в области сопровождения проектов по локализации и заключению СПИК:
- Более 10 успешно реализованных контрактов (включая проекты по СПИК 1.0 и СПИК 2.0);
- Значительный опыт в автомобильной отрасли.
Если ваша компания рассматривает возможность локализации производства или планирует соответствовать новым требованиям законодательства (в том числе по такси), мы готовы предложить комплексную поддержку.
Наши услуги включают:
- Консультации по выбору оптимального формата СПИК
- Сопровождение переговоров с Минпромторгом и профильными ведомствами
- Подготовка финансовой модели и бизнес-плана
- Юридическое сопровождение
- Поддержка при выполнении обязательств.
Свяжитесь с нами – мы поможем адаптироваться к новым регуляторным условиям и обеспечить развитие вашего бизнеса на российском рынке.
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
.jpg)
Ярослав Соларев
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Посмотреть все.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025

Новые правила обратного выкупа долей (акций) российских хозяйственных обществ иностранными недружественными инвесторами
Комитет Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям направил в Правительство на одобрение поправки в закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые существенно изменяют условия обратного выкупа акций (долей) российских компаний, проданных иностранными инвесторами в период с 24 февраля 2022 года по 1 марта 2025 года.
23.05.2025
.jpg)
Новые правила перевода земель с/х назначения в земли иных категорий
1 апреля 2025 подписан закон № 52-ФЗ, которым вносятся изменения в ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ЗК РФ и ГрК РФ. Поправками усложняется процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, сокращается число возможных оснований для перевода и изъятия сельхозугодий для государственных и муниципальных нужд, вводятся иные ограничения, предотвращающие уменьшение площади с/х земель в стране.
12.05.2025
.jpg)
Действительная стоимость доли в ООО: изменения в регулировании
По общему правилу ООО не вправе приобретать доли в своем уставном капитале. Однако Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает ряд исключений: выход или исключение участника из общества в судебном порядке, нарушение порядка оплаты доли при учреждении общества, нарушение правил отчуждения доли, реализация преимущественного права покупки доли, выкуп доли по требованию участника, обращение взыскания на долю кредитором участника. В этих случаях ООО вправе либо даже обязано приобрести долю в уставном капитале и обязано выплатить участнику «действительную стоимость» доли.
30.04.2025