Law Messenger
Декабрьские санкции США: фокус на ограничениях для иностранных финансовых организаций, работающих с российскими компаниями
06.02.2024 г.
В январе и феврале 2024 года в СМИ возросло количество упоминаний новых случаев ограничений при проведении расчетов российских лиц с иностранными банками и связанных проблем. Одной из причин таких ограничений стали декабрьские санкции США. 22 декабря 2023 года Президент США подписал Исполнительный указ № 14114[1], который в том числе расширяет критерии применения ограничительных мер в рамках санкционного режима, введенного в отношении России Исполнительным указом № 14024 от 2021 года.
Дополнительные ограничения новой ст. 11 указа № 14024 в ред. указа № 14114 касаются иностранных финансовых организаций, которые рискуют попасть под вторичные санкции при проведении или содействии в проведении существенных сделок
-
с попавшими под санкции лицами или в интересах лиц, осуществляющих деятельность в технологическом, оборонном, строительном, аэрокосмическом и промышленном секторах российской экономики (перечень таких секторов может быть расширен) (ст. 11 (a) (i)), а также
-
с лицами, связанными с оказанием услуг, прямо или через посредников, поставкой определенных товаров[2] лицам, связанным с оборонно-промышленным комплексом России (ст. 11 (a) (ii)).
Под иностранной финансовой организацией («ИФО») понимается любое иностранное юридическое лицо, занимающееся приемом депозитов, выдачей, предоставлением займов или кредитов, покупкой или продажей иностранной валюты, ценных бумаг, фьючерсов или опционов, а также привлечением покупателей и продавцов в качестве принципала или агента. Таким образом, к иностранным финансовым организациям могут быть отнесены не только непосредственно кредитные организации, а также операторы платежных систем, трастовые компании, брокеры, биржи и иные организации, предоставляющие финансовые услуги.
В качестве ограничительных мер глава Министерства финансов США по согласованию с госсекретарем и в некоторых случаях также с министром торговли может наложить запрет на открытие и поддержание таким ИФО корреспондентских и транзитных счетов или ввести блокирующие санкции в отношении таких ИФО, включая заморозку имущества организации на территории США.
Несмотря на то, что иностранные банки уже несли риски применения вторичных санкций в рамках CAATSA[3], ограничения, предусмотренные Указом № 14114, в первую очередь увеличивают риски для банков и иных ИФО «дружественных» стран. Это связано с тем, что новые ограничения создают возможность применения ограничительных мер даже в ситуациях, где соответствующие сделки совершены в любой отличной от доллара США валюте[4].
Обращаем внимание, что условия применения вторичных санкций к ИФО в рамках новых положений в части сделок с определенными товарами (ст. 11 (a) (ii)) не требуют наличия санкционного статуса у стороны ИФО по такой сделке. С учетом этого необходимо отслеживать изменения в перечне таких определенных товаров.
Разъяснения OFAC[5] к Указу содержат примерный перечень критериев для определения «существенности» сделки, к которым в том числе относится частота совершения сделок, их характер, а также степень осведомленности руководства о характере сделок, что позволяет широко квалифицировать конкретные сделки и их значительность в целях наложения санкций.
Исходя из рекомендаций, предоставленных OFAC[6], для того, чтобы снизить риск попадания под вторичные санкции, ИФО будут вынуждены применять повышенные меры должной осмотрительности в отношении своей клиентской базы, а именно: проводить анализ клиентов с целью выявления их связей с определенными секторами российской экономики, предупреждения клиентов о невозможности использования ими своих счетов для осуществления прямых или косвенных поставок определенных товаров лицам, связанным с оборонно-промышленным комплексом России, ввести повышенный финансовый контроль за совершаемыми клиентами сделками с определенными товарами.
Показать ссылки
-
[3] Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»)
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеРазбираем 12-й пакет санкций ЕС: фокус на IT
18 декабря 2023 года Совет Европейского союза принял 12-й пакет санкций, который существенно повлияет на выстроенные в российских компаниях IT-процессы. ЕС ввел ограничения на передачу учрежденным в России организациям ПО для управления предприятиями, промышленного дизайна и производства.
25.01.2024
Обзор ключевых мер Российской Федерации в ответ на санкции
В документе представлен список ключевых мер Российской Федерации в ответ на санкции по состоянию на 15 сентября 2023 года.
18.09.2023
Смягчение условий выплаты дивидендов «недружественным» инвесторам
9 августа на заседании Правительственной комиссии был озвучен новый подход Минфина и Банка России к выдаче разрешений на осуществление резидентами выплаты дивидендов (прибыли) «недружественным» акционерам (участникам).
01.09.2023
Новые специальные экономические меры в отношении блокируемых лиц
4 августа Президентом подписан Закон № 422-ФЗ, предусматривающий новые специальные экономические меры, расширение перечня лиц, к которым такие меры могут быть применены, а также круг лиц, ответственных за реализацию данных мер. Изменения вступят в силу с 1 февраля 2024 года.
14.08.2023
Новые санкции иностранных государств в отношении РФ
19 мая 2023 года США, Великобритания, Австралия и Канада ввели новые ограничительные меры в отношении России. Указанные страны расширили санкционные списки, включив в них преимущественно лиц, связанных с технологическим, оборонным и энергетическим секторами экономики.
25.05.2023
Новые санкции США, ЕС и Великобритании
12 апреля 2023 года OFAC расширил список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции США. Великобритания и ЕС также расширили свои санкционные списки. В публикации перечислены ключевые изменения.
24.04.2023