
Новые специальные экономические меры в отношении блокируемых лиц
14.08.2023 г.
4 августа Президентом подписан Закон № 422-ФЗ, предусматривающий (1) новые специальные экономические меры, (2) расширение перечня лиц, к которым такие меры могут быть применены, а также (3) круг лиц, ответственных за реализацию данных мер. Изменения вступят в силу с 1 февраля 2024 года.
С этой даты как действующие сегодня, так и новые специальные экономические меры могут быть применены в отношении «блокируемых лиц».
Кто может быть признан блокируемым лицом?
Блокируемыми лицами могут быть:
- иностранные государства, организации, граждане или лица без гражданства;
- юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, гражданам, или лицам без гражданства.
Подконтрольным юридическим лицом будет считаться юридическое лицо, в котором указанные выше лица вправе прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления.
При этом какие-либо иные основания для отнесения к блокируемым лицам (например, место регистрации, ведение или прекращение деятельности в РФ) Законом № 422-ФЗ не предусмотрены.
Какие новые меры могут быть применены?
Новые специальные экономические меры включают:
- запрет/ограничение совершения финансовых операций в отношении блокируемых лиц;
- замораживание денежных средств/иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, блокирование финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу блокируемых лиц.
Под замораживанием денежных средств/иного имущества понимается запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, принадлежащими блокируемому лицу, а также финансовые операции, совершаемые в интересах или в пользу блокируемого лица.
Какие права сохраняет блокируемое лицо?
Блокируемое лицо вправе:
- получать денежные средства и проценты на сумму вклада на свои счета, открытые в российских кредитных организациях;
- получать денежные средства, переводимые в целях увеличения остатка электронных денежных средств блокируемого лица;
- получать и расходовать пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты, гарантированные государством в соответствии с законодательством России;
- осуществлять уплату налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы России;
- получать заработную плату и расходовать ее в размере, не превышающем 10 тысяч рублей в календарный месяц из расчета на каждого члена его семьи;
- оплачивать медицинские услуги, оказываемые блокируемому лицу или членам его семьи на территории России, в размере, не превышающем 10 тысяч рублей в календарный месяц из расчета на каждого члена его семьи;
- выплачивать заработную плату в размере, не превышающем величину прожиточного минимума, и выходные пособия работникам в размере, не превышающем минимального размера соответствующих выплат;
- осуществлять выплаты, направленные на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
Кто принимает решение о применении и отмене новых специальных экономических мер?
Решение о применении в отношении конкретных лиц новых мер, а также сроке их действия принимается Президентом на основе предложений Совета Безопасности, отмена указанных мер также возможна путем принятия решения Президентом.
Какие-либо конкретные условия как введения, так и отмены новых специальных экономических мер не установлены.
Кто назначен ответственным за реализацию новых специальных экономических мер?
Ответственными за реализацию новых мер Закон № 422-ФЗ назначил организации, осуществляющие операции с денежными средствами/иным имуществом («Уполномоченные организации»). К таким организациям относятся компании, осуществляющие деятельность в 19 отраслях бизнеса, среди которых можно выделить:
- кредитные и страховые организации;
- лизинговые компании;
- операторы финансовых и инвестиционных платформ;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- негосударственные пенсионные фонды.
Уполномоченные организации обязаны представлять информацию о реализации специальных экономических мер в Банк России / федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством.
В свою очередь, Банк России и указанные органы исполнительной власти обязаны ежеквартально представлять сводную агрегированную информацию о реализуемых мерах в Министерство финансов.
Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение специальных экономических мер?
Законом № 422-ФЗ устанавливается ответственность для Уполномоченных организаций за неисполнение новых мер.
Так, например, Банком России может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации, а у профессионального участника рынка ценных бумаг аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Авторы:
- Георгий Коваленко, партнер, руководитель отдела юридических услуг
- Василий Маковкин, директор, отдел юридических услуг
- Мария Пинаева, младший менеджер, отдел юридических услуг
- Анна Верещагина, консультант, отдел юридических услуг
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025

Обзор последних изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве
В конце декабря 2024 года в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, а также нормативные правовые акты, устанавливающие временные меры регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, были внесены многочисленные изменения.
24.02.2025

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
21.02.2025

Новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость: ключевые изменения начала 2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в градостроительное законодательство и законодательство о регистрации недвижимости, которыми вводятся новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость.
19.02.2025

Поправки в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью
С 1 марта 2025 года вступают в силу поправки в Закон об акционерных общества и в Закон об обществах с ограниченной ответственностью.
19.02.2025
.jpg)
Новый проект закона о принудительных лицензиях: расширение полномочий и оснований их выдачи
15 января 2025 г. в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект пока на вынесен на рассмотрение.
13.02.2025