Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Law Messenger

Обзор санкций США в отношении Беларуси

18.11.2024 г.

Поделиться

2024 год отметился расширением ограничений в отношении Беларуси и новыми включениями белорусских лиц в санкционные списки. Предлагаем разобраться в санкционном режиме в отношении Беларуси – начнем с санкционного режима США.

Исторический контекст введения санкций в отношении Беларуси

  • Санкции США против Беларуси были введены в 2006 году после президентских выборов, которые вызвали критику за несоответствие, по мнению США, международным стандартам. Введенные меры включали запрет на поездки и замораживание активов ключевых государственных деятелей, а также ряда государственных организаций.
  • В 2008 году, после дипломатического конфликта с высылкой американских дипломатов, санкции были ужесточены, усиливая давление на белорусское руководство. В 2015 году ограничения частично смягчили, позволив деятельность отдельных государственных компаний, но большинство введенных США санкций оставались в силе.
  • Ситуация изменилась после белорусских выборов 2020 года, когда США ввели дополнительные меры в отношении лиц и организаций, которые, по мнению США, повлекли политическую нестабильность в стране. Эти санкции включали визовые ограничения и замораживание активов.
  • В 2021 году, после принудительной посадки рейса Ryanair, США усилили санкции, добавив в список новые физические и юридические лица, а также ввели отдельные ограничения на операции с белорусским суверенным долгом. Одновременно были введены меры против тех, кто, как полагалось, был причастен к изменению миграционных потоков в ЕС.
  • В 2022 году, в ответ на сотрудничество Беларуси с Россией в условиях сложившейся геополитической ситуации, США ужесточили экспортный контроль, запретив поставки чувствительных технологий для белорусских оборонных и промышленных секторов. Также был наложен запрет на экспорт предметов роскоши для белорусских и российских предпринимателей.
  • В 2023 и 2024 годах США продолжили расширять санкции, добавив в список новые физические и юридические лица, связанные с событиями 2020 года и поддерживающие экономическую и внешнеполитическую линию страны. Эти меры усилили экономическое давление на Беларусь. 

Действующие на текущий момент ограничения США в отношении Беларуси см. далее.

Общие положения о правовом регулировании режима санкций США в отношении Беларуси

Санкционная политика США в отношении Беларуси реализуется через ряд исполнительных указов и нормативных актов. Основные документы, регулирующие эти меры, включают в себя исполнительные указы Президента США, законы Конгресса США и соответствующие нормативные положения, разработанные Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC). Данные правовые акты призваны блокировать активы и ограничивать деятельность лиц и организаций, поддерживающих государственный режим в Беларуси.

 

Исполнительный указ № 13405 от 20 июня 2006 года[1] (Указ № 13405) был первым масштабным шагом США по введению санкций против Беларуси. Его целью было пресечь действия лиц, которые, по мнению американского регулятора, несут угрозу демократическим институтам Беларуси. Данный указ блокирует имущество, расположенное в США и принадлежащее высокопоставленным чиновникам и компаниям, связанным с правительством Беларуси.

 

Исполнительный указ № 14038 от 9 августа 2021 года[2] (Указ № 14038) был издан в ответ на ухудшающуюся, по мнению OFAC, политическую и экономическую ситуацию в Беларуси после выборов 2020 года. Указ № 14038 вводит санкции в отношении отдельных лиц и организаций, причастных, по мнению OFAC, к ухудшению внутреннего климата в Беларуси. В результате чего имущество таких субъектов становится заблокированным в США, а американским гражданам запрещены любые финансовые операции с ними. Этот документ значительно расширяет круг лиц и компаний, на которые распространяются санкции, затрагивая более широкий спектр участников белорусской экономики и политической системы.

 

Директива № 1 от 2 декабря 2021 г.[3]была выпущена в соответствии с Указом № 14038. Она запрещает любые транзакции, предоставление финансирования и другие операции с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 90 дней, выданными Министерством финансов Республики Беларусь или Банком развития Республики Беларусь начиная с 2 декабря 2021 г. 

 

Свод федеральных правил, 31 CFR Часть 548 «Положения о санкциях в отношении Беларуси»[4]регламентирует применение санкций в соответствии с исполнительными указами и законами, регулирующими санкционную политику США в отношении Беларуси. В рамках положений 31 CFR Часть 548 определены механизмы блокирования активов и финансовых средств лиц и организаций, внесенных в санкционные списки, а также запреты на ведение бизнеса и финансовых операций с ними. Эти правила охватывают процедуры замораживания активов, запрет на открытие счетов, заключение сделок и предоставление финансовых услуг субъектам, попавшим под санкции. Основная цель указанных мер, по мнению OFAC, – ограничить доступ Беларуси к международным финансовым ресурсам и способствовать стабилизации политической обстановки в Беларуси.

Персональные санкции

Санкции, влекущие наиболее тяжелые последствия для заблокированных лиц, обычно называют персональными (блокирующими), поскольку в отличие от секторальных санкций (частичные ограничения), блокирующие санкции подразумевают запрет на любую деятельность с активами и ресурсами заблокированных лиц.

 

В санкционном режиме США действует так называемый «Критерий 50%», который означает, что блокирующие санкции распространяются не только на непосредственно указанных в списках лиц и организации, но и на компании, которые на 50% или более принадлежат таким лицам. Это правило применяется независимо от того, указана ли компания в санкционном списке напрямую. Если лицо или группа лиц, находящиеся под санкциями, владеют совокупно 50% или более долей в компании, то эта компания автоматически подпадает под действие санкций.

 

США включили белорусских лиц в санкционный список США (SDN-List) в соответствии с двумя основными президентскими указами:

  1. Указ № 13405 стал основой для введения санкций против лиц и организаций, по мнению OFAC, связанных с подрывом политической ситуации в Беларуси. Первоначально под санкции попали 16 физических лиц, включая А. Г. Лукашенко, и девять государственных организаций. Впоследствии список лиц, попавших под санкции, расширялся.
  2. Указ № 14038 был введен в ответ на действия, связанные с событиями после выборов 2020 года, в том числе в связи с избирательной процедурой и инцидентом с рейсом Ryanair. В результате под санкции попали многие новые лица и организации, включая государственные компании.

 

В санкционный список США попали крупные политические деятели, официальные лица, представители бизнеса и элиты страны, а также отдельные организации (в том числе банки, компании сферы радиоэлектроники, ВПК, производства табачных изделий, логистики, автопроизводства, авиационные заводы, судостроительные и научно-исследовательские институты, представители сферы розничной торговли, калийной и нефтехимической промышленности, энергетической и транспортной отраслей, спорта). Так, согласно данным OFAC[5], на текущий момент санкционный список США в отношении Беларуси (в рамках различных санкционных программ[6]) включает 145 физических лиц и 117 организаций, в том числе:

  • ОАО «Банк Дабрабыт»
  • ОАО «Банк БелВЭБ»
  • ЗАО «Банк ВТБ» (Беларусь)
  • ЗАО «ТК Банк»
  • ОАО «Белинвестбанк»
  • ОАО «Сбер Банк» (Беларусь)
  • УП «Нефтебитумный завод»
  • ОАО «Лакокраска»
  • УП «Белорусский нефтяной торговый дом»
  • ОАО «Гродно Азот»
  • ГП «УК холдинга «БЦК»
  • ООО «БелКазТранс»
  • Концерн «Белнефтехим»
  • ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
  • ОАО «СветлогорскХимволокно»
  • ООО «АлЮрТех»
  • Концерн «БЕЛЛЕСБУМПРОМ»
  • ОДО «БЕЛНЕФТЕГАЗ»
  • ОАО «НАФТАН»
  • ООО «Авиакомпания БЕЛКАНТО»
  • ООО «Агророзквит»
  • ОАО «Авиакомпания «Белавиа»
  • ООО «Авиакомпания Рада»
  • ОАО «Беларуськалий»
  • ОАО «Агат – электромеханический завод»
  • СЗАО «ЭНЕРГО-ОИЛ»
  • ЗАО «БЕЛБИЗНЕСЛИЗИНГ»
  • ОАО «Техника связи»
  • ОАО «Завод «Легмаш»
  • ОАО «НИИЭВМ»
  • ОАО «558 авиационный ремонтный завод»
  • ООО «КБ Беспилотные Вертолеты»
  • ОАО «Минский завод колесных тягачей»
  • ООО «Эмирейтс Блю Скай»
  • ОАО «Белорусский автомобильный завод»
  • ООО «Точная механика»
  • ОАО «Минский автомобильный завод»
  • ООО «Рухсервомотор»
  • МСОО «СК «ШОК»
  • ООО «Интер Тобакко»
  • DANA HOLDINGS LIMITED (Кипр)
  • BEL-KAP-STEEL LLC (США)
  • УВД Гомельского Облисполкома
  • ЦИК РБ
  • Внутренние войска МВД РБ
  • Спецподразделение КГБ «Альфа»
  • КГБ РБ
  • ГУБОПиК МВД РБ

 

Применение режима санкций к заблокированным лицам на основании вышеперечисленных нормативных актов включает следующие последствия:

  1. Замораживание / блокировка активов лиц, попавших под санкции, как в США, так и за рубежом. Это означает, что все активы, находящиеся под юрисдикцией США, которые прямо или косвенно принадлежат, контролируются или связаны с подсанкционными лицами или организациями, подлежат замораживанию. Любые попытки передачи, вывода, продажи или использования этих активов запрещены.
  2. Запрет на финансовые операции (запрет любых финансовых или коммерческих операций с лицами, попавшими под санкции, в том числе запрет на открытие и ведение банковских счетов, на перевод средств и кредитование).

Торговые ограничения

В апреле 2022 года Президентом США был подписан «Закон о приостановлении нормальных торговых отношений с Россией и Беларусью»[7], который направлен на ужесточение экономических санкций. С 9 апреля 2022 года стал невозможным импорт товаров из этих стран по тарифным ставкам режима наибольшего благоприятствования, которые США обычно применяют ко всем странам-членам ВТО. Вместо этого товары из России и Беларуси облагаются более высокими пошлинами, что в среднем составляет около 32,3% по сравнению с обычной ставкой в 3,3%. Беларусь, не являющаяся членом ВТО, ранее получала этот режим временно.

 

Запрещен экспорт оборонных технологий и военного оборудования[8], включая продукцию, которая может быть использована для укрепления военных возможностей Беларуси.

 

Ограничен экспорт товаров и технологий двойного назначения[9][10], которые могут иметь как гражданское, так и военное применение. Эти ограничения направлены на предотвращение использования таких товаров для поддержания военной деятельности.

 

Ограничен экспорт в отношении определенных видов товаров[11][12] (электротехнические товары и инструменты, электроприборы, бумажные изделия, краски, ткани, оборудование для пищевой промышленности, ортопедическое, офтальмологическое и стоматологическое оборудование, сельхозтехника и проч.).

 

С 2022 года введены ограничения на экспорт предметов роскоши[13][14] (в частности, ювелирные изделия, антиквариат, автомобили, бытовая техника). Для поставки таких товаров и технологий необходимы специальные разрешения см. далее.

Лицензии

Генеральные лицензии представляют собой временное разрешение на выполнение определенных действий или операций, которые в настоящих условиях были бы запрещены из-за санкций. Как правило, генеральные лицензии выпускаются OFAC в момент введения санкций с целью разрешить завершение существующих контрактов или транзакций с включенными в санкционный список лицами для предотвращения экономического ущерба или в целях обеспечения безопасности (как в случае с гражданской авиацией). По аналогии с генеральными лицензиями в рамках санкционного режима РФ такие лицензии, как правило, предоставляются выборочно одновременно с введением санкций в отношении отдельных лиц. Такие лицензии позволяют в течение ограниченного периода совершить определенные действия и сделки в связи с завершением участия в подсанкционном юридическом лице или сделках с ним. Например, в рамках белорусского санкционного режима выпускались следующие Генеральные лицензии:

  1. Генеральная лицензия № 2[15] была выдана 29 октября 2015 года (последняя ее итерация с № 2Н была выдана 19 апреля 2021 года) на завершение операций с определенными заблокированными субъектами (например, ОАО «Гродно Азот», ОАО «Лакокраска», Belneftekhim USA, Inc.);
  2. Генеральная лицензия № 8[16] была выдана 9 августа 2023 года на завершение транзакций с участием ОАО «БМЗ – УК холдинга «БМК» и подконтрольных ему лиц;
  3. Генеральная лицензия № 9[17] была выдана также 9 августа 2023 года и разрешала операции, связанные с обеспечением безопасности гражданской авиации или завершением сделок с участием ОАО «Белавиа» и подконтрольных ему лиц;
  4. Генеральная лицензия № 10[18] была выдана 5 декабря 2023 года на завершение операций с ООО «Табак Инвест» и подконтрольными ему лицами;
  5. Генеральная лицензия № 101[19] была выдана 9 августа 2024 года на завершение операций, связанных с безопасностью гражданской авиации, и транзакций с ООО «Авиакомпания БЕЛКАНТО», ООО «Авиакомпания Рада», УП «РубиСтар» и подконтрольными им лицами.

 

Специальные (индивидуальные) лицензии. Некоторые операции или транзакции могут быть разрешены в исключительных случаях на основании специальных/индивидуальных лицензий, выданных OFAC организациям или гражданам США (например, для вывода активов из подсанкционного банка в другой).

 

Экспортные лицензии выдаются Министерством торговли США через его Бюро промышленности и безопасности (BIS), которое отвечает за надзор за экспортом товаров, технологий и программного обеспечения, подпадающих под экспортное регулирование (Export Administration Regulations, EAR)[20][21]. Такие разрешения могут быть запрошены в частности на экспорт товаров и технологий двойного назначения, оборудования и технологии для промышленности.

В данном обзоре представлена общая краткая информация о санкциях США по состоянию на 1 ноября 2024 года. Данный обзор не является юридической консультацией или юридическим заключением.

Отдел по оказанию юридических услуг Б1

Команда Б1 всегда готова оказать содействие по вопросам санкционных ограничений и управления потенциальными рисками.

Подробнее

Показать ссылки

Авторы

Наталья Аристова

Наталья Аристова

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства

Связаться

Юлия Цыкало

Юлия Цыкало

Старший менеджер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Специализируется на правовой поддержке проектов в сфере ТМТ

Связаться

Дмитрий Зикрацкий

Дмитрий Зикрацкий

Менеджер B1 Belarus

Руководитель юридической практики B1 Belarus

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все