Требования новой эры: с какими вызовами столкнется топ-менеджмент из-за развития ИИ
Все большее проникновение ИИ в корпоративный сегмент уже вносит коррективы в модели взаимодействия с данными, развитие IT-отрасли в целом, бизнес-процессы компаний и рынок труда. На горизонте двух-трех лет можно ожидать появления ИИ-сотрудников. И речь идет не об умных ботах, виртуальных ассистентах и прочих программах-«помощниках», а именно о полноценных участниках рабочего процесса с выделенным функционалом, перечнем полномочий и определенным уровнем ответственности. С какими еще вызовами в ближайшие годы столкнутся руководители крупных компаний из-за бурного развития ИИ, рассказывает Антон Дьяков, партнер практики технологического консалтинга Группы компаний Б1.
Сотрудники по подписке
Важное отличие ИИ от обычных специалистов — это потребности в IT-ресурсах, которые, в свою очередь, потребуют пересмотра подхода к IT-инфраструктуре в целом и к вопросам информационной безопасности в частности.
Создание, развитие и поддержка ИИ-персонала на текущий момент требует существенных инвестиций, мощной IT-инфраструктуры и привлечения высококвалифицированных специалистов, которых не хватает для такой быстрорастущей потребности. Поэтому, вероятнее всего, дальнейшее развитие рынка будет идти по пути аутсорсинга и появления специализированных провайдеров услуг такого рода на базе технологических гигантов, своего рода «найма ИИ-персонала».
При этом провайдеры ИИ-сотрудников будут выстраивать процесс развития моделей в несколько этапов, чтобы обеспечить вариативность действий и определенную креативность решений ИИ. Например, для юристов или бухгалтеров сначала будет обучение по законодательной базе России, судебной практике по экономическим делам и отраслевым стандартам, а далее — свод знаний по учетной политике, базе договоров и внутренних регламентов конкретного предприятия-заказчика с глубоким погружением в специфику его бизнеса.
На выходе можно будет получить готового ИИ-бухгалтера, ориентированного на работу на территории России в вертикально интегрированной организации в отрасли добывающей промышленности. Он понимает, как действовать в той или иной ситуации, как реагировать на определенные события, умеет работать с 1С, SAP, «Галактикой», «Диадоком» и прочим ПО, а если отправить ему фотографию документа по электронной почте или в мессенджер, то он распознает информацию, занесет в систему, сформирует документы и при необходимости запустит последующие процессы.
Постепенно появится каталог ИИ-профессий с разными уровнями знаний (Junior, Middle, Senior, Manager), привязкой к отраслям, размерам бизнеса или иной специфике задач. А IT-гиганты-провайдеры будут предоставлять корпоративным заказчикам из секторов нефтегаза, банков или ретейла ИИ-сотрудников по подписке, обеспечивая их развитие, поддержку и вычислительные мощности.
При этом классические бизнес-приложения потребуют изменений или даже замены на новый класс программного обеспечения, поскольку для ИИ-персонала не нужен интерфейс взаимодействия с приложением.
Закрыть нельзя открыть
Вопросы информационной безопасности также будут в центре внимания в контексте ИИ-персонала. Ознакомление с кадровой политикой, проведение обучающих мастер-классов, личная коммуникация и другие привычные методы взаимодействия с персоналом неприменимы к ИИ-сотруднику. В то же время его можно взломать чисто технически, при этом сами технологии ИИ будут неизбежно развиваться и использоваться, в том числе со злым умыслом, и бизнес должен быть к этому готов.
Еще один риск в части ИБ касается усиления тренда к распространению и использованию моделей безопасности с нулевым доверием. Сотрудники довольно часто используют в работе много стороннего ПО: личные облачные хранилища, таблицы и документы, разнообразные мессенджеры, соцсети, сервисы видеосвязи и обмена данными. Появление недорогих и доступных платформ для функционирования искусственных сотрудников вызовет новый скачок потребления подобных сервисов.
Перед корпоративным сегментом еще более остро встанет вопрос, как обезопасить данные компании. С одной стороны, можно вводить ограничительные меры и бороться с нарушителями корпоративных стандартов безопасности. С другой — после блокировки доступов с рабочих ПК люди продолжат общаться, обмениваться данными и хранить информацию в облаках через личные мобильные устройства, что будет гораздо сложнее ограничить.
Нужно решать, какой уровень доступа предоставить ИИ-персоналу к внутренним системам и базам данных компании, а также документам, которые будут храниться на внешних ресурсах и т.п.
C-level должен либо априори понимать, что путь блокировок означает постоянный рост затрат на ИБ, либо подойти к вопросу по-другому и понять, как с этим работать.
Модернизация учетных политик
Другое направление изменений, связанное с наймом ИИ-персонала, — это возможный пересмотр политик по бухгалтерскому и управленческому учету. Сейчас мы относим к категории IT-расходов затраты на аппаратное и программное обеспечение, покупку лицензий, техподдержку и т.д. Но с появлением полноценного ИИ-сотрудника эти расходы могут быть отнесены не только к IT, но и к расходам на основной производственный персонал как условный эквивалент заработной платы. Если деятельность ИИ-персонала будет реализована в виде услуги по подписке, то это прямой аналог сервиса аутсорсинга, которым многие пользуются сейчас.
Диалог или саботаж
Обширный блок изменений коснется HR и будет посвящен выстраиванию отношений коллектива с ИИ-сотрудником. Уже совсем скоро они могут решить кадровый вопрос, выступая в качестве менеджеров среднего звена. Сложность для HR будет заключаться в адаптации людей к новым форматам взаимодействия с ИИ, преодолении скепсиса, предубеждений, негатива и отторжения нового.
Как корректно организовать рабочие процессы? Какие обучающие тренинги нужны людям? Как должен реагировать ИИ в различных ситуациях? Как добиться того, чтобы люди слушались ИИ-менеджера, а не саботировали его решения? Где те границы, в рамках которых ИИ-менеджер может принимать решения самостоятельно?
Кроме того, важно помнить, что ИИ-сотрудник — это полноценный участник рабочего процесса, с которым у людей будет возникать полноценный диалог с использованием различных средств коммуникации, а не программа-ассистент, вызываемая нажатием кнопки.
Неизбежно возникнут и вопросы этики взаимодействия «человек-машина» и соблюдения корпоративных форматов общения. Нейросети становятся настолько сложными, что иногда практически невозможно определить, почему они реагируют определенным образом. В результате появляются психологи для ИИ, которые помогают корректировать поведение GenAI не только путем программирования, но и установкой ряда этических и психологических норм, барьеров и правил.
Эти и другие вызовы будут стоять перед руководителями C-Level в ближайшем будущем.
Как подготовиться
Уже сейчас компании могут сделать ряд шагов, чтобы подготовиться к новому этапу взаимодействия с ИИ на горизонте двух-пяти лет:
- Поднять вопрос со стороны IT-директоров перед другими руководителями C-Level (CEO, CFO, COO) об обновлении IT-стратегии и перейти к первым этапам обсуждения
- Обновить IT- и HR-стратегии, а также по возможности быть в контакте с регулятором, поскольку вероятность изменения законодательства по релевантной тематике очень высока
- Начать готовить кадры. Это касается как IT-сотрудников, задействованных в функционировании ИИ, так и персонала вообще: плавная адаптация людей к предстоящим переменам, целенаправленный наем или аутсорсинг, тренинги и обучение работе с новыми технологиями
- Важное значение имеет продвижение идей диалога с ИИ как части корпоративной культуры. Есть компании, более открытые к инновациям, а есть те, кто медленнее адаптируется к переменам или более закрыт в силу специфики деятельности. Например, если ИИ-сотрудник появится в IT-интеграторе, то реакция проектной команды на него будет отлична от реакции сотрудников авиакомпании, где цена ошибки — жизнь человека
- Кроме изменения IT- и HR-стратегий и согласования вопросов учета, нужно запускать пилоты. Выбирать подразделение, функциональный блок или процессы, пробовать и смотреть, как отреагируют люди на появление не просто ассистента или чат-бота, а виртуального сотрудника или руководителя
- Анализировать свои эксперименты, вносить корректировки, а также изучать релевантный опыт коллег из отрасли. Представим, что вы запустили ИИ-менеджера на шахте, однако бригадир смены саботирует его решения, а ребята-шахтеры не доверяют ИИ. Одновременно с этим у другой угледобывающей компании ИИ-сотрудники успешно функционируют. Значит, проблема может заключаться не в ИИ, а в адаптации к технологии и человеческом факторе
- Благодаря пилотам также можно будет отработать решение ряда вопросов информационной безопасности и выявить слабые места
Главное — не затягивать с подготовкой, чтобы через несколько лет инновации в применении искусственных сотрудников не обрушились неожиданной лавиной на компанию и работающих там людей.
АВТОР
Антон Дьяков
Партнер Б1
Департамент консалтинга, технологий и транзакций. Более 18 лет в области комплексного управления проектами / программами в ИТ, нефтегазовой, производственной, фармацевтической и металлургической отраслях
Связаться
СТАТЬИ И КОЛОНКИ Б1
Посмотреть всеНефтесервис: топ-5 ключевых трендов
Удержание стоимости услуг и локализация: Агабек Бадалов, партнер Группы компаний Б1, отдел услуг в области повышения операционной эффективности и развития цепей поставок департамента консалтинга, технологий и транзакций, в материале ИнфоТЭК поделился своим видением того, что ждет нефтесервисную отрасль в ближайшем будущем.
02.10.2024
Труд поднимает цену
Читайте материал газеты «Коммерсантъ», посвященный исследованию кадрового дефицита в российских компаниях и способам решения проблем с нехваткой персонала, проведенному Группой компаний Б1.
30.09.2024
Венчурный рынок России ожил: куда потекли деньги инвесторов
Российский венчурный рынок за полгода вырос почти на треть. Частные инвесторы проявляют особый интерес к нейросетям и ИИ, а бигтехи и крупные IТ-компании — к корпоративному софту. Dsight, Б1 и Nexton — об итогах 1-й половины 2024 года на венчурном рынке.
25.09.2024
Деятельность ОЦО должна быть организована по принципу конвейера, а не быть хаотичной и бессистемной
Максим Сулимов, старший менеджер отдела технологического консалтинга Группы компаний Б1, рассказал CFO Russia, как грамотно подойти к поиску эффективностей и неэффективностей в работе ОЦО и уменьшить потери от последних.
25.09.2024
ФНС прекратит обмен страновыми отчетами с членами ЕС: как быть компаниям
ФНС хочет исключить 27 стран ЕС из списка для автообмена страновыми отчетами. Крупному бизнесу − международным компаниям с офисами в ЕС − придется готовить отчеты самим, рассказывают Мария Фролова и Руслан Раждабов, партнеры Группы компаний Б1, в статье РБК Pro.
24.09.2024
Стандартные методы повышения эффективности ОЦО постепенно начинают себя исчерпывать
Александр Пошивалов, партнер отдела услуг в области повышения операционной эффективности и развития цепей поставок Группы компаний Б1, рассказал CFO Russia, как благодаря мониторингу цифрового следа сотрудников найти неочевидный потенциал повышения эффективности ОЦО.
20.09.2024
Консалтинг на MBA: как слушатели СКОЛКОВО помогают российскому бизнесу
Узнал, разобрался, применил в бизнесе: слушатели программы MBA Школы управления СКОЛКОВО реализуют реальные консалтинговые проекты во время обучения. Курируют работу представители Группы компаний Б1.
19.09.2024
Как технологии меняют подход к повышению эффективности бизнеса
Максим Сулимов, старший менеджер отдела технологического консалтинга Группы компаний Б1 в статье для «РБК Компании» рассказал, как изменился подход компаний к анализу эффективности процессов за последние несколько лет и почему до сих пор некоторые оптимизационные проекты терпят фиаско.
18.09.2024
Российский венчурный рынок в первом полугодии вырос на 31%
Российский венчурный рынок продолжает восстанавливаться: объем российских инвестиций за первое полугодие 2024 года вырос на 31% до $46 млн. В январе – июне 2023 года суммарные инвестиции достигали лишь $35 млн. Эти данные приведены в исследовании аналитической компании Dsight «Венчурная Евразия», организованного при поддержке Б1 и Nextons.
11.09.2024
Стратегия равных возможностей
Наталия Старыгина, руководитель программы Группы компаний Б1 «Деловые женщины», в статье для журнала «Женщины в бизнесе: движение к успеху» рассказала об уровне вовлеченности женщин в управление бизнесом, их предпринимательской активности и программе «Деловые женщины».
27.08.2024