Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Мировой рынок СПГ: что дальше?

Баланс спроса и предложения в долгосрочной перспективе зависит от сроков запуска новых проектов: что будет на рынке СПГ, рассказала Ольга Белоглазова, руководитель Московского энергетического центра Группы компаний Б1.

avatar

Несмотря на стремление многих стран снизить зависимость от углеводородов, мировой спрос на газ на горизонте ближайших восьми лет продолжит расти, что подтверждается свежими прогнозами экспертов. Однако разрыв между ожиданиями достаточно существенный. Если МЭА в сценарии STEPS оценивает увеличение спроса на газ к 2030 году на 3,4% относительно прошлого года, то ОПЕК более оптимистичен (12,8%). При этом эксперты отмечают увеличение значимости СПГ, что наблюдается и в исторической ретроспективе.

Конкуренция нарастает

С 2019 по 2021 годы торговля СПГ в мире увеличилась на 8,5%, до 372 млн тонн, а за 10 месяцев текущего года объем поставок достиг 87% от всего импорта за 2021 год. Порядка 63% поставок в январе-октябре пришлось на АТР и 32% – на Европу. Но любопытно, что при сравнении со всем 2021 годом первый регион сократил импорт на 23%, а второй нарастил на 30%.

Естественно, это связано со снижением потоков трубопроводного газа в страны ЕС. Но государства Евросоюза, к слову, в январе-октябре текущего года нарастили импорт российского СПГ на 49% г-к-г. Тем не менее, лидерами по поставкам сжиженного газа в регион были США, Алжир и Катар.

Что касается АТР, то сокращение поставок в большей степени было обусловлено Китаем и Индией из-за чувствительности к высоким ценам и замедления экономического роста, вызванного карантинными мерами в КНР. Импорт СПГ в Индии сократился на 20% г-к-г в октябре, а заполненность хранилищ достигла предела из-за того, что покупатели предпочитали более дешевые нефтепродукты. В Китае ожидается снижение импорта СПГ на 14% г-к-г, до 69 млн тонн по результатам года (оценка Wood Mackenzie), что приведет к смещению КНР с "пьедестала импортеров" (лидером станет Япония). Тем не менее, Китай в середине октября заявил о планах по увеличению темпов строительства мощностей по хранению и приему СПГ.

Таким образом, Европе приходилось конкурировать за конечное число поставок, перевозимых ограниченным числом судов, с Южной Кореей и Японией, где спрос на газ резко вырос во время аномальной жары. Однако в случае окончательного снятия антиковидных ограничений Китай может вновь начать наращивать закупки. Это приведет к тому, что в Европе может возникнуть дефицит, а баланс на рынке продолжит восстанавливаться за счет снижения спроса, а не благодаря росту предложения.

Борьба за танкеры

Конкуренция за объемы между регионами может стать предвестником серьезных потрясений на газовом рынке. Между поставщиками уже развернулась настоящая борьба за танкерные мощности. По данным Bloomberg, Shell зафрахтовала СПГ-танкер Yiannis за $400 тыс. в сутки, что является рекордно высокой ценой за всю историю рынка морских перевозок в странах Атлантичеcкого бассейна. А индийская GAIL, в свою очередь, вынуждена платить около $360 тыс. в сутки за фрахт судна Schneeweisschen.

Из-за фокуса на энергетической безопасности весь рынок вернулся к долгосрочному подходу в организации поставок и перевозок. Так, с целью хеджирования будущих рисков трейдеры скупают суда (в настоящее время основными владельцами СПГ-танкеров являются Греция, Япония и Катар).

Например, по состоянию на август 2022 года клиенты британской судоходной компании Clarkson сделали заказы на $24,1 млрд, что почти на 55% больше, чем за весь прошлый год. А по оценкам Rystad Energy, в портфеле заказов по всему миру находится 257 судов (для сравнения, общий флот на конец 2021 года составлял 588 танкеров). При этом у южнокорейских судостроителей не будет свободных мощностей для выполнения новых заказов до 2027 года, что, в свою очередь, находит отражение в стоимости строительства (по состоянию на середину текущего года – $240 млн за судно против $190 млн год назад). Китайские судостроительные верфи тоже обеспечены заказами на СПГ-танкеры до 2026 года.

Ожидается, что после наблюдаемого дефицита предложения в сфере транспортировки СПГ по тоннажу (около 6% в 2021 году) ситуация будет выправляться, и к 2026-2027 годам профицит может составить 10-15%.

На кого надеется Европа?

В числе основных заказчиков танкеров фигурирует Катар, который является одним из крупнейших экспортеров СПГ с действующими мощностями объемом 77 млн тонн (около 20% от мирового спроса на сжиженный природный газ в 2021 году). Причем эти мощности в последние годы были полностью загружены. К концу 2025 года планируется запустить проект North Field East производительностью 33 млн тонн в год, а к 2027 году – North Field South объемом 16 млн тонн. При этом Катар уже законтрактовал примерно половину действующих и строящихся мощностей, а поставки ориентированы на конечных потребителей СПГ.

Другой перспективный, хотя и еще молодой, игрок на рынке СПГ – США. Действующие мощности по сжижению в стране по состоянию на апрель 2022 года оценивались в 86 млн тонн. С момента их ввода в феврале 2016 года загрузка находилась на высоком уровне (в среднем 85% за этот период и 102% в 2021 году). Уже к 2024 году планируется ввод строящихся проектов Golden Pass Export, Plaquemines LNG T1-T9 и Gulf of Mexico Floating (18, 10 и 2,8 млн тонн соответственно). К 2027 году общий объем новых объектов составит 40,8 млн тонн (Golden Pass Export, Plaquemines LNG T1-T9, Corpus Christi III). При этом большинство действующих и строящихся мощностей в США уже более чем наполовину законтрактованы (в основном соглашения заключены с трейдерами и портфельными игроками с гибким выбором пункта доставки). Помимо этого, у США есть целый ряд анонсированных проектов, но они находятся на стадии pre-FID и носят спекулятивный характер.

Именно на эти страны – Катар и США – надеется Европа, планирующая отказаться от трубопроводного газа из России (согласно плану RePowerEU, предполагается нарастить закупки СПГ на 50 млрд куб. м или примерно на 35 млн тонн к 2027 году). Уже сейчас в регионе активно анонсируются новые проекты по регазификации СПГ, чтобы обеспечить будущий импорт (в частности, Германия в октябре решила построить терминалы на побережьях Северного и Балтийского морей).

Катар предложил ЕС покупать у него сжиженный природный газ по 20-летним контрактам без перепродажи (к слову, в целом по миру доля таких контрактов в прошлом году составила 39% против 12% в 2020 году). Но пока стороны не пришли к консенсусу из-за планов Брюсселя по отказу от неэкологичных видов топлива (хотя Германия уже близка к достижению договоренности).

Более того, продавцы СПГ просят клиентов платить гораздо более высокие ставки по новым долгосрочным контрактам. Например, ведущие поставщики отрасли предлагают 10-летние контракты, которые начинаются в 2023 году, по ставкам примерно на 75% выше цены аналогичных сделок, подписанных в прошлом году.

Долгосрочные перспективы

Говоря о долгосрочных перспективах СПГ-торговли в мире, стоит отметить, что ключевым драйвером повышения спроса на сжиженный природный газ может стать активный рост экономик стран АТР (в большей степени Китая и Индии). Регион импортирует газ в основном в виде СПГ и отвечает примерно за 70% роста мировых поставок данного энергоносителя.

Возможна и трансформация в рейтинге ключевых импортеров СПГ в долгосрочной перспективе. Если в прошлом году четверка крупнейших покупателей была представлена Китаем, Японией, Южной Кореей и Индией, то к 2040 году Индия может стать вторым импортером по объемам. А Европа, развивающая ВИЭ и прочие неископаемые виды энергоресурсов, к этому периоду начнет сокращать импорт.

В целом по миру, по данным различных источников, спрос может варьироваться от 610 до 760 млн тонн в 2040 году и от 770 до 800 млн тонн в 2050 году.

Баланс спроса и предложения в долгосрочной перспективе будет во многом зависеть от того, будут ли соблюдаться сроки запуска строящихся проектов как по сжижению, так и по регазификации, а также от того, насколько жизнеспособными окажутся спекулятивные проекты.
 

21 ноября 2022 г.

ИнфоТЭК

Подробнее

Статьи и колонки Б1

Посмотреть все