Эксперт: потолок цен на нефть из РФ не имеет смысла при отсутствии жесткой конкуренции
Потолок цен на нефть из РФ не имеет смысла при отсутствии жесткой конкуренции: Ольга Белоглазова, руководитель Московского энергетического центра Группы компаний Б1, отметила, что к применению механизма по-прежнему остается много вопросов.
Введение потолка цен на нефть из России в отсутствие жесткой конкуренции между поставщиками на мировом рынке не имеет большого смысла. Такое мнение высказала руководитель Московского энергетического центра Б1 Ольга Белоглазова в обзоре для информационно-аналитического портала "ИнфоТЭК".
По ее мнению, к возможностям применения на практике введенного с 5 декабря механизма по-прежнему остается много вопросов.
"Уровень потолка в $60 за баррель аргументируется дополнительной 5% скидкой к рыночной цене, которая учитывает дисконт. К слову, в первой половине декабря баррель Urals торговался в среднем по $58, ESPO - по $73. Кроме того, предполагается пересмотр потолка раз в два месяца. Остается еще много вопросов относительно действия данного инструмента на практике. Установление предельных цен сродни созданию картеля покупателей, но в отсутствие жесткой конкуренции между поставщиками эта мера не имеет большого смысла", - считает она.
Эксперт отметила, что крупнейшие потребители нефти в лице Китая и Индии склонны поддерживать рыночное ценообразование.
"Они дают понять, что присоединяться к решению о потолке не будут, что логично, так как сейчас они покупают российскую нефть со значительным дисконтом. А присоединение к потолку может такую возможность нивелировать", - добавила Белоглазова.
В целом негативно к введению предельных цен на российскую нефть отнеслись и ведущие нефтяные экспортеры, отмечает эксперт.
"Во-первых, потолок может автоматически скорректировать мировую стоимость углеводородов в сторону понижения и способствовать глобальному сокращению инвестиций в нефтяную отрасль. И, во-вторых, данная мера может стать прецедентом нерыночного вмешательства в мировую торговлю и распространиться на других экспортеров", - пояснила Белоглазова.
Эксперт напомнила и про одобренный в мае комитетом сената США антикартельный законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), который позволяет правительству США подать в суд антимонопольные иски к членам ОПЕК на основании предполагаемых нарушений монопольного законодательства.
По ее мнению, сейчас "вовсю предпринимаются попытки обуздать сложно устроенный глобальный рынок с помощью административного механизма, внедряемого лишь несколькими странами".
Чем может ответить Россия
При этом Россия в ответ на потолок цен до конца года планирует ограничить торговлю со странами, которые его используют. Однако, каким образом это будет организовано еще предстоит определить. Рассматривается в том числе полный запрет либо на поставки сырья государствам и посредникам, поддержавшим ценовой потолок, либо на экспорт по контрактам, в которые он включен (независимо от страны-получателя).
"В качестве альтернативы рассматривается также возможность введения так называемого ценового пола - максимального корректируемого дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent, который трейдеры не смогут превышать при экспорте. За прошедшие дни декабря дисконт Urals в среднем находился на уровне 27%, а на 2023 год некоторые аналитики закладывают 35%. При этом по ESPO он составил около 8%", - добавила Белоглазова.
В целом, эксперт считает, что внешнее давление на Россию не столь критически сказалось на результатах уходящего года, как этого ожидали в Международном энергетическом агентстве (МЭА).
"Напомню, что в начале года агентство оценивало возможные ограничения по российской нефти в 3 млн баррелей в сутки. Но, вопреки этим прогнозам, по итогам 11 месяцев 2022 года добыча нефти и газового конденсата в РФ выросла на 2,2% год к году, до 488 млн т", - отметила она.
Страны G7 ввели с 5 декабря потолок цен на российскую нефть, параллельно с этой мерой вступило в силу эмбарго на поставку российской нефти по морю в Евросоюз. Кроме того, западные страны ввели запрет своим компаниям оказывать транспортные, финансовые и страховые услуги в отношении танкеров, перевозящих нефть из России по цене выше согласованного уровня.