Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Как будет расти сеть электрозаправок в России

Александр Лебедев, менеджер Группы компаний Б1, отдел стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций

avatar

Транспорт на альтернативном виде топлива, а особенно активно набирающие сейчас популярность как в мире, так и в России, электромобили (EV), является одним из ключевых трендов в автомобильной промышленности последних лет. Так, их парк в РФ с 2020 по 2023 год вырос в 3,5 раза, а только за 2023 год – удвоился, достигнув ~40 тысяч штук к началу 2024 года. Рынок при этом продолжает показывать положительную динамику: за 9 месяцев этого года было продано еще ~14 тысяч новых электромобилей – столько же, сколько за весь прошлый. Преимущества EV на фоне аналогов из ДВС (в частности, экономия на топливе, наличие субсидий и пр.) обеспечат им дальнейший рост популярности: к 2030 году ожидается, что парк электромобилей в РФ превысит 1,1 млн штук.

В то же время, несмотря на увеличение продаж, доступность ЭЗС остается ключевым фактором, сдерживающим потенциальных покупателей: в 2023 году 58% автовладельцев выражали свое беспокойство по этому поводу. В настоящий момент проникновение ЭЗС в РФ весьма велико: на одну ЭЗС приходится лишь 9,5 EV (международный бенчмарк, рекомендуемый на территории ЕС для развивающихся рынков, – 10 EV). С учетом этого предложенные Минэкономразвития цели по установке 72 тысяч ЭЗС на горизонте 2030 года выглядят не только обоснованными международной практикой, но и необходимыми для обеспечения роста рынка электромобилей: даже при условии полной реализации на одну зарядку к концу данного периода может прийтись ~15 EV. Это свидетельствует о том, что с потенциалом российского рынка даже 72 тысячи ЭЗС не являются пределом, хотя в настоящий момент их установка и происходит с определенным опережением роста реальной потребности для решения беспокойства потенциальных потребителей. 

С точки зрения расположения ЭЗС стоит ожидать их концентрации в первую очередь в регионах с высоким спросом на электромобили – Москва, Санкт-Петербург, а также другие города с населением более 1 млн человек. Главными причинами преимущественного распространения EV в крупных городах станет как их растущее проникновение в сегменты новой мобильности (такси, каршеринг, доставка), наиболее выигрывающие за счет экономии топлива при эксплуатации электромобилей, так и ограниченные расстояния, которые владельцам необходимо преодолевать за раз, снижая беспокойство из-за запаса хода.

Тем не менее, несмотря на растущий спрос, установка ЭЗС представляет из себя достаточно значительную инвестицию. Так, установка быстрой станции (мощностью 150 кВт) с присоединением к сети, согласно экспертной оценке electro.cars, в среднем обходится в 5-6 миллионов рублей (однако до 2,76 млн может позволить сэкономить существующая правительственная субсидия, снизив сумму до 2,5-3 миллионов); установка средней по мощности станции (60 кВт) стоит 1,5-2 миллиона. Окупиться такая средняя станция при эксплуатации не более 5 часов в сутки может, по оценке electro.cars, за 2 года 4 месяца; за аналогичный период быстрая станция окупится при эксплуатации лишь 2,5 часа в сутки, т.е. 5-8 автомобилей в день, что ниже среднего соотношения числа EV к ЭЗС и более чем достижимо. Однако доходность может значительно вырасти за счет дополнительных услуг – кафе, находящихся рядом розничных магазинов и пр. (например, размещение рядом с магазином может повысить суммарную выручку на 12%). Именно наличие готовой инфраструктуры, способной максимизировать рентабельность ЭЗС, и служит стимулом к их созданию на базе существующих АЗС, и, с учетом обозначенных ранее трендов, в дальнейшем стоит ожидать лишь увеличения числа такого рода зарядных станций.
 

30 октября 2024 г.

Ведомости

Подробнее

Александр Лебедев

Александр Лебедев

Менеджер Б1

Отдел стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций

Связаться

Другие комментарии

Посмотреть все