Как меняется спрос на кикшеринг
Павел Францишко, менеджер Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций
Кикшеринг уже не первый год является самым быстрорастущим сегментом российского рынка микромобильности: жители городов все чаще используют электросамокаты в качестве транспорта на короткие расстояния до 8 км. Среднегодовые темпы роста кикшеринга в России опережают мировые в четыре раза: по прогнозам экспертов Б1, с 2021 по 2026 год суммарный рост в стране составит более 60%, в то время как по миру эта цифра будет только на уровне 15%. К примеру, с 2019 по 2021 год динамика выручки кикшеринга в России достигла 519%, а общемировой показатель был 35%. Согласно прогнозу Б1 на конец 2023 года, среднегодовые темпы роста выручки рынка кикшеринга могут составить от 20 до 25% с 2023 по 2028 год.
Ранее электросамокаты чаще арендовали с целью развлечений и отдыха (рекреационная модель). Сегодня этот показатель составляет всего 30%, а 70% приходится на транспортные поездки, и доля таких поездок только продолжит расти. Всего в России 172 города с населением от 100 тыс. человек, и в 92 из них уже есть хотя бы один оператор. Потенциал рынка кикшеринга в России – около 54 млн активных пользователей.
Расширение портфеля услуг – одна из стратегических возможностей развития для операторов кикшеринга, которая на данный момент не находится у них в приоритете. Думаю, в целом, стратегия операторов в ближайшее время останется в направлении экстенсивного развития, то есть в увеличении числа городов покрытия и количества пользователей, так как рынок еще не достиг зрелости в части покрытия сервисом населения. Однако уже следующим логичным шагом станет работа над повышением выручки от пользователя, в том числе за счет внедрения новых сервисов. Также стоит отметить, что экстенсивное развитие проявляется и в виде выхода на смежные рынки микромобильности: так, например, Whoosh в этом году активно развивает парк электровелосипедов.