Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

Изменения в правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран

25.07.2024 г.

Поделиться

Несмотря на значительное сокращение перечня развивающихся и наименее развитых стран, импорт товаров, происходящих из данных государств, по-прежнему является актуальным направлением развития торговли в рамках ЕАЭС, в том числе за счет возможности уплачивать таможенные платежи в меньшем размере.

Так, при условии предоставления в таможенные органы сертификата о происхождении формы «А» довольно обширный перечень товаров, происходящих из наименее развитых стран, освобождается от ввозных таможенных пошлин, а в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Напоминаем, что перечни развивающихся и наименее развитых стран утверждены Приложениями №№ 2 и 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (в редакции от 05.03.2021), а перечень товаров, при импорте которых предоставляются тарифные преференции, установлен Решением Совета ЕЭК от 13.01.2017 № 8.

Подтверждением заинтересованности в развитии данного направления международной торговли на уровне ЕАЭС можно считать актуализацию Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее также — «Правила»), утвержденных Решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60 (далее — «Решение № 60»). Соответствующие изменения в Правила предусмотрены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.05.2024 № 49 и вступают в силу с 29.07.2024.

Ниже приводим обзор наиболее значимых изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Самое важное, на наш взгляд, изменение внесено в раздел «Условия предоставления тарифных преференций»:

  • Так, в соответствии с п. 66 новой редакции Правил на постоянной основе отменяется правило непосредственной закупки в целях предоставления тарифной преференции:

    «Тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из развивающихся и наименее развитых стран, приобретенного как у лица, зарегистрированного на территории развивающейся или наименее развитой страны, из которой происходит такой товар, так и у лица, зарегистрированного на территории любой другой страны».

Учитывая текущие тенденции по реорганизации цепей поставок, это изменение является важным и однозначно положительным для импортеров.

Также в Правила внесен ряд изменений, упрощающих подтверждение происхождения:

Кроме того, в новой редакции Правил внесены следующие изменения в Требования к заполнению сертификата о происхождении:

Также напоминаем, что в соответствии с п. 26 и 29 Решения № 60 сертификат о происхождении может быть выдан как до, так и после отправки товара (впоследствии), и срок его применения составляет 12 месяцев с даты его выдачи. 

Кроме того, необходимо помнить, что таможенное законодательство не ограничивает участников ВЭД в предоставлении сертификатов о происхождении после выпуска товаров с целью подтверждения страны происхождения и возврата таможенных платежей, излишне уплаченных при выпуске товаров.

Вывод

В целом внесенные изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран можно считать свидетельством некоторой либерализации / упрощения требований к подтверждению происхождения. Также мы отмечаем ряд изменений, направленных на «цифровизацию» сертификатов происхождения и уменьшение нагрузки на бизнес при взаимодействии с таможенными органами.

Чем мы можем помочь?

  • Консультирование по вопросам происхождения товаров, включая вопросы корректного оформления сертификатов о происхождении в соответствии с требованиями законодательства и правоприменительной практикой.
  • Взаимодействие с иностранными торгово-промышленными палатами в целях получения корректно оформленных сертификатов о происхождении.
  • Содействие при внесении изменений в декларации на товары после выпуска с целью предоставления в таможенные органы сертификатов о происхождении и возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
  • Обжалование решений таможенных органов об отказе в предоставлении тарифных преференций в административном и судебном порядке.

АВТОРЫ

Андрей Баранец

Андрей Баранец

Менеджер Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Полина Курипко

Полина Курипко

Консультант Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

ДРУГИЕ ОБЗОРЫ

Посмотреть все