Tax Messenger
Изменения в правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран
25.07.2024 г.
Несмотря на значительное сокращение перечня развивающихся и наименее развитых стран, импорт товаров, происходящих из данных государств, по-прежнему является актуальным направлением развития торговли в рамках ЕАЭС, в том числе за счет возможности уплачивать таможенные платежи в меньшем размере.
Так, при условии предоставления в таможенные органы сертификата о происхождении формы «А» довольно обширный перечень товаров, происходящих из наименее развитых стран, освобождается от ввозных таможенных пошлин, а в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Напоминаем, что перечни развивающихся и наименее развитых стран утверждены Приложениями №№ 2 и 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (в редакции от 05.03.2021), а перечень товаров, при импорте которых предоставляются тарифные преференции, установлен Решением Совета ЕЭК от 13.01.2017 № 8.
Подтверждением заинтересованности в развитии данного направления международной торговли на уровне ЕАЭС можно считать актуализацию Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее также — «Правила»), утвержденных Решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60 (далее — «Решение № 60»). Соответствующие изменения в Правила предусмотрены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.05.2024 № 49 и вступают в силу с 29.07.2024.
Ниже приводим обзор наиболее значимых изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Самое важное, на наш взгляд, изменение внесено в раздел «Условия предоставления тарифных преференций»:
Так, в соответствии с п. 66 новой редакции Правил на постоянной основе отменяется правило непосредственной закупки в целях предоставления тарифной преференции:
«Тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из развивающихся и наименее развитых стран, приобретенного как у лица, зарегистрированного на территории развивающейся или наименее развитой страны, из которой происходит такой товар, так и у лица, зарегистрированного на территории любой другой страны».
Учитывая текущие тенденции по реорганизации цепей поставок, это изменение является важным и однозначно положительным для импортеров.
Также в Правила внесен ряд изменений, упрощающих подтверждение происхождения:
-
В соответствии с п. 37 Правил, несоответствие кода товара по Гармонизированной системе, указанного в документе о происхождении, коду, указанному при таможенном декларировании, не должно являться основанием для признания происхождения товара неподтвержденным.
-
В соответствии с п. 39 Правил, для подтверждения происхождения товара можно использовать не только (1) оригинал документа о происхождении на бумажном носителе, но и (2) копию сертификата на бумажном носителе или в электронном виде или (3) сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе.
-
В соответствии с п. 40 Правил, предоставление оригинала сертификата о происхождении необходимо только в случае запроса таможенного органа при выявлении признаков несоответствия копии сертификата оригиналу (за исключением случаев, когда сертификат выдается уполномоченным органом исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе).
-
В соответствии с п. 44 Правил, в случае, когда в документе о происхождении указаны сведения о нескольких товарах, выявление признаков недостоверности сведений о происхождении одного из них не должно ставить под сомнение происхождение других указанных в сертификате товаров и не должно являться основанием для признания происхождения других товаров неподтвержденным.
Кроме того, в новой редакции Правил внесены следующие изменения в Требования к заполнению сертификата о происхождении:
-
Требования об изготовлении сертификата о происхождении на листах бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A) с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, остается актуальным только в случае использования оригинала сертификата на бумажном носителе и не распространяется на копии сертификатов и на сертификаты, выданные уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе.
-
В соответствии с новой редакцией Правил в графе 7 сертификата «Number and kind of packages; description of goods» теперь допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации.*
*Данное изменение является важным для участников ВЭД, поскольку ранее таможенные органы РФ нередко отказывали в предоставлении тарифных преференций, обосновывая это невозможностью идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в ДТ.
-
С отменой правила непосредственной закупки сопряжено также изменение требований к заполнению графы 10 сертификата «Номер и дата счета-фактуры (инвойса) или счета-проформы»:
- В случае если инвойс выставлен лицом, зарегистрированным не в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходят такие товары, в графе 10 производится запись "TCI" или "third country invoicing", а также указываются номер и дата такого инвойса.
- В случае если сведения о номере и дате инвойса отсутствуют на момент выдачи сертификата, в графе указывается наименование страны и (или) лица, которое выставит инвойс.
- При этом отсутствие в сертификате такой записи, не должно являться основанием для нерассмотрения сертификата в качестве документа о происхождении, если происхождение товаров, не ставится под сомнение.
-
В случае использования сертификата, выданного в электронном виде без оформления оригинала на бумажном носителе, допускается вместо оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица использовать только графическое изображение печати, что применимо и к самому сертификату, и к дополнительным листам.
-
Допускается указание в сертификате дополнительных сведений, в том числе в кодированном виде (QR-код, URL-адрес и др.).
Также напоминаем, что в соответствии с п. 26 и 29 Решения № 60 сертификат о происхождении может быть выдан как до, так и после отправки товара (впоследствии), и срок его применения составляет 12 месяцев с даты его выдачи.
Кроме того, необходимо помнить, что таможенное законодательство не ограничивает участников ВЭД в предоставлении сертификатов о происхождении после выпуска товаров с целью подтверждения страны происхождения и возврата таможенных платежей, излишне уплаченных при выпуске товаров.
Вывод
В целом внесенные изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран можно считать свидетельством некоторой либерализации / упрощения требований к подтверждению происхождения. Также мы отмечаем ряд изменений, направленных на «цифровизацию» сертификатов происхождения и уменьшение нагрузки на бизнес при взаимодействии с таможенными органами.
Чем мы можем помочь?
- Консультирование по вопросам происхождения товаров, включая вопросы корректного оформления сертификатов о происхождении в соответствии с требованиями законодательства и правоприменительной практикой.
- Взаимодействие с иностранными торгово-промышленными палатами в целях получения корректно оформленных сертификатов о происхождении.
- Содействие при внесении изменений в декларации на товары после выпуска с целью предоставления в таможенные органы сертификатов о происхождении и возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
- Обжалование решений таможенных органов об отказе в предоставлении тарифных преференций в административном и судебном порядке.
АВТОРЫ
Андрей Баранец
Менеджер Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Полина Курипко
Консультант Б1
Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеУтверждение нового перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
20 декабря 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@, утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. Приказ вступил в силу 31 декабря 2024.
24.01.2025
Включение лицензионных платежей за право использования товарных знаков на готовую продукцию в таможенную стоимость сырья: анализ судебного дела и ключевые выводы
Включение в таможенную стоимость ввозимого сырья производственных лицензионных платежей на протяжении последних нескольких лет является предметом активных судебных споров с таможенными органами. Предлагаем ознакомиться с одним из последних судебных актов по данной теме, принятым в пользу таможенного органа.
13.01.2025
Обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
31 декабря 2024 года вступает в силу Приказ ФНС России от 30 октября 2024 года № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информации». Главным нововведением Приказа стало исключение 26 стран – членов ЕС из списка государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Вместо них добавлены 4 новых государства (Армения, Камерун, Руанда, Ямайка) и территория (Ниуэ).
27.12.2024
Введены отчисления за распространение рекламы
Совет Федерации РФ одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» , который вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Предполагается, что нормы об отчислениях вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
23.12.2024
Актуальный статус действия соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией
В публикации представлен статус существующих соглашений об избежании двойного налогообложения.
20.12.2024
Очередная корректировка налогообложения в сфере ИТ
27 ноября 2024 года президент подписал законы № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, где затрагивается налогообложение ИТ-отрасли. Изначально целью Закона № 416-ФЗ являлось «приведение положения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования табачной продукции». По результатам рассмотрения в Федеральном Собрании текст Закона № 416-ФЗ претерпел кардинальные изменения, которые также напрямую затрагивают и налогообложение в сфере ИТ.
02.12.2024