Tax Messenger
Правомерность учета расходов на создание объектов незавершенного строительства при их ликвидации. Обзор дела ПАО «НК Лукойл»
02.09.2024 г.
Фабула дела
- МИФНС по КН №2 (далее — Инспекция) провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков ПАО «НК Лукойл» (далее — КГН Лукойл) за 2018 г.
- Инспекция пришла к выводу о неправомерном отражении КГН Лукойл в составе внереализационных расходов стоимости незавершенных капитальных вложений при ликвидации объектов незавершенного строительства, сформированной из затрат на создание проектной документации и строительство объектов.
Итог: Инспекция доначислила ПАО «НК Лукойл» (далее — Общество), как ответственному участнику КГН Лукойл, налог на прибыль в размере 16,83 млн руб.
Доводы Инспекции
-
Спорные расходы являются расходами по формированию первоначальной стоимости объекта (создание проектной документации и строительство объекта) и никак не связаны с фактической ликвидацией.
-
При ликвидации основного средства (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) учитываются только затраты на демонтаж, разборку и вывоз разобранного имущества.
-
На момент ликвидации объекты не введены в эксплуатацию, к учету не приняты, не участвовали в производственной деятельности, а, следовательно, спорные расходы не направлены на получение прибыли.
-
Причины отказа от реализации инвестиционных проектов свидетельствуют о наличии «деловых просчетов» — это исключает учет спорных расходов.
-
Большая часть работ и понесенные по ним расходы относятся к более ранним налоговым периодам — отсутствуют основания для единовременного списания таких расходов в 2018 г.
-
Общество с целью недопущения применения в отношении него прямого запрета на учет спорных расходов, установленного п. 5 ст. 270 НК РФ, переквалифицировало спорные расходы в прочие (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Доводы Общества
-
Расходы являются капитальными вложениями в создание основного средства — в случае принятия решения о ликвидации, основания для исключения из налоговой базы отсутствуют.
-
Для целей признания расходов имеет значение лишь экономическая обоснованность затрат и наличие цели извлечения дохода.
-
Запрет на списание спорных расходов нарушает принцип равенства налогообложения, поскольку в ситуации по выведению из эксплуатации основных средств — организация вправе учесть остаточную стоимость объектов.
-
Пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ позволяет учитывать во внереализационных расходах «другие обоснованные расходы», перечень которых является открытым.
Итог: Суды трёх инстанций встали на сторону налогового органа, признав неправомерным учет в расходах затрат на незавершенное строительство при ликвидации таких объектов.
Позиция Верховного суда РФ
28.08.2024 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ (далее – СКЭС ВС РФ) направила дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Позиция СКЭС ВС РФ:
-
Если налогоплательщик, действуя разумно, по объективным причинам, в связи с появлением соответствующих обстоятельств, отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения, осуществленных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и могут быть учтены применительно к правилам п. 1 и 2 ст. 252, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
-
В учете таких расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала.
Как складывалась правоприменительная практика?
По мнению команды Б1, дело А40-288396/2021 КГН Лукойл может стать сигналом для изменения правоприменительной практики по вопросу учета в расходах затрат на незавершенное строительство, которая до настоящего времени, в основном, была неблагоприятной для налогоплательщиков.
Дробление бизнеса: амнистия — за и против
В этой статье мы расскажем о том, что такое дробление бизнеса, какие риски сопряжены с дроблением, что предлагает законодатель, как амнистия будет применяться, а также о чем целесообразно подумать для того, чтобы решить, нужно ли в ней участвовать и что для этого необходимо.
24.07.2024
Обзор отдельных правовых позиций ФНС России
ФНС опубликовала обзор правовых позиций, сформированных по результатам рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года. Обзор освещает правовые позиции по наиболее распространенным категориям споров и состоит из 30 различных эпизодов, посвященным различным вопросам.
11.07.2024
Суды не нашли оснований для вменения схемы «дробления» бизнеса группе лиц с участием IT-компании
17.03.2022 ФНС РФ опубликовала письмо, указав, что выделение отдельной IT-компании для получения налоговых и иных льгот не могут рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения. Несмотря на позитивную новость для бизнеса, существовали опасения, что подход не будет принят. В этом контексте рассматриваем один из первых кейсов по спору о дроблении бизнеса с участием IT-компаний.
26.06.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 3 июня 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
03.06.2024
Споры по налогу на имущество организаций в отношении объектов электроэнергетики
Опубликовано Письмо ФНС России от 29.01.2024 № БС-4-21/827@. Письмо предназначено для использования сотрудниками, осуществляющими камеральные налоговые проверки по налогу на имущество организаций и правовое сопровождение деятельности налоговых органов по рассмотрению жалоб и судебному представительству.
15.02.2024
Представили уточненку — будут ли штрафы?
Опубликовано письмо ФНС России от 27.12.2023 №БВ-4-7/16343@, разъясняющее порядок применения ст. 122 НК РФ при представлении налогоплательщиками в порядке ст. 81 НК РФ уточненных налоговых деклараций с суммой налога к доплате в бюджет после истечения установленных сроков представления декларации и уплаты налога. Мы рады поделиться первым взглядом на это письмо.
09.01.2024