
Tax Messenger
Обзор отдельных правовых позиций ФНС России
11.07.2024 г.
ФНС опубликовала обзор правовых позиций, сформированных по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 г. (Письмо от 21.06.2024 № КЧ-4-9/7026@, далее – «Обзор»).
Обзор освещает правовые позиции по наиболее распространенным категориям споров и состоит из 30 различных эпизодов, посвященным различным вопросам, как общей, так и узкой направленности, в том числе, вопросам налогового администрирования и контроля.
На наш взгляд, наиболее важными позициями в части осуществления налогового контроля являются следующие решения ФНС.
Истребование документов
Эпизод № 3.1: Правомерность отказа налогоплательщика предоставить документы в ответ на требование, направленное в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ
Вне рамок налоговых проверок направлено требование о представлении документов (информации) (далее – Требование) по всем сделкам с контрагентом за несколько налоговых периодов.
По мнению налогоплательщика, Требование – незаконно и налоговый орган не может запросить в Требовании документы по всем сделкам с проверяемым лицом за несколько налоговых периодов, а обязан запросить документы по конкретной сделке. Документы были представлены частично и с нарушением срока, что повлекло за собой привлечение к ответственности.
ФНС сделаны следующие выводы:
- В ряде пунктов Требования указаны документы, которые необходимо представить за определённый период (договоры, ТТН, налоговые регистры, акты, справки о стоимости оказанных услуг и др. первичные документы), которые не позволяют определить сделки, по которым налогоплательщик обязан представить документы.
- Согласно одному из пунктов Требования, необходимо было представить счета-фактуры за период с 01.01.2019 по 31.12.2021. При этом, в другом пункте указаны счета-фактуры с конкретными реквизитами за 2021 год, что свидетельствует о частичной повторности истребования одних и тех же документов.
- Вместе с тем, истребование документов по ряду пунктов Требования позволяет установить анализируемые сделки, следовательно, истребование документов являлось правомерным, а привлечение к ответственности признано обоснованным.
Эпизод № 3.4: Правомерность отказа налогоплательщика предоставить документы, имеющиеся у налогового органа
В рамках выездной налоговой проверки у налогоплательщика запрошены документы, в т.ч. кассовые отчеты и препроводительные ведомости с целью проверки выручки и применения льготной ставки по НДС, отраженной в налоговых декларациях.
Налогоплательщик обжаловал требование, указав, что налоговым органом необоснованно истребуется чрезмерный объем документов.
ФНС сделаны следующие выводы:
- Налоговый орган имел возможность самостоятельно получить информацию о выручке, а также первичных фискальных документах, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, поскольку в программном комплексе АИС «Налог-3» реализован функционал по заказу агрегированной информации по выручке и фискальных документов.
- Необходимость истребования указанных документов у налогоплательщика отсутствовала, действия налогового органа признаны неправомерными.
Споры о пределах полномочий налоговых органов по истребованию документов продолжают оставаться актуальными и по сей день. Приведенные в Обзоре эпизоды еще раз подчеркивают актуальность споров данной категории и необходимость комплексного анализа истребуемой информации. На их примере ФНС демонстрирует подход к оценке разумного истребования документов, направленный на уменьшение административной нагрузки на налогоплательщиков и стимулирование налоговых органов к более активному использованию имеющейся у них инфраструктуры.
Проведение осмотра и выемка
Эпизод № 3.2: Законность проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношение к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки
Налоговым органом проведен осмотр помещений, не отраженных на плане аренды, но принадлежащих к единому офисному пространству (условное зонирование пространства перегородками для создания уединенных рабочих мест и «кабинетов»), арендуемому, в том числе, налогоплательщиком, где были обнаружены его документы и его контрагентов, относящиеся к предмету проверки.
Результаты осмотра и выемки были обжалованы. Основной довод – допущение должностными лицами инспекции процессуальных нарушений, поскольку был осуществлен осмотр помещений, не относящихся к арендуемым и изъяты документы, принадлежащие третьим лицам. При этом, в протоколах осмотра и выемки не указана нумерация условно выделенных внутри единого офисного пространства помещений и их принадлежность к конкретному юридическому лицу.
ФНС сделаны следующие выводы:
- Ст. 92 НК РФ не запрещает осмотр помещений и территорий третьих лиц, когда у налогового органа есть информация, что такие помещения и территории используются для извлечения прибыли проверяемого лица или что на них могут находиться документы и предметы, связанные с предметом проверки.
- В решении верно указано, что по смыслу п. 5 ст. 94 НК РФ возможность изъятия документов и предметов ограничена их отношением не к проверяемому лицу, а к предмету проверки.
- Определение КС РФ от 31.03.2022 № 500-О подтверждает данный вывод. В частности, суд отметил, что данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (ст. 35 и 103 НК РФ).
Позиция ФНС, изложенная в Обзоре, согласуется со сложившейся правоприменительной практикой, которая, как правило, формируется в пользу налоговых органов, фактически расширяя их полномочия в рамках налогового контроля. Одним из последних судебных актов является Определение КС РФ от 11.06.2024 № 1437-О, которое подчеркивает, что осмотр и выемка должны отвечать целям налогового контроля, направленным на выявления схем искусственного уменьшения налоговых обязательств и не предполагают произвольного и формального применения. При этом, суд отмечает необходимость установления и исследования фактических обстоятельств, что не противоречит позиции ФНС в Обзоре.
Иные процессуальные нарушения
Эпизод № 4: Последствия неуведомления лица об итогах рассмотрения поданных им дополнительных возражений
Налогоплательщик после рассмотрения акта налоговой проверки представил дополнения к возражениям. Налоговый орган принял решение по результатам налоговой проверки, дав оценку представленным дополнениям непосредственно в тексте решения, не уведомив налогоплательщика о результатах их рассмотрения.
Позиция инспекции была обжалована с указанием допущенных нарушений п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку налогоплательщик был лишен права заявить дополнительные возражения при рассмотрении дела о налоговом правонарушении.
ФНС сделаны следующие выводы:
- В дополнениях к возражениям более подробно раскрыта суть ранее представленных возражений с просьбой о проведении налоговой реконструкции и назначении проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
- С указанными дополнениями к возражениям не представлены новые документы, которые могли бы послужить основанием для определения действительного размера налоговой обязанности и возобновлению рассмотрения материалов проверки.
- Инспекцией правомерно дана оценка всем возражениям с обоснованием позиции со ссылкой на материалы налоговой проверки без назначения повторного рассмотрения материалов налоговой проверки.
Несмотря на негативный для налогоплательщика исход данного спора, позиция ФНС указывает на конкретные предпосылки для назначения повторного рассмотрения материалов проверки и определения действительной налоговой обязанности, в частности, необходимость представления документов, которыми налоговый орган не располагает.
Мы будем следить за тем, как будет развивается арбитражная практика по указанным категориям споров и информировать вас о ключевых выводах судов с учетом позиции ФНС.
Специалисты группы налоговой политики и разрешения налоговых споров Б1 имеют значительный опыт успешного представления интересов налогоплательщиков в налоговых органах по вопросам, связанным с привлечением организаций к налоговой ответственности в рамках проводимых контрольных мероприятий.
АВТОРЫ
 (1).jpg)
Ирина Лужина
Старший менеджер Б1
Группа налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
-(1)-(1).jpg)
Николай Червонный
Младший менеджер Б1
Группа налоговой политики и разрешения налоговых споров, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Специализируется на спорах о переквалификации движимого имущества в недвижимое
Связаться

Суды не нашли оснований для вменения схемы «дробления» бизнеса группе лиц с участием IT-компании
17.03.2022 ФНС РФ опубликовала письмо, указав, что выделение отдельной IT-компании для получения налоговых и иных льгот не могут рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения. Несмотря на позитивную новость для бизнеса, существовали опасения, что подход не будет принят. В этом контексте рассматриваем один из первых кейсов по спору о дроблении бизнеса с участием IT-компаний.
26.06.2024

Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 3 июня 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
03.06.2024

Налоговая реформа – обзор ключевых предложений Минфина
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Команда Б1 подготовила краткий обзор ключевых предложений Минфина.
30.05.2024

Новые правила обложения НДС товаров, реализуемых через электронные торговые площадки иностранными поставщиками из ЕАЭС
26 марта 2024 в Госдуме был принят в первом чтении законопроект № 564179-8, предусматривающий ряд изменений в НК РФ касательно введения нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками – резидентами ЕАЭС через электронные торговые площадки.
27.03.2024

Представили уточненку — будут ли штрафы?
Опубликовано письмо ФНС России от 27.12.2023 №БВ-4-7/16343@, разъясняющее порядок применения ст. 122 НК РФ при представлении налогоплательщиками в порядке ст. 81 НК РФ уточненных налоговых деклараций с суммой налога к доплате в бюджет после истечения установленных сроков представления декларации и уплаты налога. Мы рады поделиться первым взглядом на это письмо.
09.01.2024