Tax Messenger
Суды не нашли оснований для вменения схемы «дробления» бизнеса группе лиц с участием IT-компании
26.06.2024 г.
17.03.2022 ФНС РФ опубликовала письмо № СД-4-2/3289@ (далее – «Письмо»), указав, что выделение отдельной IT-компании для получения налоговых и иных льгот не могут рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения. Правомерность получения экономической выгоды не может ставиться налоговыми органами под сомнение. В качестве примера в Письме указывается два способа создания IT-компании – реорганизация в форме разделения или выделения.
12.07.2022 в развитие данного подхода ФНС РФ опубликовала разъяснение, в котором указано, что позиция в Письме также распространяются на вновь созданные IT-компании и случаи, когда существующее юридическое лицо, входящее в группу компаний, будет перепрофилировано в IT-компанию.
Несмотря на позитивную новость для бизнеса, существовали опасения, что в правоприменительной практике такой подход не будет принят. В этом контексте интересно рассмотреть один из первых кейсов по спору о дроблении бизнеса с участием IT-компаний.
Фабула дела
Физическое лица учредили несколько взаимозависимых компаний, применяющих УСН и ЕНВД, для организации услуг автозерновозам, прибывающим в адрес портовых терминалов:
- ООО «НАТ» осуществляло деятельность по продаже запасных частей для автомобилей, техническим обслуживанием, логистикой и деспетчерским снабжением.
- ООО «ПТ-1», IT-компания и резидент «Сколково», оказывало услуги по сопровождению системы «ГЛОНАСС», приему и ретрансляции телеметрических данных; проводило собственные разработки сервера и ПО телеметрии ГЛОНАСС.
- ООО «ПТ-2» оказывало услуги логистического и диспетчерского сопровождения АТС, следующих на территорию стивидоров.
Налоговый орган по итогам проверки вменил искусственное разделение бизнеса между тремя взаимозависимыми лицами, посчитав, что их деятельность образует единый производственный процесс.
История рассмотрения
В рамках первого круга суды первой и апелляционной инстанций поддержали налоговый орган:
- лица являются взаимозависимыми и подконтрольными учредителю ООО «НАТ»;
- первичные документы оформлялись централизованно;
- установлено общее место и ресурсы оказания услуг;
- доходы подконтрольных лиц возвращались в ООО «НАТ»;
- совместительство управленческим персоналом;
- обладание общим телефоном и электронным адресом, доступом в Интернет с одного WiFi-роутера.
Важно отметить, что судами не был исследован вопрос о статусе ПТ-1 как IT-компании и резидента «Сколково», оказании услуг в сфере информационных технологий.
С подходом нижестоящих судов не согласилась кассационная инстанция. 27.11.2023 АС Северо-Кавказского округа принял постановление № А32-43338/2022, направив дело на новое рассмотрение, и отметил, что нижестоящими судами не были учтены следующие обстоятельства:
- самостоятельный коммерческий интерес (ООО «НАТ» извлекало доход от длительной автостоянки, у ПТ-1 и ПТ-2, наоборот, от быстрой разгрузки зерновозов);
- организации были созданы под разные бизнес-проекты;
- наличие разных клиентских баз организаций;
- наличие собственных трудовых и материальных ресурсов у каждой организации;
- отсутствие квалифицированного персонала и оборудования у ООО «НАТ» для осуществления услуг, оказываемых ПТ-1 и ПТ-2;
- разный период создания организаций;
- неналоговые причины, препятствующие объединению организаций;
- самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета;
- разные виды деятельности организаций в проверяемый период.
АС Северо-Кавказского округа отдельно обратил внимание на обстоятельство, что доходы ПТ-1 как резидента «Сколково» подпадали под льготное налогообложение IT-компаний, что не только подтверждает отсутствие умысла «дробления», но и создает препятствия для включения таких доходов и операций от оказания услуг без учета установленных льгот, объединение деятельности этой IT-компании с доходами от оказания услуг платной парковки и исключение из преференциального налогового режима.
При новом рассмотрении решением АС Краснодарского края от 15.02.2024, Постановлением 15-ААС от 21.04.2024 решение налогового органа признано неправомерным. Апелляционный суд отметил, что у ООО «НАТ» отсутствовали технические средства, квалифицированный персонал и возможности для осуществления IT-деятельности.
Суд отдельно указал, что осуществление деятельности в сфере информационных технологий взаимозависимым лицом в составе группы компаний не является «дроблением» бизнеса, обратив внимание на позицию ФНС РФ, изложенную в Письме:
«В отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот по налогу на прибыль, не может ставиться налоговыми органами под сомнение. Получение такой экономической выгоды полностью соответствует целям ее введения – налоговой поддержки IТ-отрасли».
В настоящий момент дело передано находится на рассмотрении в кассационной инстанции АС Северо-Кавказского округа. Судебное заседание состоится 02.07.2024.
По мнению команды Б1, дело ООО «НАТ», может стать прецедентным. Налогоплательщик занял проактивный подход, предоставив множество доказательств в обоснование позиции и деловой цели.
Специалисты группы разрешения налоговых споров готовы оказать поддержку бизнесу, провести оценку налоговых рисков по сделкам, связанным с выделением IT-компаний, оказать услуги по сопровождению в рамках мероприятий налогового контроля в случае вменения налоговым органом схемы «дробления» бизнеса.
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ
Посмотреть всеНДС для «УСНщиков»: ваша жизнь не будет прежней
28 мая 2024 года Министерство финансов Российской Федерации опубликовало Законопроект, предусматривающий обширные изменения в НК РФ в части исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, и в части применения амнистии за «дробление бизнеса». 3 июня 2024 года Законопроект был внесен в профильный комитет по бюджету и налогам Государственной думы РФ. Его рассмотрение планируется в июне 2024 года.
04.06.2024
Готовь сани летом: среднесрочные тренды в налогообложении высокотехнологичных компаний с учетом поправок, анонсированных весной 2024 года
3 июня 2024 года в ГД РФ был внесен законопроект, содержащий контуры масштабной налоговой реформы. Мы уже освещали его ключевые тезисы, а теперь обращаем внимание на тенденции и вопросы, которые усматриваются из его положений, а также иных значимых для высокотехнологичной сферы изменений.
04.06.2024
Налоговая реформа – обзор ключевых предложений Минфина
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Команда Б1 подготовила краткий обзор ключевых предложений Минфина.
30.05.2024
Споры по налогу на имущество организаций в отношении объектов электроэнергетики
Опубликовано Письмо ФНС России от 29.01.2024 № БС-4-21/827@. Письмо предназначено для использования сотрудниками, осуществляющими камеральные налоговые проверки по налогу на имущество организаций и правовое сопровождение деятельности налоговых органов по рассмотрению жалоб и судебному представительству.
15.02.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 3 июня 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
03.06.2024
Представили уточненку — будут ли штрафы?
Опубликовано письмо ФНС России от 27.12.2023 №БВ-4-7/16343@, разъясняющее порядок применения ст. 122 НК РФ при представлении налогоплательщиками в порядке ст. 81 НК РФ уточненных налоговых деклараций с суммой налога к доплате в бюджет после истечения установленных сроков представления декларации и уплаты налога. Мы рады поделиться первым взглядом на это письмо.
09.01.2024
Спорные вопросы определения даты принятия решения о проведении выездной налоговой проверки
10 октября 2022 года судом кассационной инстанции была сформирована правовая позиция относительно определения даты решения о назначении выездной налоговой проверки.
16.10.2023