Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Tax Messenger

НДС для «УСНщиков»: ваша жизнь не будет прежней

04.06.2024 г.

Поделиться

28 мая 2024 года Министерство финансов Российской Федерации опубликовало законопроект № 01-06-12/03-49115 (далее – «Законопроект»), предусматривающий обширные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ») в части исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее – «УСН»), и в части применения амнистии за «дробление бизнеса».

3 июня 2024 года Законопроект был внесен в профильный комитет по бюджету и налогам Государственной думы РФ. Его рассмотрение планируется в июне 2024 года.

Изменения в части исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН

Законопроектом предлагается внести следующие изменения:

Амнистия за «дробление бизнеса»

Не менее важным элементом реформы налогообложения, связанной с уплатой УСН, является анонсированная амнистия за дробление бизнеса. Законопроектом впервые вводится определение «дробление бизнеса», под которым понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов. Также вводится определение «добровольный отказ от дробления бизнеса».

Процедура амнистии предполагает приостановление решений налогового органа по дроблению бизнеса, вынесенных по проверкам за 2022 – 2024 годы, со дня вступления Законопроекта в силу. Судьба приостановленных решений зависит от того, отказался ли налогоплательщик, например, применяющий УСН, от дробления бизнеса в последующие периоды (2025 – 2026 годы), а также того, каким образом и в какой момент этот отказ произошёл (добровольно, после назначения выездной проверки за 2025 – 2026 годы, в результате прекращения деятельности и т.п.).

Соответственно, устанавливаются случаи, когда обязательства по начисленным налогам, штрафам и пеням за налоговые правонарушения в рамках дробления бизнеса прекращаются, а в каких – нет.

Что указанные изменения означают для бизнеса?

Предполагаемые изменения в части порядка уплаты НДС для организаций и ИП, применяющих УСН, приведут к увеличению фискальной и административной нагрузки, включая необходимость: 

  • Исчисления и уплаты НДС в бюджет РФ. При этом налогоплательщикам предоставлен выбор между стандартными ставками НДС с возможностью вычета входящего НДС и специальными ставками без возможности вычета.
  • Выставления счетов-фактур, формирования и подачи в налоговые органы налоговых деклараций по НДС, а также книг покупок и продаж.
  • Оценки деятельности организации на предмет соответствия признакам «дробления бизнеса» и целесообразности участия в амнистии.

Обращаем внимание, что организациям, применяющим ОСН и приобретающим товары (работы, услуги) у поставщиков, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС, может также потребоваться внедрение / пересмотр процедур, связанные с проверкой таких контрагентов на предмет наличия налоговых рисков взаимодействия с ними, а также анализ корректности и качества оформленных ими документов (например, счетов-фактур). 

В связи с предполагаемыми изменениями законодательства об НДС и амнистии за «дроблении бизнеса» рекомендуется предпринять следующие шаги:

Чем Б1 может помочь?

Команда Б1 готова предоставить профессиональные услуги при обсуждении вопросов, связанных с введением новых обязательств по НДС для налогоплательщиков, применяющих УСН, а также правил применения амнистии за «дробление бизнеса». Мы будем рады оказать комплексное содействие по следующим вопросам: 

  • Моделирование налоговой нагрузки на предмет эффективности применения специальных или стандартных ставок НДС. 
  • Инвентаризация действующих договоров на предмет необходимости пересмотра / включения в них налоговых и/или коммерческих оговорок. 
  • Поддержка в рамках коммуникации с контрагентами по вопросам НДС в рамках приобретения статуса плательщика НДС (как для покупателя, так и для поставщика по договору). 
  • Поскольку Законопроект не предусматривает переходных правил, анализ вопросов, которые могут возникнуть в рамках переходного периода, например, в части восстановления НДС для организаций, перешедших с ОСН на УСН.
  • Разработка / обновление методологии по проверке контрагентов на наличие налоговых рисков взаимодействия с контрагентами. Автоматизация процесса проверки контрагентов с помощью автоматизированной системы проверки контрагентов «Б1 Tax – Ray». 
  • Анализ наличия у организации признаков «дробления бизнеса» и целесообразности участия в амнистии.
  • Взаимодействие с налоговыми органами для обоснования налоговой позиции налогоплательщика по вопросам НДС и (или) дробления бизнеса.

Авторы

Вадим Ильин

Вадим Ильин

Партнер Б1

Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Юлия Колесникова

Юлия Колесникова

Директор Б1

Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Алена Бодрова

Алена Бодрова

Менеджер Б1

Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Кристина Науменко

Кристина Науменко

Старший консультант Б1

Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все