
Tax Messenger
НДС для «УСНщиков»: ваша жизнь не будет прежней
04.06.2024 г.
28 мая 2024 года Министерство финансов Российской Федерации опубликовало законопроект № 01-06-12/03-49115 (далее – «Законопроект»), предусматривающий обширные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ») в части исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее – «УСН»), и в части применения амнистии за «дробление бизнеса».
3 июня 2024 года Законопроект был внесен в профильный комитет по бюджету и налогам Государственной думы РФ. Его рассмотрение планируется в июне 2024 года.
Изменения в части исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
-
Организации и индивидуальные предприниматели (далее – «ИП»), применяющие УСН, доходы которых за предшествующий календарный год превысили в совокупности 60 млн. руб., признаются плательщиками НДС с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение.
-
Организации и ИП, перешедшие на УСН в календарном году, и (или) организации и ИП, доходы которых за предшествующий календарный год не превысили в совокупности 60 млн. руб., имеют право применить освобождение от НДС на основании положений абз. 3 п. 1 ст. 145 НК РФ при условии направления уведомления в налоговые органы.
-
По умолчанию, организации и ИП на УСН, ставшие плательщиками НДС, будут обязаны исчислять и уплачивать НДС по стандартным ставкам НДС (0% / 10% / 20%). Стандартные ставки НДС будут также применяться теми налогоплательщиками, применявшими УСН, которые перешли на общую систему налогообложения (далее – «ОСН») в связи с превышением дохода в размере 450 млн. руб.
-
При этом для организаций и ИП, на УСН, являющихся плательщиками НДС, Законопроектом предусматривается право применять специальные ставки НДС:
- 5% при условии, если доходы организаций и ИП, применяющих УСН, за календарный год не превышают в совокупности 250 млн. руб.
- 7% в случае, если доходы организаций и ИП, применяющих УСН, за календарный год составляют от 250 млн. руб. до 450 млн. руб.
Для применения указанных выше специальных ставок НДС (5% / 7%) организации и ИП обязаны представить заявление с указанием размера налоговой ставки в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, начиная с которого организация или ИП применяют указанные выше налоговые ставки.
Открытым остается вопрос о необходимости подачи повторного заявления об использовании специальной налоговой ставки 7% НДС в связи с утратой права на применение специальной ставки 5% в случае превышения установленного лимита доходов в 250 млн. руб. При исчислении и уплате НДС по специальным ставкам 5% / 7%, входящий НДС, предъявленный таким налогоплательщикам в рамках понесенных расходов, вычету не подлежит. Суммы налога, не подлежащие вычету, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе расходов (в случае, если для целей УСН объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
Соответственно, при применении такими налогоплательщиками стандартных ставок НДС (0% / 10% / 20%), суммы входящего НДС могут быть приняты к вычету в общеустановленном порядке.
-
НДС по товарам (работам, услугам), ранее принятый к вычету налогоплательщиками, применяющими УСН, подлежит восстановлению в случае, если такие товары (работы, услуги) используются в деятельности, облагаемой НДС по специальным ставкам, предусмотренным для таких налогоплательщиков (то есть 5% / 7%).
Амнистия за «дробление бизнеса»
Не менее важным элементом реформы налогообложения, связанной с уплатой УСН, является анонсированная амнистия за дробление бизнеса. Законопроектом впервые вводится определение «дробление бизнеса», под которым понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов. Также вводится определение «добровольный отказ от дробления бизнеса».
Процедура амнистии предполагает приостановление решений налогового органа по дроблению бизнеса, вынесенных по проверкам за 2022 – 2024 годы, со дня вступления Законопроекта в силу. Судьба приостановленных решений зависит от того, отказался ли налогоплательщик, например, применяющий УСН, от дробления бизнеса в последующие периоды (2025 – 2026 годы), а также того, каким образом и в какой момент этот отказ произошёл (добровольно, после назначения выездной проверки за 2025 – 2026 годы, в результате прекращения деятельности и т.п.).
Соответственно, устанавливаются случаи, когда обязательства по начисленным налогам, штрафам и пеням за налоговые правонарушения в рамках дробления бизнеса прекращаются, а в каких – нет.
Что указанные изменения означают для бизнеса?
Предполагаемые изменения в части порядка уплаты НДС для организаций и ИП, применяющих УСН, приведут к увеличению фискальной и административной нагрузки, включая необходимость:
- Исчисления и уплаты НДС в бюджет РФ. При этом налогоплательщикам предоставлен выбор между стандартными ставками НДС с возможностью вычета входящего НДС и специальными ставками без возможности вычета.
- Выставления счетов-фактур, формирования и подачи в налоговые органы налоговых деклараций по НДС, а также книг покупок и продаж.
- Оценки деятельности организации на предмет соответствия признакам «дробления бизнеса» и целесообразности участия в амнистии.
Обращаем внимание, что организациям, применяющим ОСН и приобретающим товары (работы, услуги) у поставщиков, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС, может также потребоваться внедрение / пересмотр процедур, связанные с проверкой таких контрагентов на предмет наличия налоговых рисков взаимодействия с ними, а также анализ корректности и качества оформленных ими документов (например, счетов-фактур).
В связи с предполагаемыми изменениями законодательства об НДС и амнистии за «дроблении бизнеса» рекомендуется предпринять следующие шаги:
-
Оценить налоговую эффективность применения специальных ставок НДС (5%/7%), предусмотренных для организаций и ИП, применяющих УСН, в сравнении со стандартными ставками НДС, в зависимости от планируемой суммы входящего НДС и типа покупателей товаров (работ, услуг).
-
Провести налогово-юридическую экспертизу действующих договоров на предмет необходимости пересмотра / включения в них налоговых и/или коммерческих оговорок.
-
Настроить учетную систему и бухгалтерский учет для работы с НДС.
-
Проанализировать деятельность организации на наличие признаков «дробления бизнеса».
-
При наличии признаков дробления бизнеса, оценить потенциальные налоговые риски и возможность воспользоваться амнистией.
Чем Б1 может помочь?
Команда Б1 готова предоставить профессиональные услуги при обсуждении вопросов, связанных с введением новых обязательств по НДС для налогоплательщиков, применяющих УСН, а также правил применения амнистии за «дробление бизнеса». Мы будем рады оказать комплексное содействие по следующим вопросам:
- Моделирование налоговой нагрузки на предмет эффективности применения специальных или стандартных ставок НДС.
- Инвентаризация действующих договоров на предмет необходимости пересмотра / включения в них налоговых и/или коммерческих оговорок.
- Поддержка в рамках коммуникации с контрагентами по вопросам НДС в рамках приобретения статуса плательщика НДС (как для покупателя, так и для поставщика по договору).
- Поскольку Законопроект не предусматривает переходных правил, анализ вопросов, которые могут возникнуть в рамках переходного периода, например, в части восстановления НДС для организаций, перешедших с ОСН на УСН.
- Разработка / обновление методологии по проверке контрагентов на наличие налоговых рисков взаимодействия с контрагентами. Автоматизация процесса проверки контрагентов с помощью автоматизированной системы проверки контрагентов «Б1 Tax – Ray».
- Анализ наличия у организации признаков «дробления бизнеса» и целесообразности участия в амнистии.
- Взаимодействие с налоговыми органами для обоснования налоговой позиции налогоплательщика по вопросам НДС и (или) дробления бизнеса.
Авторы
.jpg)
Вадим Ильин
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Юлия Колесникова
Директор Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Алена Бодрова
Старший менеджер Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Кристина Науменко
Старший консультант Б1
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Готовь сани летом: среднесрочные тренды в налогообложении высокотехнологичных компаний с учетом поправок, анонсированных весной 2024 года
3 июня 2024 года в ГД РФ был внесен законопроект, содержащий контуры масштабной налоговой реформы. Мы уже освещали его ключевые тезисы, а теперь обращаем внимание на тенденции и вопросы, которые усматриваются из его положений, а также иных значимых для высокотехнологичной сферы изменений.
04.06.2024

Налоговая реформа – обзор ключевых предложений Минфина
28 мая 2024 года Министерство финансов внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Команда Б1 подготовила краткий обзор ключевых предложений Минфина.
30.05.2024

Новые правила обложения НДС товаров, реализуемых через электронные торговые площадки иностранными поставщиками из ЕАЭС
26 марта 2024 в Госдуме был принят в первом чтении законопроект № 564179-8, предусматривающий ряд изменений в НК РФ касательно введения нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками – резидентами ЕАЭС через электронные торговые площадки.
27.03.2024
.jpg)
Утверждение перечня стран, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами
11 января 2024 был опубликован Приказ ФНС России от 1 декабря 2023 № ЕД-7-17/915@, устанавливающий перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами. Приказ вступает в силу с 22 января 2024. Утвержденный Перечень включает 21 государство и 1 территорию.
18.01.2024