Источники информацииПри определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам и налоговые органы, и налогоплательщики должны использовать исключительно общедоступные источники информации.
Для целей определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным не допускается использование информации, составляющей налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Узбекистана (за исключением сведений о проверяемом налогоплательщике).
Следующие источники информации могут использоваться для этих целей:
- Сведения о ценах и котировках бирж Республики Узбекистан и иностранных бирж;
- Таможенная статистика внешней торговли Республики Узбекистан, публикуемая или представляемая по запросу Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан;
- Информация о ценах и биржевых котировках, полученная из следующих источников информации: уполномоченные органы, официальные источники информации иностранных государств или международных организаций либо опубликованные и (или) общедоступные источники информации и информационные системы;
- Данные информационно-ценовых агентств;
- Информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.
При отсутствии (недостаточности) информации, указанной выше используется следующая информация:
- Сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных источниках информации и информационных системах;
- Сведения, полученные из финансовой и статистической отчетности юридических лиц, в том числе опубликованные в общедоступных источниках информации Республики Узбекистан или иностранных государств и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах юридических лиц Республики Узбекистан и (или) иностранных юридических лиц. При этом использование данных иностранных организаций разрешается только в случае невозможности использования данных юридических лиц Республики Узбекистан.
- Сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в результате независимой оценки;
- Иная информация, которая может быть использована для определения интервала рыночных цен и рентабельности в соответствии с разрешенными методами ТЦО.
УведомлениеНалогоплательщики обязаны представлять в Налоговые органы сведения о совершенных ими контролируемых сделках. Такие сведения должны быть предоставлены в Налоговые органы. не позднее срока представления годовой финансовой отчетности за календарный год, в котором совершены контролируемые сделки — как правило, до 15 февраля
[9].
Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию о предмете сделки, сторонах сделки, сумме доходов (расходов), полученных (понесенных) в результате контролируемой сделки.
Форма Уведомления, а также порядок ее заполнения и представления утверждены в Приложение 2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.03.2022 № 111.
Уведомление представляется в Налоговые органы путем заполнения информации в соответствующей форме на официальном сайте Налоговых органов вручную, либо путем загрузки заранее подготовленного файла в формате документа MS Excel.
Требования к документированию ТЦОВ соответствии с Правилами ТЦО налогоплательщики обязаны подготавливать в произвольной форме документацию, содержащую обоснование методики ценообразования, использованной в контролируемых сделках. Документация может быть подготовлена на узбекском или на русском и узбекском языках.
Такие документы должны быть представлены налогоплательщиком в налоговые органы в течение
30 календарных дней с момента запроса. Однако такое требование может быть предъявлено
не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Для всех сделок с взаимозависимыми лицами налогоплательщики обязаны подготавливать документацию в форме, традиционной для государств с развитой системой контроля за ТЦО, которая должна содержать:
- Функциональный анализ сторон контролируемой сделки (при условии проведения такого анализа налогоплательщиком);
- Сведения об организационной структуре налогоплательщика;
- Описание условий сделки;
- Обоснование выбора метода ТЦО и источников информации;
- Расчет интервала рыночных цен и корректировок налоговой базы, произведенной налогоплательщиком.
Документация не потребуется, но налогоплательщики вправе представить документацию в добровольном порядке для следующих сделок:
- Неконтролируемых;
- Цены в которых соответствуют регулируемым ценам или предписаниям антимонопольных органов (с учетом особенностей, устанавливаемых для данных сделок Правилами ТЦО);
- С ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг и
- В отношении которых заключено СОЦ.
СОЦПравила ТЦО вводят положение о СОЦ. Начиная с 1 января 2022 года, налогоплательщик вправе подать заявление на заключение СОЦ, определяющее порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке. Также разъясняется, что право на заключение СОЦ предоставлено налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков.
Заявление о заключении СОЦ рассматривается в срок не более девяти месяцев. Соглашения будут заключаться на срок до
3 лет с возможностью продления на последующие
2 года.
Правила ТЦО также предусматривают возможность заключения двухстороннего СОЦ с участием налогового органа иностранного государства относительно внешнеторговой сделки
[10], если стороной сделки является налоговый резидент иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
СОЦ будут вступать в силу с 1 января года, следующего за годом его подписания (если иное не установлено соглашением). Однако может быть распространено на период, истекший с первого числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в Налоговые органы с заявлением о заключении соглашения, до дня вступления в силу соглашения.
Проверки ТЦОВо время проверки ТЦО Налоговые органы вправе истребовать информацию у всех участников сделки, а не только у проверяемого лица.
Решение о проведении проверки ТЦО может быть вынесено не позднее
4 лет со дня получения Уведомления или извещения территориального налогового органа в случае, если при:
- Проведении налоговой проверки или налогового мониторинга был обнаружен факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в Уведомление или
- Выявлении контролируемой сделки в результате налоговой проверки.
При этом, в рамках проверки ТЦО могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий
5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Проверка ТЦО проводится в срок, не превышающий
6 месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до
12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) Налогового органа.
В случае необходимости получения информации от иностранных налоговых органов, проведения экспертиз и (или) перевода на узбекский или русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, срок проверки может быть продлен дополнительно на срок:
- Не превышающий 6 месяцев и
- Еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев Налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных налоговых органов.
Штрафные санкцииСогласно статье 226 НК РУ неуплата либо неполная уплата налога ввиду умышленного занижения цены в контролируемых сделках влечет за собой
штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога.
Штрафы за непредставление Уведомления или Документации ТЦО не предусмотрены.
Постоянное учреждениеПравилами ТЦО также предусмотрено проведение проверок ТЦО в отношении иностранных юридических лиц, деятельность которых на территории Республики Узбекистан приводит к образованию постоянного учреждения.
В качестве заключенияДействующая на данный момент редакция правил ТЦО не раскрывает детали в отношении отдельных вопросов, среди которых:
- Возможность проведения симметричных корректировок одной стороной сделки, в отношении которой уже была проведена корректировка налоговой базы другой стороной сделки
- Формула расчета «среднего» значения интервала рыночных цен / рентабельности для целей дальнейшего определения цены, признаваемой соответствующей рыночному уровню для целей налогообложения
- Положения, которые освобождают налогоплательщика от штрафов
- Необходимость подготовки документации участниками международных групп компаний (далее — «МГК»):
- Уведомление об участии в МГК
- Страновые сведения по МГК, в частности: Глобальная документация (Мастер-файл), Национальная документация участника МГК (Локал-файл) и Страновой отчет МГК.
- Подход к осуществлению анализа сделок с нематериальными активами с учетом концепции DEMPE[11] и
- Порядок заключения двухсторонних СОЦ.
Поскольку Узбекистан в 2022 году стал членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях
[12] и, тем самым, будет принимать участие во всех инициативах Форума, то мы ожидаем, что, по всей вероятности, Правила ТЦО будут совершенствоваться в соответствии с Рекомендациями ОЭСР.