Источники ценовой информации и базы данныхК объективным сложностям обеспечения соответствия цен и условий внутригрупповых финансовых сделок требованиям законодательства ТЦО, стоит отнести
ограничение доступа российских налогоплательщиков к базам данных информационных-ценовых агентств Bloomberg и Refinitiv — основных провайдеров ценовой информации по финансовым сделкам в России и за рубежом, а также
приостановку деятельности международных рейтинговых агентств в России, которые предоставляли доступ к калькуляторам определения кредитных рейтингов взаимозависимых контрагентов.
Особую значимость для налогоплательщиков приобрел вопрос получения доступа к альтернативным источникам информации и базам данных, на основании которых для целей ТЦО может быть определен рыночный уровень цен и вознаграждений по контролируемым финансовым сделкам для целей налогообложения.
Так 29 апреля 2022 года Совет директоров Банка России принял
Решение[2] (далее — «Решение»), что при определении цен (стоимости) финансовых инструментов, кредитные и некредитные финансовые организации могут наряду с использованием сведений информационных агентств Bloomberg и Refinitiv использовать сведения, предоставленные:
- НКО АО НРД
- АО «Итерфакс» (одним из проектов «Интерфакс» в партнерстве с НРД является платформа RU Data)
- ООО «Сбондс.ру», а
- При отсутствии необходимых вышеперечисленных сведений — сведения, предоставленные иными организациями, на основании мотивированного решения соответствующей кредитной или некредитной финансовой организации.
Несмотря на то, что Решение содержит рекомендации для финансовых организаций, представленные источники информации могут быть также использованы и нефинансовыми организациями, совершающими внутригрупповые финансовые сделки, если содержат соответствующую информацию по сопоставимым финансовым сделкам.
В рамках ответа на
обращение Саморегулируемой организации — Национальная финансовая ассоциация (СРО НФА)[3], Банк России подтвердил возможность также руководствоваться вышеуказанным Решением для целей соблюдения требований налогового законодательства, а именно, при определении расчетных цен (стоимостей) не обращающихся на организованных торгах ценных бумаг (ПФИ) на основании положений нормативных актов для целей Главы 25 НК РФ.
В Решении Банк России также определяет, что на основании мотивированного решения компании могут быть использованы и иные источники информации, в качестве таковых, на наш взгляд, могут, например, быть рассмотрены следующие:
- СРО НФА
- Отдельные брокеры (котировки участников рынка — контрибьютеров).
В настоящее время базы данных локальных поставщиков финансовой информации наполняются сведениями о внебиржевых финансовых сделках, совершаемых российскими компаниями на российском рынке, в связи с чем, объем информации, применимой для целей определения рыночного уровня цен, также увеличивается.
Помимо этого, в связи с приостановкой деятельности международных рейтинговых агентств в России и последовавшими ограничениями доступа к информационным продуктам таких компаний для российских налогоплательщиков особой актуальностью в настоящее время обладает вопрос идентификации альтернативных источников и методов расчета кредитных рейтингов взаимозависимых лиц — участников МГК.
Так, компании АКРА и Эксперт РА присваивают кредитные рейтинги различным категориям эмитентов и эмиссий (банки и другие финансовые институты, организации корпоративного сектора), а также разрабатывает специальные решения в сфере кредитного анализа для определения кредитных рейтингов, которые могут использоваться для целей проведения анализа рыночного уровня цен по контролируемым финансовым сделкам.
Налогоплательщики также могут использовать обновленные методологии ТЦО для обоснования рыночного характера цен по внутрироссийским внутригрупповым финансовым сделкам, которые не признаются контролируемыми для целей ТЦО в случае проведения налоговыми органами проверок
на предмет получения необоснованной налоговой выгоды (ННВ) на основании применения положений ст. 54.1 НК РФ.Помимо этого, методологии ТЦО могут быть использованы налогоплательщиками
в рамках споров экономического характера, не относящихся к налогообложению, для целей обоснования соответствия рыночному уровню процентных ставок и вознаграждений по внутригрупповым финансовым сделкам, например, предоставление акционерных займов и субординированных кредитов в рамках различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП).