Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Тенденции развития приаэропортовых территорий в России и мире

avatar

АЭРОТРОПОЛИС КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аэропорты давно перестали восприниматься только как объекты транспортной инфраструктуры. Вокруг них образуются полноценные экосистемы, отдельные города, похожие на торговые порты по своей структуре и значимости. Все дело в синергии деятельности аэропорта и бизнеса, располагающегося на приаэропортовой территории, и достаточно развитой (как правило) транспортной и инженерной инфраструктуры. Отлаженная связь с поставщиками, клиентами и партнерами по всему миру способствует развитию компаний, что в свою очередь ведет к созданию дополнительных рабочих мест для населения. 

Идея города-аэропорта берет свое начало еще в первой трети ХХ века, когда авиация стала более доступной для населения. Вернулись к ней в начале 2000-х, когда роль авиаперевозок и аэропортов в жизни общества возросла еще больше. В это время доктором Джоном Д. Касарда как раз и был популяризирован термин «Аэротрополис».

Традиционно аэротрополис определяется как урбанизированный экономический регион, инфраструктура, землепользование и экономика которого сосредотачиваются вокруг крупного аэропорта. Последняя версия модели – Аэротрополис 4.0 – учитывает мировые тенденции, в том числе концепцию Четвертой промышленной революции – развивающиеся информационные технологии, автоматизацию, продолжающуюся глобализацию и синергию всех этих элементов. 

Модель развития Аэротрополиса 4.0 состоит из следующих функциональных зон:

  • Аэропорт Сити. Центральная часть аэротрополиса, которая включает в себя авиационные, коммерческие и логистические объекты, относящиеся к деятельности аэропорта
  • Зона «знаний». Здесь расположены образовательные и научные объекты – технопарки, университетские кампусы, исследовательские центры и т.д.
  • Зона информационно-коммуникативных технологий, включающая в себя такие объекты, как дата-центры, ИТ-инфраструктуру, AI (искусственного интеллекта) и loT (интернета вещей) нового поколения и т.д. 
  • Зона современной промышленности. В ней расположены, в том числе, креативные индустрии, 3D-печать, точное и передовое производство, робототехника
  • Логистический парк и зона свободной торговли. В этой зоне расположены логистические и распределительные центры, склады различных форматов и т.д.
  • Экспресс-зона. В ней представлены объекты, участвующие в цепочках экспресс-поставок, в том числе свежих продуктов, биофармацевтических и медицинских препаратов и т.д.
  • Зона MICE. Включает в себя объекты инфраструктуры для делового туризма: отели, выставочные залы, аукционные дома и т.д.
  • Зона «ярких огней». В данной зоне предполагается расположение отелей, развлекательных площадок, бутиков, ресторанов международной кухни и т.д.
  • Офисная зона. Здесь, как правило, располагаются бизнес-парк, штаб-квартиры крупных компаний, места для проведения досуга
  • Для эффективного функционирования аэротрополиса Касардой обозначается и необходимость наличия прочих функциональных зон: медицинского кластера, авиационных центров технического обслуживания и учебных центров, спортивных объектов, центров аренды автомобилей, а также развитой системы транспортных коммуникаций как с городом, так между зонами внутри аэротрополиса

Источник: https://aerotropolis.com/

Концептуальная схема аэротрополиса

В настоящее время разработанная Джоном Касардой модель аэротрополиса принята как модель развития такими аэропортами, как китайский Дасин, корейский Инчхон, бразильский Белу-Оризонти и, в том числе, российский Международный аэропорт Домодедово. От аэропорта к аэропорту, разумеется, присутствуют различия в силу нормативно-правовых, социально-экономических, территориальных и других особенностей местности и региона. 

В России применимость модели развития аэротрополисов пока не так распространена, но мы наблюдаем, что в существующих аэропортах и на прилегающих территориях девелоперы отчасти не специально, а скорее интуитивно, стараются развивать функции, которые могут сформировать синергетический эффект с аэропортом и использовать преимущество наличия дорожной и инженерной инфраструктуры на приаэропортовых территориях по сравнению с другими локациями в том или ином регионе.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПРИАЭРОПОРТОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В рамках проектов Б1 по развитию инфраструктуры в России, в том числе аэропортов и прилегающих приаэропортовых территорий, нами были проанализированы практики развития этих объектов за последние 10 лет. Было рассмотрено более 40 зарубежных и российских аэропортов, чей пассажиропоток находился в диапазоне от 1,5 до 30 млн человек. При этом большую часть анализируемой выборки формируют аэропорты, которые напрямую не используют в развитии модель развития аэротрополисов Джона Д. Касарда. 

Проанализировав полученные результаты, можно сформировать основной перечень объектов недвижимости, которые чаще всего развиваются на прилегающих к аэропортам территориям. 

Гостиничная недвижимость

Данный сегмент является обязательным элементом приаэропортового комплекса. Обычно на приаэропортовой территории располагается несколько гостиниц разных категорий (преимущественно 3* и 4*). В среднем, на 1 млн пассажиров на приаэропортовых территориях приходится 150 гостиничных номеров. При этом наблюдается тенденция, что в курортных аэропортах этот показатель ниже, а в промышленных центрах он возрастает. Стоит отметить, что в наиболее развитых российских аэропортах количество номеров на 1 млн пассажиров, в среднем, насчитывает 60.

Производственно-складская недвижимость

Наличие объектов производственно-складской инфраструктуры по результатам анализа было выявлено вблизи 98% всех аэропортов. Стоит отметить, что не рассматривалась производственно-складская инфраструктура, связанная непосредственно с деятельностью аэропорта – склады ГСМ, карго-терминалы и т.д. Остальные объекты представлены классической складской недвижимостью разного качества, производственными предприятиями, а также производственно-складской недвижимостью формата Light Industrial, для которого характерны небольшие форматы зданий. Средняя площадь производственно-складских зон вблизи проанализированных аэропортов составляет около 170 га.

MICE-инфраструктура

MICE можно назвать сегментом, который так или иначе присутствует вблизи практически любого анализируемого аэропорта: его наличие можно отметить в 97% случаях. При этом в большинстве своем MICE-инфраструктура представлена конференц-залами и переговорными комнатами в составе приаэропортовых гостиниц. Отдельно стоящие конгрессно-выставочные и / или концертные залы встречаются не так часто. 

Торговая недвижимость

Торговые объекты по своей сути – это неотъемлемая часть приаэропортовой инфраструктуры. И здесь речь идет не о торговых точках внутри аэровокзальных комплексов: Duty Free, кафе и ресторанах, а также вендинговых аппаратах. 

На приаэропортовой территории 90% проанализированных аэропортов развиваются различные форматы торговых объектов: классические торгово-развлекательные центры, аутлеты, ритейл-парки и магазины специализированной торговли (автомобильные дилерские центры, магазины специализированной техники, мебели и строительных материалов).

Автомобильная инфраструктура

Вблизи всех аэропортов в обязательном порядке расположены краткосрочные и долгосрочные парковки, ориентированные на пассажиров аэропорта. В среднем, на 1 млн пассажиров на приаэропортовых территориях приходится около 990 парковочных мест. Кроме того, вблизи всех проанализированных объектов предоставляют свои услуги организации по прокату автомобилей. Для них, а также для каршеринга на приаэропортовых парковках выделяются места, где клиенты могут забрать и оставить арендованный автомобиль. В российских аэропортах данный показатель находится на уровне 250 машиномест на 1 млн пассажиров.

Офисная недвижимость

Офисная недвижимость часто присутствует вблизи аэропортов, но не является обязательным элементом: в 48% случаев на приаэропортовой территории строятся современные качественные офисные здания и бизнес-парки. Арендаторами офисных площадей могут выступать как связанные с авиационной деятельностью структуры (администрации аэропортов, операторы грузоперевозок, представительства туристических агентств), так и компании, чья деятельность напрямую не относится к деятельности аэропорта, и их размещение зависит от степени развития прилегающей территории.

Таким образом, можно сделать вывод, что приаэропортовые территории даже тех аэропортов, которые не использовали модель развития аэротрополисов, развиваются с учетом идей, заложенных в эту концепцию. При этом, в силу отсутствия комплексного подхода, территория развивается более хаотично. 

Модель аэротрополиса набирает популярность, и все больше аэропортов отталкиваются от нее при развитии своих прилегающих территорий. Естественно, самыми развитыми на сегодняшний день считаются приаэропортовые территории аэропортов с наибольшим пассажиропотоком. В число успешных аэротрополисов входит окружение таких крупных аэропортов как американские аэропорты Харсфилд-Джексон, пассажиропоток которого составил более 110 млн человек в 2019 году, и Даллас/Форт Уэрт (более 75 млн пассажиров), голландский Схипхол (более 71 млн пассажиров), сингапурский Чанги (более 68 млн пассажиров). 

АэроСити Схипхол, Нидерланды

Источник: Schiphol, официальный сайт аэропорта Схипхол.

Вышеперечисленные аэропорты входят в список наиболее загруженных аэропортов мира, поэтому территории рядом с ними активно развиваются. Большой пассажиропоток означает большую популярность региона и его успех, в том числе в экономическом плане. Экономически развитые регионы, в свою очередь, имеют больше возможностей для развития территорий, и создание аэротрополисов является для них привлекательным вариантом, в том числе благодаря упрощению коммуникации и ускорению перемещений. Рядом с аэропортом Даллас/Форт Уэрт расположено более 2 тысяч представительств различных компаний, начиная от локальных фирм и заканчивая крупными корпорациями.

Однако низкий пассажиропоток не означает отсутствие потребности в развитии различных функций на приаэропортовых территориях. Развитие прилегающей территории может быть тем катализатором, который подстегнет развитие региона и формирование здесь новой точки роста. Гостиничный сектор, торговля, бизнес-зона, производственно-складская недвижимость являются неотъемлемой частью инфраструктуры современного аэропорта и прилегающей территории, а комплексный подход, в том числе учет в документах территориального планирования региона, увеличивают эффективность создаваемых кластеров.

МНЕНИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕСА

В рамках рабочих проектов компании Б1 мы активно взаимодействуем с местными органами власти и бизнес-сообществом, в том числе проводя опросы с целью выявления потребностей в развитии того или иного формата недвижимости, который планируется разместить на прилегающей к аэропорту территории. В целом мы отмечаем положительный отклик как от представителей органов власти, которые видят потенциальную новую «точку роста» в регионе, так и от местного бизнес-сообщества, которому интересно развиваться в рамках новой современной территории, обладающей хорошей инфраструктурной составляющей. 

Представители малого и среднего бизнеса наиболее заинтересованы в производственно-складских помещениях формата Light Industrial. Больше половины опрошенных выразили интерес в размещении бизнеса в подобных помещениях, отдавая предпочтение помещениям мелкой нарезки (около 200 кв. м), однако более крупная нарезка (500 кв. м) также пользовалась популярностью. При этом около 70% опрошенных говорят о необходимости формирования современной логистической инфраструктуры, в рамках которой возможно оказание различных услуг по обработке, консолидации, отправке / получении грузов. 

Заинтересованность в развитии качественной складской недвижимости выражают, как правило, крупные региональные девелоперы. Ключевым фактором для них становится хорошая транспортная доступность, которая присуща большинству аэропортов. Они готовы инвестировать в складскую недвижимость на приаэропортовых территориях как для последующей сдачи в аренду, так и для собственных нужд.

Интерес представляет и торговая недвижимость. В меньшей степени это классические торговые центры, гораздо предпочтительнее форматы big box, аутлетов и специализированной торговли. 

В зависимости от региона и развитости MICE-инфраструктуры отмечается различная востребованность данного формата среди местных бизнес-сообществ. В регионах, где наблюдается дефицит предложения качественных конгрессно-выставочных центров, респонденты положительно относятся к созданию такой инфраструктуры вблизи аэропорта. 

Офисная недвижимость также была интересна бизнес-сообществу. Около 50% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса выразили заинтересованность в качественной офисной недвижимости класса А или В+. При этом, большинству респондентов предпочтительна аренда помещений менее 100 кв. м по ставке ниже, чем в существующих офисных объектах в городских центрах.

Помимо вышеперечисленных объектов, наиболее востребованных предпринимателями, местные сообщества также интересовались созданием спортивных объектов и рекреационно-развлекательной недвижимости (аквапарки, картодромы и т.д.), которая интересна как местным жителям, так и туристам, приезжающим в регион.

ТРЕНД НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Аэропорт в целом является «воротами в регион», и во многих регионах России именно через него проходит основная масса прибывающих туристов. По результатам исследования, проведенного компанией Б1 совместно с АСИ, более половины россиян рассматривают возможность отдыха в России. Возглавляет список наиболее привлекательных регионов для отдыха Кавказ, также высок интерес к Дальнему Востоку и Крыму. Набирают популярность поездки на Русский Север, в Карелию, Сибирь и Арктику.

Туризм является своеобразным двигателем развития для регионов, образуются новые точки роста, идет тенденция на улучшение качества обслуживания туристической инфраструктуры и вслед за ней – расширение аэропортов. Для планирования модернизации аэропортовой инфраструктуры важен показатель планируемого пассажиропотока. При прогнозе пассажиропотока учитывается в том числе развитие туризма в регионе.

Примером может послужить аэропорт Горно-Алтайска. В 2022 году, по информации главы Республики Алтай, турпоток в регионе вырос на 14% по сравнению с прошлым годом. Этот рост обусловил и рост пассажиропотока в аэропорту: за 6 месяцев с начала 2023 года пассажиропоток вырос более чем на 61% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил около 163 тыс. человек. Такой рост числа пассажиров потребовал принятия решения об увеличении количества рейсов, а в конце июля 2023 года было анонсировано строительство нового аэровокзального комплекса, рассчитанного на пассажиропоток в 1,2 млн человек в год.

Аналогичная ситуация происходит и с Международным аэропортом Сочи. На фоне роста количества туристов в городе, а также с учетом развития программы международных полетов в аэропорту значительно вырос пассажиропоток (пассажиропоток в 2022 году составил около 13 млн человек, что почти в 2 раза выше аналогичного показателя по итогам 2019 года). И в марте 2023 года было объявлено о строительстве нового терминала, а также о развитии прилегающей к аэропорту территории. 

Сейчас мы видим, что федеральные органы власти уделяют значительное внимание развитию внутреннего туризма и идет одновременная разработка совместно с инвесторами сразу нескольких мастер-планов развития крупных территорий не только в центральной России, но и на юге, в Сибири и на Дальнем Востоке, в которых компания Б1, обладая огромным опытом в развитии туристических кластеров, принимает активное участие. 

По мере увеличения внутреннего туристического потока возрастают и требования не только к самому аэропорту, но и к инфраструктуре, расположенной вблизи аэропортов. Становится важным наличие качественных гостиниц с большим количеством номеров и инфраструктуры для проведения встреч и деловых мероприятий, развитие логистики и промышленного потенциала, прежде всего, малых и средних компаний, развлекательной составляющей, торгового сегмента и прочих элементов, характерных для аэротрополиса.

КОМПАНИЯ Б1: ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ И ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ

Одной из целей развития приаэропортовых территорий является удовлетворение максимального числа потребностей всех клиентов – от пассажиров до местных жителей, путем создания инфраструктуры.

В рамках реализации инфраструктурных проектов компания Б1 оказывает комплексные услуги, в том числе разрабатывает мастер-планы развития не только аэропортов и приаэропортовых территорий, а также других объектов транспортной инфраструктуры (например, международные пункты пропуска), проводит комплексный анализ территорий, в том числе анализ землепользования и ограничений, а также международного опыта развития схожих объектов, исследование рынков коммерческой недвижимости в конкурентной зоне, оценку уровня конкуренции и потенциала для развития того или иного сегмента, которые ложатся в основу разрабатываемых вариантов концепции развития и формирования финансовых моделей для определения экономической эффективности предлагаемых решений. 

Компания Б1 реализует инфраструктурные проекты по всей территории России: ЮФО и СКФО, Сибирь, Дальний Восток.

На рынке недвижимости, гостиничного бизнеса, инфраструктуры и строительства компания Б1 представлена специализированной практикой, созданной в 1996 году, которая предоставляет услуги по пяти основным направлениям:

  • Оценка
  • Стратегическое консультирование
  • Управление строительными проектами (project management) 
  • Консультирование по вопросам экологического строительства
  • Консультирование в области гостиничного бизнеса и туристических проектов

Команда практики состоит из более чем 50 специалистов, имеющих профильные сертификаты (CCIM, RICS, PMP, BREEAM, LEED, DGNB), и благодаря структуре компании имеет возможность привлекать на свои проекты налоговых и юридических специалистов по сопровождению сделок, а также других профильных экспертов, в том числе из смежных отраслей.

Более 25 лет мы разрабатываем мастер-планы и концепции комплексного развития туристских территорий и рекреационных объектов, стратегии по управлению портфелями объектов недвижимости, оказываем экспертное сопровождение инвестиционно-строительных проектов на разных стадиях жизненного цикла: бизнес-кейс, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация. Кроме того мы проводим анализ экономической эффективности офисов, гостиниц, торговых центров и инфраструктурных объектов, а также анализ наилучшего использования земельных участков в любых сегментах рынка недвижимости, гостиничного бизнеса, строительства и инфраструктуры.

НАШИ УСЛУГИ:

  • Оценка портфелей недвижимости и отдельных объектов, девелоперских компаний и инвестиционных проектов, включая:
    • Определение оцениваемого объекта
    • Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования
    • Анализ рынка
    • Расчет рыночной или иной стоимости объекта оценки
  • Консультирование в области гостиничного бизнеса и туристических проектов, в том числе:
    • Полный перечень услуг по всем видам гостиничной и рекреационной недвижимости
    • Сопровождение всех этапов предполагаемых проектов, начиная с разработки концепции и прогноза операционных характеристик до заключения контрактов на управление с гостиничными операторами
    • SWOT-анализ и комплексная экспертиза проектов
    • Разработка эффективных концепций застройки
    • Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка
    • Технико-экономическое обоснование, обеспечивающее баланс затрат и прибыли
    • Подготовка бизнес-планов
    • Маркетинговый и отраслевой анализ
  • Управление строительными проектами – экспертное сопровождение инвестиционно-строительных проектов на разных стадиях жизненного цикла:
    • Управление строительными проектами
    • Мониторинг хода реализации проекта
    • Аудит строительных проектов
    • Консультации по экологическому строительству и проектам устойчивого развития
    • Техническая экспертиза объектов недвижимости при совершении сделок
    • Организация бизнес процессов проектной компании
    • Организация офиса управления проектами
    • Разработка методологии управления проектами и др. 

Команда по оказанию консультационных услуг в сфере недвижимости, гостиничного бизнеса, инфраструктуры и строительства Б1 имеет обширный опыт ведения проектов различного масштаба и сложности, а также широкой географической представленности, и готова использовать его в решении задач клиента.

 

Авторы:

  • Ольга Архангельская, партнер Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства
  • Антон Тимонин, менеджер Б1, отдел консультирования в сфере недвижимости, строительства и развития территорий 
  • Мария Ожерельева, младший консультант Б1, отдел консультирования в сфере недвижимости, строительства и развития территорий 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ И КОММЕНТАРИИ В СМИ