Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Law Messenger

Новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость: ключевые изменения начала 2025 года

19.02.2025 г.

Поделиться

1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон № 487-ФЗ от 26 декабря 2024 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «ФЗ № 487-ФЗ»).

Изменения, предусмотренные ФЗ № 487-ФЗ, в первую очередь, направлены на предотвращение эксплуатации и исключение из оборота объектов недвижимости, в отношении которых не был проведен кадастровый учет и регистрация прав. Так, законом фактически запрещается эксплуатация объектов недвижимости, для возведения (реконструкции) которых не требовалось получения разрешения на строительство, до момента их кадастрового учета. Наряду с этим вводится обязанность застройщиков, а также иных лиц, имеющих в соответствии с законом основания для приобретения прав на недвижимость, по осуществлению кадастрового учета, а также регистрации прав на недвижимое имущество. На застройщиков, которые возводят объекты с привлечением средств дольщиков, возлагается обязанность по подаче в Росреестр заявления на регистрацию права собственности дольщиков.

Другим важным нововведением является установление обязательности внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков для целей совершения с ними сделок, а также установления обременений или ограничений в отношении них (кроме сервитута). Без наличия в ЕГРН сведений о границах земельного участка также будет невозможно совершение сделок с объектами недвижимости, расположенными на участке (за исключением линейных объектов). 

За некоторыми исключениями, законом вводится обязательный электронный документооборот для юридических лиц при их обращении в Росреестр за совершением регистрационных действий.

Ввиду установления описанных выше требований к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимое имущество, важно отметить, что с 1 января 2025 года вступили в силу Федеральные законы № 362-ФЗ от 29 октября 2024 года и № 176-ФЗ от 12 июля 2024 года, которыми были увеличены размеры госпошлин за кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество в отдельных случаях. Так увеличение госпошлин коснулось регистрации прав, ограничений, обременений, сделок юридических лиц с недвижимым имуществом, в том числе в отношении предприятий как имущественных комплексов, договоров аренды недвижимости, а также совершения регистрационных действий в отношении недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов.

Таким образом, принятые законодательные изменения потребуют особого внимания к надлежащему проведению кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости как после завершения их строительства, так и при совершении сделок. При этом расходы на осуществление соответствующих регистрационных действий существенно возрастут.

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ

1. Введен запрет на совершение сделок с земельными участками и расположенными на них объектами недвижимости, если границы земельного участка не учтены в ЕГРН

В случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, Росреестром будет осуществляться приостановка регистрации прав в отношении такого земельного участка, в том числе регистрации обременений и ограничений на него. Единственное исключение из этого правила предусмотрено для случаев установления сервитута в отношении земельного участка

Аналогичные основания для приостановки кадастрового учета и регистрации прав предусмотрены для объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках (за исключением линейных объектов). С учетом того, что, в отличие от земельных участков, применительно к зданиям и сооружениям (помещениям в них) не говорится прямо о невозможности регистрации в их отношении ограничений и обременений, такая регистрация, по всей видимости, остается возможной и при отсутствии в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости. Кроме того, наличие в ЕГРН сведений о границах земельного участка также не потребуется в случае, если кадастровый учет или регистрация прав на здание или сооружение (помещения в них) осуществляется в связи с прекращением их существования. 

С 1 марта 2025 года также станет невозможным внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не проведено межевание и, как следствие, не определены его границы. После указанной даты не потребуется проводить межевание только, если сведения о ранее учтенном участке вносятся в ЕГРН:

  • в связи с необходимостью проведения комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка;
  • на основании заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по внесению в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости.

Фактически, данные нововведения направлены на исключение из оборота земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, если в ЕГРН не внесены сведения о местоположении границ земельного участка. Таким образом, совершение сделок с недвижимостью потребует от приобретателя большего внимания к вопросу о надлежащем учете земельных участков в части описания местоположения их границ, а от отчуждателя – дополнительных затрат на осуществление такого учета.

2. Юридические лица должны подавать заявления о кадастровом учете и регистрации прав в электронной форме

Юридические лица обязаны подавать заявления о кадастровом учете или регистрации прав и прилагаемые к ним документы только в электронной форме, за исключением отдельных случаев, в том числе:

  • сделка совершается с физическим лицом (кроме договоров участия в долевом строительстве, которые подаются только в электронной форме);
  • при наличии временной технической невозможности подачи заявлений и (или) документов в форме электронных документов; информация о наличии такой технической невозможности должна быть размещена на официальном сайте регистрирующего органа.

Если заявление будет подано юридическим лицом с нарушением требований к форме такого заявления, заявление и прилагаемые к нему документы подлежат возвращению регистрирующим органом без рассмотрения.

3. Определен момент, с которого строительство или реконструкция здания, или сооружения считаются завершенными

Статья 52 Градостроительного кодекса РФ будет дополнена частями 12-15, положениями которых будет закреплен момент, с которого строительство или реконструкция здания (сооружения) будут считаться завершенными. Данный момент будет определяться в зависимости от вида объекта:

  • с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – для объектов, на строительство или реконструкцию которых требуется получение разрешения на строительство;
  • с даты кадастрового учета объекта – для объектов, на строительство или реконструкцию которых не требуется получение разрешения на строительство (включая жилые или садовые дома, строительство или реконструкция которых осуществлялись без направления уведомления о планируемом строительстве или реконструкции, а также уведомления об окончании их строительства или реконструкции);
  • с даты получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного жилого дома или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности – для объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и садовых домов, для строительства и реконструкции которых требовалось направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции, а также уведомления об окончании их строительства или реконструкции.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством до 1 марта 2031 года кадастровый учет и регистрация прав на объект ИЖС или садовый дом допускается на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок. Направление застройщиком уведомления о планируемом строительстве и об окончании строительства таких объектов в указанный период не требуется (ч. 12 ст. 70 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). С учетом этого, до 1 марта 2031 года объекты ИЖС и садовые дома могут эксплуатироваться без получения от уполномоченного органа уведомления об их соответствии требованиям градостроительного законодательства, но после их кадастрового учета.

Таким образом, изменения напрямую коснутся объектов, для строительства (реконструкции) которых не требуется получение разрешения на строительство (включая объекты ИЖС и садовые дома). До даты кадастрового учета таких объектов, их строительство (реконструкция) не могут считаться завершенными, а значит, их эксплуатация до этого момента невозможна.

4. Вводится обязанность застройщиков (в том числе при возведении объектов с привлечением средств дольщиков) и иных лиц, имеющих основания для приобретения недвижимости, по осуществлению их кадастрового учета и регистрации прав на них

ФЗ № 487-ФЗ прямо предусматривает обязанность застройщиков или иных лиц, имеющих основания для приобретения прав на здание или сооружение (помещения в них), по осуществлению их кадастрового учета и (или) регистрации прав на них.

Застройщики, которые осуществляют возведение многоквартирного дома (МКД) и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с положениями ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – «ФЗ 214-ФЗ»), обязаны в течение 30 рабочих дней со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства подать заявление о регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. Заявление подается застройщиком в электронной форме и без оформления доверенности. Обязанность по осуществлению регистрации права собственности дольщиков на объекты долевого строительства установлена, в том числе для тех случаев, когда передаточный акт не подписан со стороны дольщика.

В отношении отдельных помещений и машино-мест, построенных без привлечения средств дольщиков, но входящих в состав МКД или иного объекта недвижимости, строительство которого осуществлялось в соответствии с ФЗ 214-ФЗ, застройщик обязан подать заявления о регистрации своих прав на них не позднее 6 месяцев с даты кадастрового учета здания. Соответствующие заявления также подаются застройщиками в форме электронных документов.

Приведенные выше нормы также направлены на исключение ситуаций фактического использования объектов недвижимости без проведения их кадастрового учета и (или) регистрации прав на них.

5. Увеличены размеры госпошлин за кадастровый учет и регистрацию прав в отношении недвижимого имущества

Двукратный рост государственных пошлин коснулся, в частности, следующих случаев:

  • регистрация прав, ограничений прав, обременений и сделок с объектами недвижимости для юридических лиц и владельцев паев на недвижимое имущество в составе паевого инвестиционного фонда – пошлина установлена в размере:
    • 44 000 рублей, если кадастровая стоимость объекта не определена или не превышает 22 млн рублей;
    • 0,2 % от кадастровой стоимости объекта, если она превышает 22 млн рублей, но не менее 0,2% от цены сделки и не более 1 млн рублей;
  • регистрация договора аренды недвижимого имущества и соглашений об уступке прав требования по нему – для физических лиц пошлина установлена в размере 4 000 рублей, для юридических лиц – в размере 44 000 рублей;
  • кадастровый учет и регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, регистрация перехода прав на него и сделок с ним, ограничений и обременений в отношении него – пошлина установлена в размере 0,2% от цены активов (т.е. имущества и прав в составе предприятия), но не менее чем 0,2% от цены сделки и не более 1 млн рублей

В результате, расходы организаций на совершение ряда наиболее распространенных регистрационных действий, связанных с созданием объектов недвижимости и совершением сделок с ними, существенно увеличатся.

АВТОРЫ

Константин Литовкин

Константин Литовкин

Партнер Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, группа недвижимости, строительства и ГЧП в России, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Марина Малкова

Марина Малкова

Старший юрист Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

Алина Пестовская

Алина Пестовская

Юрист Б1

Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

Связаться

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все