
Law Messenger
Новый проект закона о принудительных лицензиях: расширение полномочий и оснований их выдачи
13.02.2025 г.
15 января 2025 г. в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» («Законопроект»). Законопроект пока на вынесен на рассмотрение.
Законопроект предполагает внесение масштабных изменений в статью 1360 Гражданского кодекса РФ «Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности», которые предусматривают значительное расширение полномочий федеральных органов исполнительной власти («ФОИВ») по выдаче принудительных лицензий на использование принадлежащих правообладателям патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, действующих в России («Патентов»).
Законопроект предлагает ввести следующий новый механизм выдачи принудительных лицензий:
-
Уполномоченный Правительством РФ ФОИВ имеет право утверждать перечень неиспользуемых или недостаточно используемых в сфере его ведения Патентов, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития (последнее основание ранее отсутствовало в законе).
-
ФОИВ публикует перечень на своем официальном интернет-сайте и отправляет его в Роспатент, который, в свою очередь, формирует общероссийский перечень неиспользуемых или недостаточно используемых Патентов, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития.
-
Патентообладатель вправе подать в ФОИВ обращение об исключении Патента из перечня, что, однако, не влечет приостановление действия перечня и последствий включения Патента в него. Указанное обращение должно сопровождаться доказательствами того, что Патент в достаточно степени используется на территории РФ.
-
После публикации перечня любое российское юридическое лицо, соответствующие установленным Правительством РФ требованиям, может подать в ФОИВ, опубликовавший соответствующий перечень, заявку об использовании включенного в перечень Патента.
-
Получивший такую заявку ФОИВ уведомляет патентообладателя и предлагает ему заключить с заявителем лицензионный договор. Срок для заключения лицензионного договора составляет 90 дней с даты уведомления.
-
В случае, если патентообладатель отказывается заключать лицензионный договор либо отказывается надлежащим образом исполнять заключенный лицензионный договор, ФОИВ направляет копии поданной заявки для согласования в Роспатент, ФАС РФ и некоторые иные указанные в Законопроекте государственные органы для согласования. По результатам согласования, ФОИВ принимает решение о выдаче / отказе в выдаче принудительной лицензии.
-
ФОИВ уведомляет о принятом решении Роспатент (для целей регистрации права на использование Патента) и патентообладателя.
-
Принудительная лицензия действует в течении всего срока действия исключительного права. Размер вознаграждения патентообладателя определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, однако патентообладатель и заявитель могут заключить соглашение об определении размера вознаграждения.
-
Уведомление патентообладателя о подаче заявки на принудительную лицензию, согласование ее выдачи с уполномоченными органами, а также информирование о выдаче принудительной лицензии не осуществляются, если использование Патента связано с интересами обороны, национальной безопасности, а также в иных случаях, предусмотренных Правительством РФ. При этом вознаграждение за использование такого Патента подлежит уплате.
-
Решение о выдаче принудительной лицензии может быть отменено в случае, если (1) патентообладатель обеспечит использование Патента на территории РФ, либо если (2) заявитель не воспользуется своим правом на использование Патента в течении 3 лет с даты получения разрешения.
На наш взгляд, Законопроект содержит ряд положений, которые могут повлечь значительные риски для неограниченного круга патентообладателей:
-
Предусмотренная Законопроектом система принудительного лицензирования применима, по сути, к любым неиспользуемым / недостаточно используемым в России Патентам, вне зависимости от того, является ли патентообладатель российским лицом, «дружественным» или «недружественным» иностранным лицом. Соответственно, круг патентообладателей, чьи права могут быть затронуты принудительной лицензией, является неограниченным.
-
В соответствии с текущей редакцией ст. 1360 Гражданского кодекса РФ только Правительство РФ уполномочено выдавать принудительные лицензии, т.е. данный институт является, в определенном смысле, инструментом для точечного воздействия. Законопроект, в свою очередь, предлагает наделить полномочиями по выдаче принудительных лицензий потенциально неограниченное количество ФОИВ, что может повлечь большое количество злоупотреблений.
-
Законопроект не закрепляет за патентообладателями право на оспаривание включение Патента в перечень ФОИВ в судебном порядке – решение о включении / не включении / исключении Патента из перечня ФОИВ принимается исключительно на уровне ФОИВ, к сфере ведения которого относится Патент.
Таким образом, ожидается, что Законопроект в случае его принятия окажет значительное влияние на инвестиционную привлекательность РФ, развитие наукоемких секторов Российской экономики, и на патентное право, как таковое.
Законопроект в его текущей редакции не дает точного понимания количества ФОИВ, которые могут быть уполномочены Правительством РФ на выдачу принудительных лицензий, не устанавливает единых для всех ФОИВ правил по формированию и ведению перечней неиспользуемых Патентов, правил по взаимодействию с патентообладателями, правил по оспариванию включения Патентов в перечни и т.д. Все это означает, что в целях наиболее оперативного реагирования правообладатели должны будут осуществлять постоянный мониторинг на предмет включения Патентов в перечни различных ФОИВ и взаимодействовать с последними не в рамках единых федеральных норм, а в рамках локальных правил каждого отдельно ФОИВ. Учитывая, что Законопроект, как указано выше, прямо не предусматривает судебной защиты прав и интересов патентообладателей, последние, фактически, будут вынуждены действовать исключительно в рамках и с помощью инструментов, установленных конкретными ФОИВ.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 готова проконсультировать вас по любым юридическим вопросам по управлению рисками в сфере охраны ваших патентных прав, в том числе в связи с Законопроектом в случае его принятия.
Подробнее
Авторы
 (1).jpg)
Дмитрий Семенов
Директор Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Руководитель IP-практики. Специализируется на широком спектре вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью
Связаться
.jpg)
Дмитрий Коровин
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Упрощен порядок инвестирования иностранными инвесторами в российскую экономику
1 июля 2025 года Президент России подписал указ № 436 «О дополнительных гарантиях прав иностранных инвесторов». Указ упрощает иностранные инвестиции в российскую экономику: он позволяет иностранным инвесторам – включая инвесторов из недружественных юрисдикций – приобретать российские ценные бумаги без предварительного согласования с регуляторами.
07.07.2025
.jpg)
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025

Новые правила обратного выкупа долей (акций) российских хозяйственных обществ иностранными недружественными инвесторами
Комитет Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям направил в Правительство на одобрение поправки в закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые существенно изменяют условия обратного выкупа акций (долей) российских компаний, проданных иностранными инвесторами в период с 24 февраля 2022 года по 1 марта 2025 года.
23.05.2025
.jpg)
Новые правила перевода земель с/х назначения в земли иных категорий
1 апреля 2025 подписан закон № 52-ФЗ, которым вносятся изменения в ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ЗК РФ и ГрК РФ. Поправками усложняется процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, сокращается число возможных оснований для перевода и изъятия сельхозугодий для государственных и муниципальных нужд, вводятся иные ограничения, предотвращающие уменьшение площади с/х земель в стране.
12.05.2025