
Law Messenger
Новый проект закона о принудительных лицензиях: расширение полномочий и оснований их выдачи
13.02.2025 г.
15 января 2025 г. в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» («Законопроект»). Законопроект пока на вынесен на рассмотрение.
Законопроект предполагает внесение масштабных изменений в статью 1360 Гражданского кодекса РФ «Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности», которые предусматривают значительное расширение полномочий федеральных органов исполнительной власти («ФОИВ») по выдаче принудительных лицензий на использование принадлежащих правообладателям патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, действующих в России («Патентов»).
Законопроект предлагает ввести следующий новый механизм выдачи принудительных лицензий:
-
Уполномоченный Правительством РФ ФОИВ имеет право утверждать перечень неиспользуемых или недостаточно используемых в сфере его ведения Патентов, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития (последнее основание ранее отсутствовало в законе).
-
ФОИВ публикует перечень на своем официальном интернет-сайте и отправляет его в Роспатент, который, в свою очередь, формирует общероссийский перечень неиспользуемых или недостаточно используемых Патентов, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития.
-
Патентообладатель вправе подать в ФОИВ обращение об исключении Патента из перечня, что, однако, не влечет приостановление действия перечня и последствий включения Патента в него. Указанное обращение должно сопровождаться доказательствами того, что Патент в достаточно степени используется на территории РФ.
-
После публикации перечня любое российское юридическое лицо, соответствующие установленным Правительством РФ требованиям, может подать в ФОИВ, опубликовавший соответствующий перечень, заявку об использовании включенного в перечень Патента.
-
Получивший такую заявку ФОИВ уведомляет патентообладателя и предлагает ему заключить с заявителем лицензионный договор. Срок для заключения лицензионного договора составляет 90 дней с даты уведомления.
-
В случае, если патентообладатель отказывается заключать лицензионный договор либо отказывается надлежащим образом исполнять заключенный лицензионный договор, ФОИВ направляет копии поданной заявки для согласования в Роспатент, ФАС РФ и некоторые иные указанные в Законопроекте государственные органы для согласования. По результатам согласования, ФОИВ принимает решение о выдаче / отказе в выдаче принудительной лицензии.
-
ФОИВ уведомляет о принятом решении Роспатент (для целей регистрации права на использование Патента) и патентообладателя.
-
Принудительная лицензия действует в течении всего срока действия исключительного права. Размер вознаграждения патентообладателя определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, однако патентообладатель и заявитель могут заключить соглашение об определении размера вознаграждения.
-
Уведомление патентообладателя о подаче заявки на принудительную лицензию, согласование ее выдачи с уполномоченными органами, а также информирование о выдаче принудительной лицензии не осуществляются, если использование Патента связано с интересами обороны, национальной безопасности, а также в иных случаях, предусмотренных Правительством РФ. При этом вознаграждение за использование такого Патента подлежит уплате.
-
Решение о выдаче принудительной лицензии может быть отменено в случае, если (1) патентообладатель обеспечит использование Патента на территории РФ, либо если (2) заявитель не воспользуется своим правом на использование Патента в течении 3 лет с даты получения разрешения.
На наш взгляд, Законопроект содержит ряд положений, которые могут повлечь значительные риски для неограниченного круга патентообладателей:
-
Предусмотренная Законопроектом система принудительного лицензирования применима, по сути, к любым неиспользуемым / недостаточно используемым в России Патентам, вне зависимости от того, является ли патентообладатель российским лицом, «дружественным» или «недружественным» иностранным лицом. Соответственно, круг патентообладателей, чьи права могут быть затронуты принудительной лицензией, является неограниченным.
-
В соответствии с текущей редакцией ст. 1360 Гражданского кодекса РФ только Правительство РФ уполномочено выдавать принудительные лицензии, т.е. данный институт является, в определенном смысле, инструментом для точечного воздействия. Законопроект, в свою очередь, предлагает наделить полномочиями по выдаче принудительных лицензий потенциально неограниченное количество ФОИВ, что может повлечь большое количество злоупотреблений.
-
Законопроект не закрепляет за патентообладателями право на оспаривание включение Патента в перечень ФОИВ в судебном порядке – решение о включении / не включении / исключении Патента из перечня ФОИВ принимается исключительно на уровне ФОИВ, к сфере ведения которого относится Патент.
Таким образом, ожидается, что Законопроект в случае его принятия окажет значительное влияние на инвестиционную привлекательность РФ, развитие наукоемких секторов Российской экономики, и на патентное право, как таковое.
Законопроект в его текущей редакции не дает точного понимания количества ФОИВ, которые могут быть уполномочены Правительством РФ на выдачу принудительных лицензий, не устанавливает единых для всех ФОИВ правил по формированию и ведению перечней неиспользуемых Патентов, правил по взаимодействию с патентообладателями, правил по оспариванию включения Патентов в перечни и т.д. Все это означает, что в целях наиболее оперативного реагирования правообладатели должны будут осуществлять постоянный мониторинг на предмет включения Патентов в перечни различных ФОИВ и взаимодействовать с последними не в рамках единых федеральных норм, а в рамках локальных правил каждого отдельно ФОИВ. Учитывая, что Законопроект, как указано выше, прямо не предусматривает судебной защиты прав и интересов патентообладателей, последние, фактически, будут вынуждены действовать исключительно в рамках и с помощью инструментов, установленных конкретными ФОИВ.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 готова проконсультировать вас по любым юридическим вопросам по управлению рисками в сфере охраны ваших патентных прав, в том числе в связи с Законопроектом в случае его принятия.
Подробнее
Авторы
 (1).jpg)
Дмитрий Семенов
Директор Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Руководитель IP-практики. Специализируется на широком спектре вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью
Связаться
.jpg)
Дмитрий Коровин
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025

Обзор последних изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве
В конце декабря 2024 года в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, а также нормативные правовые акты, устанавливающие временные меры регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, были внесены многочисленные изменения.
24.02.2025

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
21.02.2025

Новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость: ключевые изменения начала 2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в градостроительное законодательство и законодательство о регистрации недвижимости, которыми вводятся новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость.
19.02.2025

Поправки в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью
С 1 марта 2025 года вступают в силу поправки в Закон об акционерных общества и в Закон об обществах с ограниченной ответственностью.
19.02.2025
.jpg)
Новый проект закона о принудительных лицензиях: расширение полномочий и оснований их выдачи
15 января 2025 г. в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект пока на вынесен на рассмотрение.
13.02.2025