
Law Messenger
Санкции США в сфере ИТ: новые исключения для компаний с иностранным владением
29.10.2024 г.
Летом 2024 года Управлением по контролю за иностранными финансами США («OFAC») были опубликованы новые санкционные ограничения, затрагивающие предоставление IT-услуг и облачных сервисов российским лицам. Соответствующие меры вступили в силу 12 сентября 2024 года. Ранее мы рассказывали о них.
Вместе с тем, важно учесть, что осенью 2024 года также было дополнено Положение об экспортном администрировании США («EAR») в отношении экспорта программного обеспечения («ПО») российским лицам.
С 16 сентября 2024 года в EAR был закреплен запрет на экспорт, реэкспорт или передачу (внутри страны) в Россию и на ее территории ПО, которое относится к следующим категориям:
- Планирование ресурсов предприятия (ERP)
- Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)
- Бизнес-аналитика (BI)
- Управление цепочками поставок (SCM)
- Хранилище данных предприятия (EDW)
- Компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS)
- Программное обеспечение для управления проектами, управление жизненным циклом продукции (PLM)
- Информационное моделирование зданий (BIM)
- Автоматизированное проектирование (CAD)
- Автоматизированное производство (CAM)
- Проектирование на заказ (ETO)
- Программное обеспечение для эксплуатации станков с числовым программным управлением (CNC).
Ограничения распространяются и на обновления ПО, которое относится к обозначенным выше категориям.
По общему правилу, для осуществления запрещенных действий с ПО необходимо получить лицензию Бюро промышленности и безопасности США («BIS»). При этом в EAR установлены изъятия из общего правила, в соответствии с которыми лицензия для экспорта, реэкспорта или передачу (внутри страны) в Россию и на ее территории запрещенного ПО может не требоваться.
Например, для экспорта, реэкспорта или передачи (внутри страны) в Россию или на ее территории запрещенного ПО не требуется лицензия для следующих гражданских конечных пользователей:
- Дочерние общества, филиалы или торговые представительства, полностью принадлежащие американским компаниям
- Совместные предприятия («СП») двух и более американских компаний, включая полностью принадлежащие им дочерние общества, филиалы или торговые представительства таких СП
- СП между американскими компаниями и компаниями со штаб-квартирами в странах из Группы стран A:5 или A:6, включая дочерние общества, филиалы или торговые представительства таких СП
- Дочерние общества, филиалы или торговые представительства, полностью принадлежащие компаниям со штаб-квартирами в странах из Группы стран A:5 или A:6
- СП между двумя или более компаниями со штаб-квартирами в странах из Группы стран A:5 или A:6, включая полностью принадлежащие им дочерние общества, филиалы или торговые представительства.
Страны Групп стран A:5 и A:6 включают страны-участницы Европейского союза, Канаду, Японию, Индию, Израиль, Южную Корею, Швейцарию, Тайвань, Великобританию и другие.
Аналогичный подход применим к предоставлению ПО в Беларусь.
OFAC также дополнил свои разъяснения, согласно которым американские лица могут продолжать оказание услуг по IT-поддержке и облачных услуг, включая Software-as-a-Service, в адрес указанных выше конечных пользователей.
Соответственно, положение российских компаний с иностранным владением, если такие компании отвечают заданным критериям, становится более стабильным за счет возможности использовать ПО без получения лицензии экспортером лицензии BIS. Однако особенности применения, в т.ч. в будущем, рассматриваемой нормы требуют анализа в каждом отдельном случае.
Учитывая, что преимущественное число западных правообладателей и дистрибьюторов ПО ограничило предоставление ПО и IT-услуг в РФ за последние пару лет, остается под вопросом, насколько введенное исключение на практике окажет позитивное влияние на доступ к американскому ПО. В любом случае, новые положения EAR следует принимать во внимание при планировании того, как будет развиваться и функционировать ИТ-инфраструктура компаний с иностранными владельцами.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 имеет значительный опыт консультирования зарубежных и российских субъектов по вопросам влияния санкций США на их деятельность и готова оказать консультационную поддержку по любым вопросам, связанным с санкционным регулированием в области IT и предоставления прав на ПО.
Подробнее
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
.jpg)
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
.jpg)
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Упрощен порядок инвестирования иностранными инвесторами в российскую экономику
1 июля 2025 года Президент России подписал указ № 436 «О дополнительных гарантиях прав иностранных инвесторов». Указ упрощает иностранные инвестиции в российскую экономику: он позволяет иностранным инвесторам – включая инвесторов из недружественных юрисдикций – приобретать российские ценные бумаги без предварительного согласования с регуляторами.
07.07.2025
.jpg)
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025

Новые правила обратного выкупа долей (акций) российских хозяйственных обществ иностранными недружественными инвесторами
Комитет Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям направил в Правительство на одобрение поправки в закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые существенно изменяют условия обратного выкупа акций (долей) российских компаний, проданных иностранными инвесторами в период с 24 февраля 2022 года по 1 марта 2025 года.
23.05.2025