Law Messenger
Санкции США в сфере ИТ: новые исключения для компаний с иностранным владением
29.10.2024 г.
Летом 2024 года Управлением по контролю за иностранными финансами США («OFAC») были опубликованы новые санкционные ограничения, затрагивающие предоставление IT-услуг и облачных сервисов российским лицам. Соответствующие меры вступили в силу 12 сентября 2024 года. Ранее мы рассказывали о них.
Вместе с тем, важно учесть, что осенью 2024 года также было дополнено Положение об экспортном администрировании США («EAR») в отношении экспорта программного обеспечения («ПО») российским лицам.
С 16 сентября 2024 года в EAR был закреплен запрет на экспорт, реэкспорт или передачу (внутри страны) в Россию и на ее территории ПО, которое относится к следующим категориям:
- Планирование ресурсов предприятия (ERP)
- Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)
- Бизнес-аналитика (BI)
- Управление цепочками поставок (SCM)
- Хранилище данных предприятия (EDW)
- Компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS)
- Программное обеспечение для управления проектами, управление жизненным циклом продукции (PLM)
- Информационное моделирование зданий (BIM)
- Автоматизированное проектирование (CAD)
- Автоматизированное производство (CAM)
- Проектирование на заказ (ETO)
- Программное обеспечение для эксплуатации станков с числовым программным управлением (CNC).
Ограничения распространяются и на обновления ПО, которое относится к обозначенным выше категориям.
По общему правилу, для осуществления запрещенных действий с ПО необходимо получить лицензию Бюро промышленности и безопасности США («BIS»). При этом в EAR установлены изъятия из общего правила, в соответствии с которыми лицензия для экспорта, реэкспорта или передачу (внутри страны) в Россию и на ее территории запрещенного ПО может не требоваться.
Например, для экспорта, реэкспорта или передачи (внутри страны) в Россию или на ее территории запрещенного ПО не требуется лицензия для следующих гражданских конечных пользователей:
- Дочерние общества, филиалы или торговые представительства, полностью принадлежащие американским компаниям
- Совместные предприятия («СП») двух и более американских компаний, включая полностью принадлежащие им дочерние общества, филиалы или торговые представительства таких СП
- СП между американскими компаниями и компаниями со штаб-квартирами в странах из Группы стран A:5 или A:6, включая дочерние общества, филиалы или торговые представительства таких СП
- Дочерние общества, филиалы или торговые представительства, полностью принадлежащие компаниям со штаб-квартирами в странах из Группы стран A:5 или A:6
- СП между двумя или более компаниями со штаб-квартирами в странах из Группы стран A:5 или A:6, включая полностью принадлежащие им дочерние общества, филиалы или торговые представительства.
Страны Групп стран A:5 и A:6 включают страны-участницы Европейского союза, Канаду, Японию, Индию, Израиль, Южную Корею, Швейцарию, Тайвань, Великобританию и другие.
Аналогичный подход применим к предоставлению ПО в Беларусь.
OFAC также дополнил свои разъяснения, согласно которым американские лица могут продолжать оказание услуг по IT-поддержке и облачных услуг, включая Software-as-a-Service, в адрес указанных выше конечных пользователей.
Соответственно, положение российских компаний с иностранным владением, если такие компании отвечают заданным критериям, становится более стабильным за счет возможности использовать ПО без получения лицензии экспортером лицензии BIS. Однако особенности применения, в т.ч. в будущем, рассматриваемой нормы требуют анализа в каждом отдельном случае.
Учитывая, что преимущественное число западных правообладателей и дистрибьюторов ПО ограничило предоставление ПО и IT-услуг в РФ за последние пару лет, остается под вопросом, насколько введенное исключение на практике окажет позитивное влияние на доступ к американскому ПО. В любом случае, новые положения EAR следует принимать во внимание при планировании того, как будет развиваться и функционировать ИТ-инфраструктура компаний с иностранными владельцами.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 имеет значительный опыт консультирования зарубежных и российских субъектов по вопросам влияния санкций США на их деятельность и готова оказать консультационную поддержку по любым вопросам, связанным с санкционным регулированием в области IT и предоставления прав на ПО.
Подробнее
Авторы
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
10.12.2024
Новая ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных
27 ноября 2024 года Совет Федерации РФ одобрил два законопроекта № 502104-8 и № 502113-8, которые существенным образом меняют ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных. Предполагается, что предложенные изменения подведут итог масштабной реформы ответственности за неправомерную обработку персональных данных.
28.11.2024
Санкции США против российского финансового сектора
21 ноября 2024 г. Управление по контролю за финансовыми активами США (OFAC) объявило о новых санкциях против России. Новые ограничения, в частности, касаются АО «Газпромбанк», более 50 российских банков, 40 регистраторов, а также 11 должностных лиц ЦБ РФ.
26.11.2024
Обзор санкций США в отношении Беларуси
2024 год отметился расширением ограничений в отношении Беларуси и новыми включениями белорусских лиц в санкционные списки. Предлагаем разобраться в санкционном режиме в отношении Беларуси – начнем с санкционного режима США.
18.11.2024
Санкции США в сфере ИТ: новые исключения для компаний с иностранным владением
Осенью 2024 года было дополнено Положение об экспортном администрировании США («EAR») в отношении экспорта программного обеспечения («ПО») российским лицам. С 16 сентября 2024 года в EAR был закреплен запрет на экспорт, реэкспорт или передачу (внутри страны) в Россию и на ее территории ПО, которое относится к некоторым категориям.
29.10.2024
Новые законы и новые возможности в сфере регулирования криптовалюты (цифровая валюта и цифровые права)
Приняты новые законы в сфере регулирования цифровой валюты и цифровых прав, которые расширяют возможности их использования в трансграничных расчетах.
04.10.2024
Указ Президента РФ № 767: ключевые изменения
9 сентября 2024 был опубликован новый Указ Президента № 767 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации». Основные изменения касаются порядка совершения сделок (операций), учета и исполнения обязательств по еврооблигациям и замещающим облигациям, в цепочке владения которыми присутствовали лица из недружественных иностранных государств, а также процедуры получения разрешения на выплату российскими компаниями прибыли лицам из недружественных государств.
16.09.2024