
Law Messenger
Новые санкции США в сфере ИТ: изучаем нюансы и последствия
20.06.2024 г.
12 июня 2024 года Управление по контролю за иностранными финансами США («OFAC») опубликовало новые ограничительные меры, направленные на российский ИТ-сектор. Введенные правила во многом схожи с подходом ЕС к ИТ-услугам и программному обеспечению («ПО»), ограничения на которые были существенно расширены в рамках 12 пакета ограничительных мер ЕС ранее в декабре 2023 года. Более того, отдельные американские правообладатели рассматривали ограничение доступа уже весной, следуя духу ограничительных мер ЕС. В то же время новое самостоятельное регулирование OFAC характеризуется собственными нюансами.
Принятые OFAC ограничительные меры предусматривают запрет на экспорт, реэкспорт, продажу или поставку прямо или косвенно из США или американским лицом, независимо от места его нахождения, в адрес любого российского лица:
- Услуг по консультированию и проектированию в области ИТ; и
- Услуг по ИТ-поддержке и облачных услуг для ПО для управления предприятием (enterprise management), проектирования и производства (designandmanufacturing).
Указанные ограничения вступят в силу 12 сентября 2024 года.
При этом они не распространяются (1) на услуги в пользу компаний, которые расположены в России и прямо или косвенно контролируются американскими лицами, а также (2) на любые услуги, связанные с прекращением деятельности или продажи бизнеса в России, если компания не находится в собственности, под прямым или косвенным контролем российского лица.
В FAQ OFAC приведены примеры ситуаций, которые попадают под новые ограничения:
- когда американская компания продает подписку на облачное ПО для планирования ресурсов предприятия российской компании;
- когда американская компания заключает с российской компанией договор на оказание ей помощи в модернизации ИТ-систем;
- когда американский поставщик услуг подписывает контракт с российской компанией на разработку и проектирование ПО, которое российская компания использует для внутренних целей.
В FAQOFAC также разъяснено, что запрет не распространяется на ситуации, когда американская компания предоставляет российским физическим и юридическим лицам постоянный доступ к бесплатным общедоступным облачным веб-приложениям, таким как электронная почта, электронные таблицы и приложения для работы с документами. Однако указание на возможность использовать такие сервисы в коммерческих целях в FAQ отсутствует.
Генеральные лицензии
Вместе с новыми ограничительными мерами OFAC выпустило и соответствующие Генеральные лицензии – так, опубликованы Генеральная лицензия 6D, в соответствии с которой допускается обновление ПО, предназначенного для медицинских изделий, и Генеральная лицензия 25D, посвященная сделкам, связанным с телекоммуникациями и определенными видами связи через Интернет.
Последняя лицензия допускает осуществление следующих операций:
- Все операции, обычно связанные и необходимые для получения или передачи телекоммуникаций;
- Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка в Россию, прямо или косвенно, из США или американскими лицами, где бы они ни находились, услуг, связанных с обменом сообщениями через Интернет (мгновенные сообщения, чат и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями и фильмами, просмотр веб-страниц, ведение блогов, платформы социальных сетей, платформы для сотрудничества, видеоконференции, электронные игры, платформы электронного обучения, автоматический перевод, веб-карты, услуги аутентификации пользователей, веб-хостинг и услуги регистрации доменных имен);
- Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка в Россию, прямо или косвенно, из США или американскими лицами ПО, аппаратных средств или технологий, связанных с обменом сообщениями через Интернет, когда они:
- подпадают под действие Положения об экспортном администрировании («EAR»); или
- не подпадают под действие EAR, но подлежали бы лицензионному исключению или были бы иным образом разрешены Министерством торговли, если бы они подпадали под действие EAR.
При этом Генеральная лицензия 25D не распространяется на:
- Открытие или ведение корреспондентского счета или сквозного счета для или от имени любой организации, подпадающей под действие Директивы №2 в соответствии с Исполнительным указом №14024;
- Любое списание средств со счета Центрального банка, Фонда национального благосостояния или Министерства финансов, находящегося на балансе американского финансового учреждения;
- Любые операции, запрещенные Исполнительными указами №14066 и №14068; или
- Любые сделки с участием АО «Первый канал Россия», АО «Вещательная компания НТВ», Телевизионной станции «Россия-1», ООО «Алгоритм», «Новое восточное обозрение», «Восточное обозрение» или Garantex Europe OU, если на то нет отдельного разрешения.
Последствия новых ограничений
В скором времени, с вступлением в силу рассматриваемых ограничительных мер, российскому бизнесу предстоит столкнуться с новыми вызовами. С высокой вероятностью санкции будут применять как компании США, так и правообладатели из других стран, для которых актуален риск вторичных санкций. Мы не можем исключать распространение ситуаций оверкомплаенса, то есть обстоятельств, когда иностранные компании будут закрывать доступ к ИТ-продуктам в случаях, не попадающих под ограничения OFAC, с целью полностью обезопасить себя.
Исходя из акта и FAQOFAC, категории запрещенного ПО совпадают с категориями, попадающими под ограничения ЕС. В отношении вопроса, какие конкретно программные продукты попадают под запрет, так же как и в ЕС сохраняется неопределенность и необходимость анализа используемого ПО и ИТ-услуг на предмет соотношения с запрещенными категориями.
Среди наиболее распространенных на территории России американских ПО можно назвать, например, ИТ-решения от Microsoft, которые используются в подавляющем большинстве компаний. Следует отметить, что в установленных случаях некоторое ПО в рамках программных пакетов Microsoft может попадать под действие Генеральной лицензии 25D (например, сервис электронной почты Outlook), тогда как статус иного ПО пока не определен (включая Excel, Word и иные продукты, которые напрямую не названы в числе запрещенных категорий ПО, но и в Генеральной лицензии 25D не поименованы).
Учитывая риски, связанные с новыми ограничениями, рекомендуется уделить особое внимание анализу применимости таких мер к используемому в компании ПО и разработке возможных способов их минимизации. Такой анализ требует привлечения как технических ИТ-экспертов, ИТ-директоров, так и юристов санкционной и IP практик.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 обладает широким опытом юридического консультирования в области санкционных ограничений и готова оказать консультационную поддержку по любым вопросам, связанным с ограничительными мерами в сфере ИТ.
Подробнее
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
.jpg)
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
.jpg)
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Упрощен порядок инвестирования иностранными инвесторами в российскую экономику
1 июля 2025 года Президент России подписал указ № 436 «О дополнительных гарантиях прав иностранных инвесторов». Указ упрощает иностранные инвестиции в российскую экономику: он позволяет иностранным инвесторам – включая инвесторов из недружественных юрисдикций – приобретать российские ценные бумаги без предварительного согласования с регуляторами.
07.07.2025
.jpg)
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025

Новые правила обратного выкупа долей (акций) российских хозяйственных обществ иностранными недружественными инвесторами
Комитет Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям направил в Правительство на одобрение поправки в закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые существенно изменяют условия обратного выкупа акций (долей) российских компаний, проданных иностранными инвесторами в период с 24 февраля 2022 года по 1 марта 2025 года.
23.05.2025