
Law Messenger
Новые санкции США в сфере ИТ: изучаем нюансы и последствия
20.06.2024 г.
12 июня 2024 года Управление по контролю за иностранными финансами США («OFAC») опубликовало новые ограничительные меры, направленные на российский ИТ-сектор. Введенные правила во многом схожи с подходом ЕС к ИТ-услугам и программному обеспечению («ПО»), ограничения на которые были существенно расширены в рамках 12 пакета ограничительных мер ЕС ранее в декабре 2023 года. Более того, отдельные американские правообладатели рассматривали ограничение доступа уже весной, следуя духу ограничительных мер ЕС. В то же время новое самостоятельное регулирование OFAC характеризуется собственными нюансами.
Принятые OFAC ограничительные меры предусматривают запрет на экспорт, реэкспорт, продажу или поставку прямо или косвенно из США или американским лицом, независимо от места его нахождения, в адрес любого российского лица:
- Услуг по консультированию и проектированию в области ИТ; и
- Услуг по ИТ-поддержке и облачных услуг для ПО для управления предприятием (enterprise management), проектирования и производства (designandmanufacturing).
Указанные ограничения вступят в силу 12 сентября 2024 года.
При этом они не распространяются (1) на услуги в пользу компаний, которые расположены в России и прямо или косвенно контролируются американскими лицами, а также (2) на любые услуги, связанные с прекращением деятельности или продажи бизнеса в России, если компания не находится в собственности, под прямым или косвенным контролем российского лица.
В FAQ OFAC приведены примеры ситуаций, которые попадают под новые ограничения:
- когда американская компания продает подписку на облачное ПО для планирования ресурсов предприятия российской компании;
- когда американская компания заключает с российской компанией договор на оказание ей помощи в модернизации ИТ-систем;
- когда американский поставщик услуг подписывает контракт с российской компанией на разработку и проектирование ПО, которое российская компания использует для внутренних целей.
В FAQOFAC также разъяснено, что запрет не распространяется на ситуации, когда американская компания предоставляет российским физическим и юридическим лицам постоянный доступ к бесплатным общедоступным облачным веб-приложениям, таким как электронная почта, электронные таблицы и приложения для работы с документами. Однако указание на возможность использовать такие сервисы в коммерческих целях в FAQ отсутствует.
Генеральные лицензии
Вместе с новыми ограничительными мерами OFAC выпустило и соответствующие Генеральные лицензии – так, опубликованы Генеральная лицензия 6D, в соответствии с которой допускается обновление ПО, предназначенного для медицинских изделий, и Генеральная лицензия 25D, посвященная сделкам, связанным с телекоммуникациями и определенными видами связи через Интернет.
Последняя лицензия допускает осуществление следующих операций:
- Все операции, обычно связанные и необходимые для получения или передачи телекоммуникаций;
- Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка в Россию, прямо или косвенно, из США или американскими лицами, где бы они ни находились, услуг, связанных с обменом сообщениями через Интернет (мгновенные сообщения, чат и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями и фильмами, просмотр веб-страниц, ведение блогов, платформы социальных сетей, платформы для сотрудничества, видеоконференции, электронные игры, платформы электронного обучения, автоматический перевод, веб-карты, услуги аутентификации пользователей, веб-хостинг и услуги регистрации доменных имен);
- Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка в Россию, прямо или косвенно, из США или американскими лицами ПО, аппаратных средств или технологий, связанных с обменом сообщениями через Интернет, когда они:
- подпадают под действие Положения об экспортном администрировании («EAR»); или
- не подпадают под действие EAR, но подлежали бы лицензионному исключению или были бы иным образом разрешены Министерством торговли, если бы они подпадали под действие EAR.
При этом Генеральная лицензия 25D не распространяется на:
- Открытие или ведение корреспондентского счета или сквозного счета для или от имени любой организации, подпадающей под действие Директивы №2 в соответствии с Исполнительным указом №14024;
- Любое списание средств со счета Центрального банка, Фонда национального благосостояния или Министерства финансов, находящегося на балансе американского финансового учреждения;
- Любые операции, запрещенные Исполнительными указами №14066 и №14068; или
- Любые сделки с участием АО «Первый канал Россия», АО «Вещательная компания НТВ», Телевизионной станции «Россия-1», ООО «Алгоритм», «Новое восточное обозрение», «Восточное обозрение» или Garantex Europe OU, если на то нет отдельного разрешения.
Последствия новых ограничений
В скором времени, с вступлением в силу рассматриваемых ограничительных мер, российскому бизнесу предстоит столкнуться с новыми вызовами. С высокой вероятностью санкции будут применять как компании США, так и правообладатели из других стран, для которых актуален риск вторичных санкций. Мы не можем исключать распространение ситуаций оверкомплаенса, то есть обстоятельств, когда иностранные компании будут закрывать доступ к ИТ-продуктам в случаях, не попадающих под ограничения OFAC, с целью полностью обезопасить себя.
Исходя из акта и FAQOFAC, категории запрещенного ПО совпадают с категориями, попадающими под ограничения ЕС. В отношении вопроса, какие конкретно программные продукты попадают под запрет, так же как и в ЕС сохраняется неопределенность и необходимость анализа используемого ПО и ИТ-услуг на предмет соотношения с запрещенными категориями.
Среди наиболее распространенных на территории России американских ПО можно назвать, например, ИТ-решения от Microsoft, которые используются в подавляющем большинстве компаний. Следует отметить, что в установленных случаях некоторое ПО в рамках программных пакетов Microsoft может попадать под действие Генеральной лицензии 25D (например, сервис электронной почты Outlook), тогда как статус иного ПО пока не определен (включая Excel, Word и иные продукты, которые напрямую не названы в числе запрещенных категорий ПО, но и в Генеральной лицензии 25D не поименованы).
Учитывая риски, связанные с новыми ограничениями, рекомендуется уделить особое внимание анализу применимости таких мер к используемому в компании ПО и разработке возможных способов их минимизации. Такой анализ требует привлечения как технических ИТ-экспертов, ИТ-директоров, так и юристов санкционной и IP практик.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 обладает широким опытом юридического консультирования в области санкционных ограничений и готова оказать консультационную поддержку по любым вопросам, связанным с ограничительными мерами в сфере ИТ.
Подробнее
Авторы
.jpg)
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
.jpg)
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
.jpg)
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все.jpg)
Санкционное давление и уголовные риски: на что обратить внимание российским компаниям и их сотрудникам
В последнее время наблюдается усиление регуляторного давления со стороны ЕС в части контроля за соблюдением европейских санкций, в том числе со стороны российских компаний подконтрольных европейским лицам. Это создает дополнительные риски привлечения к ответственности для самих российских дочерних компаний и для их сотрудников, включая топ-менеджмент.
11.04.2025

Реклама на запрещенных ресурсах: какие запреты вводятся с 1 сентября 2025 года
7 апреля 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 72-ФЗ «О внесении изменений в ст. 12 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ФЗ «О рекламе», которым вводится запрет размещения рекламы на ряде площадок.
08.04.2025

Такси по правилам СПИК: новые требования по локализации
Ко второму чтению законопроекта № 481272-8 подготовлены обновленные поправки, ужесточающие требования к автомобилям, используемым в такси. Изначально инициатива была внесена в Госдуму в январе 2024, но позднее направлена на доработку. Ниже представлен обзор возможных ключевых изменений и их потенциальных последствий для отрасли.
28.03.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются
В 2025 году для многих иностранных компаний, ушедших с российского рынка в 2022 году, истекает трехлетний срок неиспользования товарных знаков. Данное обстоятельство создает риски досрочного прекращения правовой охраны товарных знаков по искам компаний, продолжающих свою деятельность в России. Подобные прецеденты уже встречаются на практике.
25.03.2025

Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025