Law Messenger
Новые санкции США в сфере ИТ: изучаем нюансы и последствия
20.06.2024 г.
12 июня 2024 года Управление по контролю за иностранными финансами США («OFAC») опубликовало новые ограничительные меры, направленные на российский ИТ-сектор. Введенные правила во многом схожи с подходом ЕС к ИТ-услугам и программному обеспечению («ПО»), ограничения на которые были существенно расширены в рамках 12 пакета ограничительных мер ЕС ранее в декабре 2023 года. Более того, отдельные американские правообладатели рассматривали ограничение доступа уже весной, следуя духу ограничительных мер ЕС. В то же время новое самостоятельное регулирование OFAC характеризуется собственными нюансами.
Принятые OFAC ограничительные меры предусматривают запрет на экспорт, реэкспорт, продажу или поставку прямо или косвенно из США или американским лицом, независимо от места его нахождения, в адрес любого российского лица:
- Услуг по консультированию и проектированию в области ИТ; и
- Услуг по ИТ-поддержке и облачных услуг для ПО для управления предприятием (enterprise management), проектирования и производства (designandmanufacturing).
Указанные ограничения вступят в силу 12 сентября 2024 года.
При этом они не распространяются (1) на услуги в пользу компаний, которые расположены в России и прямо или косвенно контролируются американскими лицами, а также (2) на любые услуги, связанные с прекращением деятельности или продажи бизнеса в России, если компания не находится в собственности, под прямым или косвенным контролем российского лица.
В FAQ OFAC приведены примеры ситуаций, которые попадают под новые ограничения:
- когда американская компания продает подписку на облачное ПО для планирования ресурсов предприятия российской компании;
- когда американская компания заключает с российской компанией договор на оказание ей помощи в модернизации ИТ-систем;
- когда американский поставщик услуг подписывает контракт с российской компанией на разработку и проектирование ПО, которое российская компания использует для внутренних целей.
В FAQOFAC также разъяснено, что запрет не распространяется на ситуации, когда американская компания предоставляет российским физическим и юридическим лицам постоянный доступ к бесплатным общедоступным облачным веб-приложениям, таким как электронная почта, электронные таблицы и приложения для работы с документами. Однако указание на возможность использовать такие сервисы в коммерческих целях в FAQ отсутствует.
Генеральные лицензии
Вместе с новыми ограничительными мерами OFAC выпустило и соответствующие Генеральные лицензии – так, опубликованы Генеральная лицензия 6D, в соответствии с которой допускается обновление ПО, предназначенного для медицинских изделий, и Генеральная лицензия 25D, посвященная сделкам, связанным с телекоммуникациями и определенными видами связи через Интернет.
Последняя лицензия допускает осуществление следующих операций:
- Все операции, обычно связанные и необходимые для получения или передачи телекоммуникаций;
- Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка в Россию, прямо или косвенно, из США или американскими лицами, где бы они ни находились, услуг, связанных с обменом сообщениями через Интернет (мгновенные сообщения, чат и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями и фильмами, просмотр веб-страниц, ведение блогов, платформы социальных сетей, платформы для сотрудничества, видеоконференции, электронные игры, платформы электронного обучения, автоматический перевод, веб-карты, услуги аутентификации пользователей, веб-хостинг и услуги регистрации доменных имен);
- Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка в Россию, прямо или косвенно, из США или американскими лицами ПО, аппаратных средств или технологий, связанных с обменом сообщениями через Интернет, когда они:
- подпадают под действие Положения об экспортном администрировании («EAR»); или
- не подпадают под действие EAR, но подлежали бы лицензионному исключению или были бы иным образом разрешены Министерством торговли, если бы они подпадали под действие EAR.
При этом Генеральная лицензия 25D не распространяется на:
- Открытие или ведение корреспондентского счета или сквозного счета для или от имени любой организации, подпадающей под действие Директивы №2 в соответствии с Исполнительным указом №14024;
- Любое списание средств со счета Центрального банка, Фонда национального благосостояния или Министерства финансов, находящегося на балансе американского финансового учреждения;
- Любые операции, запрещенные Исполнительными указами №14066 и №14068; или
- Любые сделки с участием АО «Первый канал Россия», АО «Вещательная компания НТВ», Телевизионной станции «Россия-1», ООО «Алгоритм», «Новое восточное обозрение», «Восточное обозрение» или Garantex Europe OU, если на то нет отдельного разрешения.
Последствия новых ограничений
В скором времени, с вступлением в силу рассматриваемых ограничительных мер, российскому бизнесу предстоит столкнуться с новыми вызовами. С высокой вероятностью санкции будут применять как компании США, так и правообладатели из других стран, для которых актуален риск вторичных санкций. Мы не можем исключать распространение ситуаций оверкомплаенса, то есть обстоятельств, когда иностранные компании будут закрывать доступ к ИТ-продуктам в случаях, не попадающих под ограничения OFAC, с целью полностью обезопасить себя.
Исходя из акта и FAQOFAC, категории запрещенного ПО совпадают с категориями, попадающими под ограничения ЕС. В отношении вопроса, какие конкретно программные продукты попадают под запрет, так же как и в ЕС сохраняется неопределенность и необходимость анализа используемого ПО и ИТ-услуг на предмет соотношения с запрещенными категориями.
Среди наиболее распространенных на территории России американских ПО можно назвать, например, ИТ-решения от Microsoft, которые используются в подавляющем большинстве компаний. Следует отметить, что в установленных случаях некоторое ПО в рамках программных пакетов Microsoft может попадать под действие Генеральной лицензии 25D (например, сервис электронной почты Outlook), тогда как статус иного ПО пока не определен (включая Excel, Word и иные продукты, которые напрямую не названы в числе запрещенных категорий ПО, но и в Генеральной лицензии 25D не поименованы).
Учитывая риски, связанные с новыми ограничениями, рекомендуется уделить особое внимание анализу применимости таких мер к используемому в компании ПО и разработке возможных способов их минимизации. Такой анализ требует привлечения как технических ИТ-экспертов, ИТ-директоров, так и юристов санкционной и IP практик.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 обладает широким опытом юридического консультирования в области санкционных ограничений и готова оказать консультационную поддержку по любым вопросам, связанным с ограничительными мерами в сфере ИТ.
Подробнее
Авторы
Наталья Аристова
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг. Эксперт по вопросам корпоративного, финансового и банковского права, а также санкционного комплаенса, энергетического и экологического законодательства
Связаться
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеОбзор изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
28 декабря 2024 года был принят Федеральный закон №532-ФЗ, внесший значительные изменения в регулирование инвестиционных фондов.
10.01.2025
Проект закона о видеоиграх
12 декабря 2024 на рассмотрение Госдумы внесен законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории РФ», направленный на введение ограничительных мер и требований, связанных с оборотом видеоигр в России.
24.12.2024
Обзор санкций ЕС в отношении Беларуси
В данном обзоре представлена общая краткая информация по санкциям ЕС в отношении Беларуси по состоянию на 1 декабря 2024 года.
17.12.2024
Увеличение ответственности европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях
В рамках 14-го пакета санкций ЕС увеличилась ответственность европейских лиц за соблюдение ограничительных мер в контролируемых ими российских компаниях. Введенная статья 8a Регламента (ЕС) № 833/2014 обязывает таких лиц прилагать «наилучшие усилия» для того, чтобы их дочерние компании за пределами ЕС не участвовали в деятельности, подрывающей или ослабляющей применение санкционных ограничений ЕС. Однако конкретные меры не указаны в регламенте, что создает неопределенность относительно того, какие действия могут быть признаны достаточными с точки зрения законодательства ЕС.
16.12.2024
Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
10.12.2024
Новая ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных
27 ноября 2024 года Совет Федерации РФ одобрил два законопроекта № 502104-8 и № 502113-8, которые существенным образом меняют ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных. Предполагается, что предложенные изменения подведут итог масштабной реформы ответственности за неправомерную обработку персональных данных.
28.11.2024
Санкции США против российского финансового сектора
21 ноября 2024 г. Управление по контролю за финансовыми активами США (OFAC) объявило о новых санкциях против России. Новые ограничения, в частности, касаются АО «Газпромбанк», более 50 российских банков, 40 регистраторов, а также 11 должностных лиц ЦБ РФ.
26.11.2024