
Law Messenger
Новая ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных
28.11.2024 г.
27 ноября 2024 года Совет Федерации РФ одобрил два законопроекта № 502104-8 и № 502113-8, которые существенным образом меняют ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных. Предполагается, что предложенные изменения подведут итог масштабной реформы ответственности за неправомерную обработку персональных данных, о которой Роскомнадзор сообщал еще в прошлом году.
В этой связи, вопросы соблюдения регуляторных требований к защите персональных данных и эффективная организация внутренних процессов в компаниях, по нашему мнению, приобретают большую значимость для операторов персональных данных и требуют повышенного внимания.
Административная ответственность
В соответствии с актуальной редакцией законопроекта № 502104-8, устанавливаются новые составы нарушений в рамках ст. 13.11 КоАП РФ, краткое описание которых вы можете найти ниже.
Нарушение | Максимальный размер штрафа для юридических лиц |
Невыполнение обязанности по подаче в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных или нарушение сроков такого уведомления
| 300 000 рублей |
Невыполнение обязанности по уведомлению Роскомнадзора об утечке персональных данных или нарушение сроков такого уведомления
| 3 000 000 рублей |
Утечка персональных данных от 1 000 до 10 000 субъектов и (или) от 10 000 до 100 000 идентификаторов* *Под идентификатором понимается уникальное обозначение сведений о физическом лице, содержащееся в информационной системе персональных данных оператора и относящееся к такому лицу
| 5 000 000 рублей |
Утечка персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов и (или) от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов
| 10 000 000 рублей |
Утечка персональных данных более 100 000 субъектов и (или) более 1 000 000 идентификаторов
| 15 000 000 рублей |
Утечка персональных данных, которые относятся к специальной категории
| 15 000 000 рублей |
Утечка биометрических персональных данных
| 20 000 000 рублей |
Повторная утечка персональных данных |
До 3% совокупного размера суммы выручки за предыдущий календарный год либо размера собственных средств кредитной организации, но не менее 20 000 000 рублей и не более 500 000 000 рублей
|
Повторная утечка биометрических персональных данных и (или) персональных данных, которые относятся к специальной категории |
До 3% совокупного размера суммы выручки за предыдущий календарный год либо размера собственных средств кредитной организации, но не менее 25 000 000 рублей и не более 500 000 000 рублей
|
Данный законопроект также предусматривает «смягчающие» обстоятельства, к которым отнесены:
- Ежегодные расходы оператора в течение 3 лет на мероприятия по обеспечению информационной безопасности, проводимые организацией с соответствующей лицензией, составляли не менее 0,1% годового размера выручки или размера собственных средств кредитной организации;
- Наличие документального подтверждения того, что оператор соблюдал требования к защите персональных данных в течение 12 месяцев;
- Отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность.
В свою очередь, к отягчающим ответственность обстоятельствам относятся продолжение противоправного поведения и имевшее место ранее привлечение к административной ответственности за нарушения, связанные с обработкой персональных данных и с информационной безопасностью.
В случае принятия законопроекта в текущей версии, он вступит в силу по истечении 180 дней после опубликования.
Уголовная ответственность
Законопроект № 502113-8 предлагает ввести в УК РФ статью 272.1, посвященную незаконной обработке персональных данных.
За незаконные использование и (или) передачу, сбор и (или) хранение информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование либо иным незаконным путем, может повлечь ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет.
В случае, если такие действия связаны с трансграничной передачей персональных данных, ответственность может выражаться в лишении свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 2 000 000 рублей и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет.
В текущей версии законопроекта не установлен специальный срок вступления в силу, поэтому в случае принятия он начнет действовать спустя 10 дней с даты официального опубликования.
* * *
Предложенные изменения значительным образом повлияют на оценку рисков, связанных с процессами обработки персональных данных. Учитывая наличие времени до вступления в силу новых правил об административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с оборотом персональных данных, мы рекомендуем сконцентрироваться на аудите собственной деятельности и убедиться, что она соответствует законодательству и лучшим практикам.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 имеет значительный опыт консультирования международных и российских клиентов по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, и готова оказать вам поддержку в указанной области.
Подробнее
Авторы

Василий Маковкин
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все.jpg)
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025

Новые правила обратного выкупа долей (акций) российских хозяйственных обществ иностранными недружественными инвесторами
Комитет Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям направил в Правительство на одобрение поправки в закон «Об иностранных инвестициях в РФ», которые существенно изменяют условия обратного выкупа акций (долей) российских компаний, проданных иностранными инвесторами в период с 24 февраля 2022 года по 1 марта 2025 года.
23.05.2025
.jpg)
Новые правила перевода земель с/х назначения в земли иных категорий
1 апреля 2025 подписан закон № 52-ФЗ, которым вносятся изменения в ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ЗК РФ и ГрК РФ. Поправками усложняется процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, сокращается число возможных оснований для перевода и изъятия сельхозугодий для государственных и муниципальных нужд, вводятся иные ограничения, предотвращающие уменьшение площади с/х земель в стране.
12.05.2025