
Law Messenger
Новая ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных
28.11.2024 г.
27 ноября 2024 года Совет Федерации РФ одобрил два законопроекта № 502104-8 и № 502113-8, которые существенным образом меняют ответственность за нарушения, связанные с оборотом персональных данных. Предполагается, что предложенные изменения подведут итог масштабной реформы ответственности за неправомерную обработку персональных данных, о которой Роскомнадзор сообщал еще в прошлом году.
В этой связи, вопросы соблюдения регуляторных требований к защите персональных данных и эффективная организация внутренних процессов в компаниях, по нашему мнению, приобретают большую значимость для операторов персональных данных и требуют повышенного внимания.
Административная ответственность
В соответствии с актуальной редакцией законопроекта № 502104-8, устанавливаются новые составы нарушений в рамках ст. 13.11 КоАП РФ, краткое описание которых вы можете найти ниже.
Нарушение | Максимальный размер штрафа для юридических лиц |
Невыполнение обязанности по подаче в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных или нарушение сроков такого уведомления
| 300 000 рублей |
Невыполнение обязанности по уведомлению Роскомнадзора об утечке персональных данных или нарушение сроков такого уведомления
| 3 000 000 рублей |
Утечка персональных данных от 1 000 до 10 000 субъектов и (или) от 10 000 до 100 000 идентификаторов* *Под идентификатором понимается уникальное обозначение сведений о физическом лице, содержащееся в информационной системе персональных данных оператора и относящееся к такому лицу
| 5 000 000 рублей |
Утечка персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов и (или) от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов
| 10 000 000 рублей |
Утечка персональных данных более 100 000 субъектов и (или) более 1 000 000 идентификаторов
| 15 000 000 рублей |
Утечка персональных данных, которые относятся к специальной категории
| 15 000 000 рублей |
Утечка биометрических персональных данных
| 20 000 000 рублей |
Повторная утечка персональных данных |
До 3% совокупного размера суммы выручки за предыдущий календарный год либо размера собственных средств кредитной организации, но не менее 20 000 000 рублей и не более 500 000 000 рублей
|
Повторная утечка биометрических персональных данных и (или) персональных данных, которые относятся к специальной категории |
До 3% совокупного размера суммы выручки за предыдущий календарный год либо размера собственных средств кредитной организации, но не менее 25 000 000 рублей и не более 500 000 000 рублей
|
Данный законопроект также предусматривает «смягчающие» обстоятельства, к которым отнесены:
- Ежегодные расходы оператора в течение 3 лет на мероприятия по обеспечению информационной безопасности, проводимые организацией с соответствующей лицензией, составляли не менее 0,1% годового размера выручки или размера собственных средств кредитной организации;
- Наличие документального подтверждения того, что оператор соблюдал требования к защите персональных данных в течение 12 месяцев;
- Отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность.
В свою очередь, к отягчающим ответственность обстоятельствам относятся продолжение противоправного поведения и имевшее место ранее привлечение к административной ответственности за нарушения, связанные с обработкой персональных данных и с информационной безопасностью.
В случае принятия законопроекта в текущей версии, он вступит в силу по истечении 180 дней после опубликования.
Уголовная ответственность
Законопроект № 502113-8 предлагает ввести в УК РФ статью 272.1, посвященную незаконной обработке персональных данных.
За незаконные использование и (или) передачу, сбор и (или) хранение информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование либо иным незаконным путем, может повлечь ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет.
В случае, если такие действия связаны с трансграничной передачей персональных данных, ответственность может выражаться в лишении свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 2 000 000 рублей и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет.
В текущей версии законопроекта не установлен специальный срок вступления в силу, поэтому в случае принятия он начнет действовать спустя 10 дней с даты официального опубликования.
* * *
Предложенные изменения значительным образом повлияют на оценку рисков, связанных с процессами обработки персональных данных. Учитывая наличие времени до вступления в силу новых правил об административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с оборотом персональных данных, мы рекомендуем сконцентрироваться на аудите собственной деятельности и убедиться, что она соответствует законодательству и лучшим практикам.
Отдел по оказанию юридических услуг Б1
Команда Б1 имеет значительный опыт консультирования международных и российских клиентов по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, и готова оказать вам поддержку в указанной области.
Подробнее
Авторы

Василий Маковкин
Партнер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Антон Сиднин
Менеджер Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
.jpg)
Полина Быченок
Юрист Б1
Отдел по оказанию юридических услуг, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025

Обзор последних изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве
В конце декабря 2024 года в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, а также нормативные правовые акты, устанавливающие временные меры регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, были внесены многочисленные изменения.
24.02.2025

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
21.02.2025

Новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость: ключевые изменения начала 2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в градостроительное законодательство и законодательство о регистрации недвижимости, которыми вводятся новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость.
19.02.2025

Поправки в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью
С 1 марта 2025 года вступают в силу поправки в Закон об акционерных общества и в Закон об обществах с ограниченной ответственностью.
19.02.2025