В ожидании рублевых единорогов
Антон Устименко, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и телекоммуникаций
Мы в Б1 продолжаем поддерживать и содействовать развитию технологического предпринимательства в России и смотрим на венчурный рынок как на инструмент развития этой отрасли. Новые задачи формируют новые возможности для технологических компаний в области создания ПО, облачных сервисов, ИТ-услуг, онлайн-рекламы, медиа, e-commerce, FinTech и не только.
Последние два года прошли под знаком переосмысления и перестроения стратегий и бизнес-моделей. Например, в условиях ограниченного доступа к технологиям растущий спрос на них со стороны корпоративных игроков создает новые возможности. Но это не сразу трансформируется в рост венчурного рынка. Основными инструментами работы с трансформационной повесткой и инновациями недавно были, скорее, пилоты и скаутинг, чем инвестиции и M&A из-за оттока с рынка предпринимателей, ИТ-специалистов и стартапов. Внешний рынок как модель масштабирования предпринимательства оказался закрыт.
Помимо указанных выше факторов, в 2023 году геополитическая и макроэкономическая ситуация, в том числе высокие процентные ставки, не способствовали развитию венчурного рынка. В результате мы увидели рекордно низкие объемы инвестиций. Однако венчурный рынок цикличен, в мире он тоже показал падение, и венчурная зима, которую мы сейчас наблюдаем, – явление сезонное. В стране ищут возможностей для инвестиций существенные объемы ликвидности, и по мере снижения процентной ставки их направления будут меняться, в том числе в сторону венчурных инвестиций и IPO.
Традиционно IPO является одним из способов выхода для инвесторов, поэтому положительная динамика на российском рынке IPO – хорошая новость для венчурного рынка. Российский рынок IPO уже показал рекорды в 2023 году, и вклад в них российских ИТ-компаний, если не по объему, то по количеству, продемонстрировал внушающую оптимизм динамику. Рынок IPO кардинально поменялся, иностранные инвесторы ушли, институциональные уступили место розничному инвестору. Размер компании для успешного IPO уменьшился, открывая новые возможности для выходов, в том числе для венчурных инвесторов. С учетом наличия ликвидности в стране рынок IPO имеет потенциал роста, а это подстегнет и венчурные инвестиции.
В отличие от розничного инвестора в бумаги публичных компаний, венчурный – более опытный и склонный к взвешенному риску игрок. Новыми игроками на российском рынке уже становятся бизнес-ангелы и инвестиционные сообщества, частные фонды и фонды с государственным участием. Они и обеспечат рост венчурного рынка, для которого открывается благоприятный фон.