IT-компаниям могут предложить бессрочное обнуление налога на прибыль
Геннадий Тимоничев, директор Б1, группа по оказанию налоговых услуг компаниям сектора технологий, медиа и телекоммуникаций
Определенность, что ИТ-льготы всерьез и надолго – позитивный сигнал, особенно для компаний, которые планируют инвестировать в персонал и технологии, в том числе в сфере импортозамещения.
Однако такое внимание к ИТ-сектору со стороны законодателя неизбежно повысит риски, связанные с обоснованием корректности применения льгот, к чему необходимо готовиться заранее. Для удобства массив технических вопросов, которые могут оказаться в фокусе налоговых органов, можно условно разделить на несколько крупных блоков, например, самостоятельность ИТ-компании от своих клиентов как отдельного хозяйствующего субъекта, реальное осуществление льготируемой ИТ-деятельности в требуемом для льгот объеме не менее 70 процентов от доходов.
Несмотря на то, что в основных направлениях налоговой политики на 2023-2025 годы, опубликованных в конце октября 2022 года, Минфин РФ оценил выпадающие за 2022-2024 годы доходы от применения аккредитованными ИТ-компаниями льготы по налогу на прибыль в сумме 10 млрд руб. и по страховым взносам в разы больше, эта оценка весьма условна, особенно в условиях существенного изменения ландшафта отрасли за прошедший год.
Фактический эффект для бюджета будет складываться из трех факторов:
- дополнительные выпадающие доходы бюджета за счет корректного применения льгот новыми ИТ-компаниями,
- налоговые доначисления компаниям, которые применяли льготы, необоснованно полагаясь на формальное соблюдение их условий,
- и главное ради чего, по всей видимости вводилась и продлевается эта льгота – это ориентировочная сумма прибыли и связанных с ней налоговых поступлений от компаний иных отраслей, заработанная благодаря использованию услуг и продуктов ИТ-компаний
В условиях современной цифровой экономики именно этот показатель в конечном итоге определит сумму выпадающих доходов или сверхдоходов бюджета от ИТ-льгот.