
Покупатели выбирают немаркое
Илья Ананьев, партнер Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и потребительских товаров, агробизнеса, медико-биологической отрасли
.jpg)
Отмечается, что в этом году при покупке, например, спортивной обуви и парфюмерии потребители отказались от привычных брендов в большей степени, чем рассчитывали осенью 2022 года. Как вам кажется, чем этот факт может быть обусловлен и почему коснулся именно этих категорий товаров, тогда как по остальным наблюдается обратная динамика?
В этих категориях потребительских товаров исторически потребители традиционно покупали товары известных иностранных брендов, поэтому, покупатели, с одной стороны, опасались, что именно эти товары будут недоступны в первую очередь, а с другой, предполагали, что именно их цена вырастет более значительно. Кроме этого, судя по всему, негативные ожидания потребителей по поводу качества товаров альтернативных производителей оказались завышенными.
Доля россиян, которые планируют крупные покупки в ближайшие полгода, выросла с 21% осенью 2022 года до 27% в мае 2023-го. О каких примерно видах/категориях крупных покупок идет речь? Почему, по вашему мнению, меняется отношение россиян к крупным приобретениям, какие факторы в данном случае имеют влияние?
Мы спрашивали у респондентов о покупках, стоимость которых превышает доход домохозяйства за полгода, т.е. это действительно крупные покупки, такие как автомобили, квартиры, дачи, мебель, бытовая техника. Увеличение доли потребителей, планирующих крупные покупки, говорит, во-первых, о том, что уровень обеспокоенности и неуверенности в будущем у потребителей снижается, появляются возможности для планирования, а во-вторых, что доходы населения если и упали, то в меньшей степени, чем это ожидалось осенью 2022 года.
По вашей оценке, какие тренды в потребительском поведении продолжат усиливаться во второй половине 2023 года и какие к этому есть предпосылки?
Мы предполагаем, что при отсутствии внешнего давления и негативных новостей уровень уверенности потребителей в будущем будет увеличиваться. Товары известных брендов будут все больше заменяться аналогами из дружественных стран или продукцией, произведенной в России. Однако, при этом со стороны потребителей существует запрос на привычный уровень качества товаров, поэтому спрос на бренды сохранится и, соответственно, будет встречное предложение.