Российские школы начинают зеленеть
Лариса Курылева, старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития Группы компаний Б1
Лариса Курылева, старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития Группы компаний Б1, кандидат технических наук, рассказала «Ведомости» о внедрении ESG в российских школах.
1. В Европе и США и очень многие компании заявляют, что следуют ESG-принципам, составляют необходимую отчетность. Правильно ли мы понимаем, что образовательные школы (как минимум крупнейшие частные) также следуют ESG. С чем это связано, зачем зеленая повестка школе?
Действительно, вопросы устойчивого развития и ESG все более активно заходят и в систему образования. В практике международных школ, преимущественно частных, наблюдаются тренд во введении специализированных предметов по вопросам устойчивого развития, таких как загрязнение окружающей среды, биоразнообразие и сохранение ресурсов, использование воды, энергия, транспорт, отходы и их переработка, а также здоровый образ жизни. Кроме того, можно наблюдать и внедрение ESG-принципов в саму бизнес-стратегию школы, обеспечению ее устойчивого развития. С одной стороны, школа, как участник комплексной системы образования, реагирует на запросы общества, бизнеса, регуляторов, а с другой стороны, у самого молодого поколения есть потребность иметь устойчивое будущее и быть вовлеченным в изучение и практическое применение полученных знаний в области охраны окружающей среды и сохранения ресурсов, участвуя в своих первых экологических проектах на базе самой школы.
2. Cейчас и в России образовательные учреждения пытаются внедрять ESG. Какие причины могут быть у отечественных игроков – своего рода маркетинговый ход, запрос со стороны родителей или сейчас внедрение ESG становится нормой и потому без этого никак?
Я бы говорила в первую очередь о формировании в образовательной среде осознания важности самой концепции устойчивого развития как обеспечения устойчивого будущего для следующих поколений. И здесь можно наблюдать не только запросы крупных российских компаний на квалифицированных специалистов в вопросах устойчивого развития и ESG, развитие национальных регуляторных механизмов этой области, прежде всего в сфере зелёной экономики, но и открытость и интерес самой молодежи к включенности в эту повестку.
В крупнейших вузах России вводится как ряд отдельных дисциплин по вопросам устойчивого развития, так и реализация специализированных бакалаврских и магистерских программ, а также специализированные программ в рамках дополнительного образования, например, в области климатической повестки, как более быстрый отклик на запросы бизнеса, общества и регуляторов. Область программ распространяется на специалистов, связанных с управлением бизнесом и зачастую с фокусом на отраслевую специфику – экономику и финансовый сектор, энергетику, городское развитие, строительство и архитектура, и даже устойчивую моду и дизайн.
Кроме того, отдельные российские вузы уже встраивают ESG-принципы в свои стратегии и выпускают отчетность в области устойчивого развития.
3. Какие основные сложности, на ваш взгляд, могут быть у школ, пытающихся жить по этим принципам? Является ли отсутствие специалистов, в том числе в штате школы, серьезным препятствием? Является ли оно непреодолимым?
Применение ESG-принципов требует прежде всего согласованности действий различных направлений. Сам повестка в области устойчивого развития это область междисциплинарных моделей и подходов. Одним из успешных решений можно отметить создание на базе школ или вузов специализированных центров в области устойчивого развития, которые выступают и как аккумуляторы знаний, и как ответственное звено для развития ESG-повестки в самом образовательном учреждении, обеспечивая преемственность знаний и продвижение повестки устойчивого развития в модели «школа-вуз-компания».
4. Есть ли будущее у школьного ESG и почему? (подсказка – хотелось бы найти хотя бы у элитных частных школ)
Вопросы экологии, изменения климата и других аспектов ESG становятся все более актуальными, что во многом обуславливает необходимость более глубокой экологической осведомленности учащихся школ, актуализации учебных программ, а также внедрению ESG-принципов и в саму стратегию образовательного учреждения. В международной и российской практике, преимущественно в частных школах, можно увидеть примеры создания в школах специализированных Комитетов по устойчивому развитию, которые выступают за разработку специальных документов, например, Экологической стратегии школы, являются центром ответственности за подготовку и реализацию различных мероприятий, среди которых: проекты по энергоэффективности, использованию ВИЭ, покупке углеродных кредитов для компенсации дальних поездок учащихся, посадка деревьев и сортировка отходов. Кроме того, Комитеты организуют взаимодействие с различными сообществами, ассоциациями, центрами в целях партнерства по вопросам устойчивого развития.
Говоря о перспективах, необходимо отметить и тренд в школьном образовании по применению более современных образовательных форматов и подходов, развитию у учащихся предпринимательского мышления, творчества и инноваций, что помогает учащимся в разработке и реализации своих проектов по улучшению воздействия школы на окружающую среду с целью сокращения углеродного следа.