Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

back

Российские школы начинают зеленеть

Лариса Курылева, старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития Группы компаний Б1

avatar

Лариса Курылева, старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития Группы компаний Б1, кандидат технических наук, рассказала «Ведомости» о внедрении ESG в российских школах.

1. В Европе и США и очень многие компании заявляют, что следуют ESG-принципам, составляют необходимую отчетность. Правильно ли мы понимаем, что образовательные школы (как минимум крупнейшие частные) также следуют ESG. С чем это связано, зачем зеленая повестка школе?

Действительно, вопросы устойчивого развития и ESG все более активно заходят и в систему образования. В практике международных школ, преимущественно частных, наблюдаются тренд во введении специализированных предметов по вопросам устойчивого развития, таких как загрязнение окружающей среды, биоразнообразие и сохранение ресурсов, использование воды, энергия, транспорт, отходы и их переработка, а также здоровый образ жизни. Кроме того, можно наблюдать и внедрение ESG-принципов в саму бизнес-стратегию школы, обеспечению ее устойчивого развития. С одной стороны, школа, как участник комплексной системы образования, реагирует на запросы общества, бизнеса, регуляторов, а с другой стороны, у самого молодого поколения есть потребность иметь устойчивое будущее и быть вовлеченным в изучение и практическое применение полученных знаний в области охраны окружающей среды и сохранения ресурсов, участвуя в своих первых экологических проектах на базе самой школы. 

2. Cейчас и в России образовательные учреждения пытаются внедрять ESG. Какие причины могут быть у отечественных игроков – своего рода маркетинговый ход, запрос со стороны родителей или сейчас внедрение ESG становится нормой и потому без этого никак?

Я бы говорила в первую очередь о формировании в образовательной среде осознания важности самой концепции устойчивого развития как обеспечения устойчивого будущего для следующих поколений. И здесь можно наблюдать не только запросы крупных российских компаний на квалифицированных специалистов в вопросах устойчивого развития и ESG, развитие национальных регуляторных механизмов этой области, прежде всего в сфере зелёной экономики, но и открытость и интерес самой молодежи к включенности в эту повестку.

В крупнейших вузах России вводится как ряд отдельных дисциплин по вопросам устойчивого развития, так и реализация специализированных бакалаврских и магистерских программ, а также специализированные программ в рамках дополнительного образования, например, в области климатической повестки, как более быстрый отклик на запросы бизнеса, общества и регуляторов. Область программ распространяется на специалистов, связанных с управлением бизнесом и зачастую с фокусом на отраслевую специфику – экономику и финансовый сектор, энергетику, городское развитие, строительство и архитектура, и даже устойчивую моду и дизайн.

Кроме того, отдельные российские вузы уже встраивают ESG-принципы в свои стратегии и выпускают отчетность в области устойчивого развития.

3. Какие основные сложности, на ваш взгляд, могут быть у школ, пытающихся жить по этим принципам? Является ли отсутствие специалистов, в том числе в штате школы, серьезным препятствием? Является ли оно непреодолимым?

Применение ESG-принципов требует прежде всего согласованности действий различных направлений. Сам повестка в области устойчивого развития это область междисциплинарных моделей и подходов. Одним из успешных решений можно отметить создание на базе школ или вузов специализированных центров в области устойчивого развития, которые выступают и как аккумуляторы знаний, и как ответственное звено для развития ESG-повестки в самом образовательном учреждении, обеспечивая преемственность знаний и продвижение повестки устойчивого развития в модели «школа-вуз-компания».

4. Есть ли будущее у школьного ESG и почему? (подсказка – хотелось бы найти хотя бы у элитных частных школ)

Вопросы экологии, изменения климата и других аспектов ESG становятся все более актуальными, что во многом обуславливает необходимость более глубокой экологической осведомленности учащихся школ, актуализации учебных программ, а также внедрению ESG-принципов и в саму стратегию образовательного учреждения. В международной и российской практике, преимущественно в частных школах, можно увидеть примеры создания в школах специализированных Комитетов по устойчивому развитию, которые выступают за разработку специальных документов, например, Экологической стратегии школы, являются центром ответственности за подготовку и реализацию различных мероприятий, среди которых: проекты по энергоэффективности, использованию ВИЭ, покупке углеродных кредитов для компенсации дальних поездок учащихся, посадка деревьев и сортировка отходов. Кроме того, Комитеты организуют взаимодействие с различными сообществами, ассоциациями, центрами в целях партнерства по вопросам устойчивого развития.  

Говоря о перспективах, необходимо отметить и тренд в школьном образовании по применению более современных образовательных форматов и подходов, развитию у учащихся предпринимательского мышления, творчества и инноваций, что помогает учащимся в разработке и реализации своих проектов по улучшению воздействия школы на окружающую среду с целью сокращения углеродного следа. 

18 августа 2023 г.

Ведомости

Подробнее

Другие комментарии

Посмотреть все
Страховщикам не хватает на такси

Страховщикам не хватает на такси

Ольга Вострикова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудита и сопутствующих услуг

07.12.2023

Таксисты объезжают страховку

Таксисты объезжают страховку

Татьяна Самсонова, партнер Группы компаний Б1, департамент аудиторских и сопутствующих услуг

06.12.2023

Бизнесу в русских офшорах предложили пожертвовать деньги регионам в обмен на льготы

Бизнесу в русских офшорах предложили пожертвовать деньги регионам в обмен на льготы

Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

05.12.2023

Новое направление для инвестиций: чем интересна недвижимость Азербайджана

Новое направление для инвестиций: чем интересна недвижимость Азербайджана

Илья Сухарников, партнер Группы компаний Б1, отдел консультирования в сфере недвижимости, строительства и развития территорий, департамент консалтинга, технологий и транзакций

01.12.2023

Отчетность Мосбиржи зеркалит рыночные процессы

Отчетность Мосбиржи зеркалит рыночные процессы

Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора

01.12.2023

Банки держатся за длинные позиции

Банки держатся за длинные позиции

Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора

30.11.2023

Деньги на идеи: как увеличить число государственно-частных проектов в IT

Деньги на идеи: как увеличить число государственно-частных проектов в IT

Александр Чижов, партнер Группы компаний Б1, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

28.11.2023

Зачем эмитенты дробят свои акции

Зачем эмитенты дробят свои акции

Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора

29.11.2023

Бизнес рискует начать платить налог за рекламу в соцсетях

Бизнес рискует начать платить налог за рекламу в соцсетях

Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса

24.11.2023

Заработать на банках

Заработать на банках

Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора

21.11.2023