Депутаты предлагают новые варианты переезда компаний в САР
Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Возврат бизнеса в Россию через переезд в САР стал очень востребован после февраля 2022. Однако этот процесс подразумевает редомициляцию, а значит – выход из иностранного государства, в котором прописана иностранная компания. В ряде случаев этот процесс затруднен. Во-первых, из некоторых стран невозможно выйти через редомициляцию в принципе (Гонконг, Сингапур) либо возможно «транзитом» (например, из Голландии компании приходят в Россию через Кипр или Люксембург). Следовательно, процесс удлиняется минимум на 4-6 месяцев. Во-вторых, осложнения возникают из-за отказов провайдеров (директора, аудиторы, бухгалтера, юристы) сопровождать процесс и возможного негативного мнения регуляторов относительно «выпуска» компании.
Предложенный российским регулятором механизм создания компаний в САР и перевода в них активов иностранных компаний в ряде ситуаций может ускорить процесс (например, по сравнению с транзитными редомициляциями) и стать более эффективным методом перехода в Россию (например, при отказе иностранных регуляторов выпускать компанию). Однако он не решает всех проблем – например, не отменяет налогов на выход из иностранных юрисдикций и не помогает более конструктивно работать с провайдерами. При этом примечательно желание законодателя обеспечить в САР для новых компаний корпоративный режим, схожий с зарубежными по гибкости (например, выпуск разных классов акций). Насколько такая новация будет работоспособна – покажет только время, так как создание особой системы права в рамках общероссийской системы – задача нетривиальная.
Причин переезда много – это и негативное отношение всех провайдеров к работе с российским бизнесом, и закрытие банковских счетов (взять хотя бы недавние новости на Кипре), сложности в получении дивидендов из России на зарубежные компании – как правило, для этого нужно разрешение Правительственной комиссии, а получить его получается не во всех случаях. Наконец, в свете сложной геополитической обстановки владение активами через иностранные юрисдикции сопряжено с повышенными рисками их утраты.