Российские Минфин и МИД предложили приостановить действие соглашений об избежании двойного налогообложения со всеми странами, которые ввели санкции против России
Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Кого затронет мера?
Мера ударит в первую очередь по компаниям из недружественных юрисдикций (например, Франции, Японии, Германии), которые несмотря на текущий контекст сохраняли стратегические инвестиции в России. Например, дивиденды для многих таких инвесторов могли облагаться в России под 5%, теперь же ставка поднимется до общих 15%. Разумеется, это не придаст популярности инвестированию в Россию.
Помимо иностранных инвесторов, объявленная мера негативно скажется и на интересах российских лиц, которые структурировали владение и финансирование российских активов через зарубежные страны. Эффект надо оценивать предметно: во-первых, по многим странам, соглашения с которыми могут быть приостановлены, ставки и так уже фактически подняты до общероссийских, а значит и дополнительного вреда не будет. Во-вторых, структурировать российский бизнес через недружественные страны стало сложно, это понимание пришло еще прошлой весной. С тех пор планомерно осуществляются реструктуризации – например, перевод компаний из недружественных стран в ОАЭ либо российские САРы, либо просто ликвидация компаний из недружественного периметра.
Важным дополнительным вопросом, который следует прояснить, является налогообложение дивидендов в Россию из стран, соглашения с которыми могут быть приостановлены. Если к дивидендам перестанет применяться ставка 0%, то конечно это в первую очередь ударит по российскому бизнесу, такое решение не видится оптимальным (хотя оно симметрично одной из мер, которые могут внедрять страны ЕС против России).
Что делать?
Для бизнеса и владельцев КИК варианты есть – перевод структур в дружественные государства, например, ОАЭ, с которыми судя по публичным заявлениям существует вероятность заключения налогового соглашения. Другая альтернатива – передача активов под российские компании (но тогда потребуется разрешение правительственной комиссии и детальное структурирование) или же перевод самих иностранных компаний в российские САРы путем редомициляции. Соответствующий положительный опыт уже наработан, при этом сложность редомициляции будет сильно зависеть от «выпускающей» недружественной страны – некоторые будут требовать налог на выход.